Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Табуляграмма способов восстановления изношенных деталей автомобилей
Примечания: НУГ – наплавка в среде углекислого газа; ВДН – вибродуговая наплавка; НСФ – наплавка под слоем флюса; ITH – газотермическое напыление; Х – хромирование; О – осталивание; КК – применение клеевых композиций; РH – ручная наплавка; РР – применение ремонтных размеров; МО – механическая обработка Определение значений критерия долговечности Критерий долговечности определяется как функция трех аргументов, К д = f (ки, кв, ксц), где ки – коэффициент износостойкости; кв – коэффициент выносливости; ксц – коэффициент сцепляемости. Численные значения коэффициентов износостойкости и выносливости могут определяться на основании стендовых и эксплуатационных сравнительных испытаний новых и восстановленных деталей или соответствующих им образцов на стандартных машинах (машинах трения, машинах для испытания на усталость), или могут быть взяты из справочной литературы. Значения коэффициента сцепляемости могут быть рассчитаны по следующей зависимости: ксц= i o / i э, где i o – опытное значение для данной детали прочности сцепления нарушенного слоя с основным металлом; i э – эталонные значения прочности сцепления. На основании результатов ряда научных исследований за эталонные могут быть приняты следующие численные значения сцепляемости: - для наружных стальных поверхностей, воспринимающих значительные ударные или знакопеременные нагрузки – 50 кГс/мм; - для наружных стальных или чугунных поверхностей, не воспринимающих значительные ударные или знакопеременные нагрузки – 20 кГс/мм; - для внутренних посадочных поверхностей под подшипники, не воспринимающих знакопеременные и значительные ударные нагрузки стальных, чугунных или алюминиевых сплавов деталей – 5 кГс/мм; - для наружных или внутренних стальных и чугунных поверхностей, не воспринимающих значительные ударные или знакопеременные нагрузки слоем, характеризующимся пористостью, при работе сопряжения в условиях обильной смазки – 4 кГс/мм. Критерий долговечности К д численно равен значению того из коэффициентов, который имеет наименьшую величину. Значения коэффициентов приведены в табл. 4. Определение значений критерия технико-экономической эффективности Технико-экономическая эффективность позволяет оценить рентабельность различных способов с учетом затрат времени на восстановление. Критерий технико-экономической эффективности К э является функцией экономичности и производительности способов. Значения критерия технико-экономической эффективности приведены в табл. 5. Согласно общей методике, окончательному выбору подлежит тот способ, который удовлетворяет наиболее высокому значению кэ (по данным табл.5). Вместе с тем обращаться к этой таблице следует лишь в том случае, если имеется несколько способов, отвечающих необходимым значениям критериев применимости и долговечности (К т=1; К д ³ 0.8 ¸ 1). Если требуемым значениям этих критериев удовлетворяет лишь один способ, он должен использоваться, при наличии положительного экономического эффекта от восстановления, при любых значениях К э. Для реализации выбранного способа восстановления детали необходимо подобрать оборудование, при этом учитывается размер партии восстанавливаемых деталей, габаритные размеры деталей, расположение восстанавливаемых поверхностей, требования к точности, производительности и экономичности восстановления. Количество единиц оборудования, необходимого для восстановления данной детали, можно рассчитать по упрощенной формуле n = N см / N об к 3, где N см – сменная программа восстановления деталей; N об– производительность оборудования; к 3 – коэффициент загрузки оборудования, к 3 = 0, 9 ¸ 0, 95. Таблица 4 Значения критерия долговечности К д
Таблица 5 Значения критерия технико-экономической эффективности К э
Контрольные вопросы 1. Для чего определяются коэффициенты годности и восстановления деталей? 2. Как производится выбор оптимального способа восстановления деталей по критерию технологической применимости? 3. Как производится выбор оптимального способа восстановления деталей по критерию долговечности? 4. Как производится выбор оптимального способа восстановления деталей по критерию технико-экономической эффективности?
|