Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гудбранздальская лошадь






Удачная гудбрандздальская лошадь обладает многими превосходными качествами. Отсюда очень понятно, что норвежцы ее чрезвычайно ценили. Понятно также, что шведские коннозаводчики, особенно в северных провинциях, с радостью приветствуют каждый успех в разведении гудбрандздальской лошади, так как эта раса, в продолжении нескольких столетии, доставляла им превосходных рабочих и ломовых лошадей мелкой разновидности, которые до сих пор, в лесных областях скандинавского севера, не могли быть вытеснены никакой другой породой. С возрастающей культурой, однако, некоторые типические пороки норвежской лошади делались все более ощутительными, вследствие чего заводчики увидели себя вынужденными приспособить свое производство к новейшим потребностям. Насколько это осуществимо при помощи скрещивания с предлагаемыми для этого, с разных сторон, норфольками-родстерами, это вопрос, ревностно рассматриваемый теперь в иппологических кружках Норвегии.

Прежде чем подойти ближе к этому спорному вопросу, подвергнем критическому осмотру современную гудбрандздальскую лошадь.

В общем хорошо сформированная и выразительная голова имеет толстые мясистые ганаши; затылок плотен и широк; шее коротка и тяжела, — качества, нимало не облегчающие взнуздывание. Сюда присоединяются короткое и крутое, хотя мускулистое плечо, затрудняющее развитие растянутого широкого хода. Хотя несмотря на это лошадь в состоянии бегать поразительно быстрой рысью, благодаря своей врожденной энергии, но эта быстрота достигается за счет выносливости. Загривок низок. Косолапость, французская постановка передних ног, встречаются довольно часто. Спина так же, как длина ребер и грудь, редко дают повод к порицанию, однако, плоские ребра наблюдаются относительно часто. Большей частью несколько спущенный круп не имеет ни достаточной длины, ни ширины, бедра обнаруживают подозрительный недостаток мускулов, скакательный сустав не всегда сух, положение углов задней конечности оставляет желать многого, а коровья постановка задних ног — часто встречающийся недостаток. Копыта всегда хорошо сформированы и здоровы. Средний рост =1, 50 —1, 60 т., средний живой вес 450 — 500 килограмм. Самые обыкновенные масти — буланая, с черными хвостом и гривой и черной полосой на спине, гнедая и темно-гнедая. Темперамент отличается живостью, соединенной с большой кротостью, почему терпеливая, умеренная и кроткая дэльская лошадь так близко и подходит к норвежскому идеалу рабочей и уличной лошади.

Несмотря на это, мы должны, на основании вышеприведенного описания, порицать в ней с общеиппологической точки зрение, незначительный рост, неудобную форму плеча, недостаток глубины и ширины, неправильную постановку конечностей, и в отношении к остальному туловищу, слишком узкий зад.

Наличность этих недостатков не оспаривается и в Норвегии ни одним благоразумным иппологом; однако многие придерживаются мнения, что им не следует придавать большого значения, так так они вызваны неправильным воспитанием. Нужно только заботиться о лучших конюшнях, о более рациональном воспитании молодняка, более питательном корме и большем движении, тогда вышеупомянутые недостатки со временем исчезнут сами собой. Нам лично кажется, что сторонники этого вопроса предаются весьма опасной иллюзии.

Так как вредные последствие погрешностей воспитания успели принять уже форму типических, расовых недостатков, то поскольку виновно воспитание, оно одно вряд ли может их исправить. Поэтому решительные реформы в общепринятом методе воспитание составляют только одно звено в длинной цепи мероприятий, которые должны быть приняты для того, чтобы норвежская рабочая лошадь была в состоянии и в будущем отвечать требованием рынка.

Таким образом пришли к вопросу, чем пособить современному положению вещей, что предпринять: „чистое разведение или скрещивание? "

Наше решительное мнете, — что во всяком вопросе животноводства, следовательно, и коннозаводстве, требуемые духом времени быстрые результаты достижимы лишь тогда, когда скрещиванию предоставлено подготовить почву для чистого разведение. Одно чистое разведете действует слишком медленно. Если бы даже справедливо задуманные реформы в традиционном методе выращивание и могли быть проведены во всем округе разведения дэльской лошади в промежуток времени, несколько меньший человеческой жизни — в чем мы сильно сомневаемся, — то и тогда останется на лицо тот факт, что для избавление местного коннозаводства от типических расовых пороков, посредством браковки не соответствующих идеалу индивидуумов, или, другими словами, посредством последовательного целесообразного воспитания, потребуется длинный ряд десятилетий. Но в стране, как Норвегия, где коннозаводство не находится под сознательным руководством особого ведомства, облеченного необходимою властью и пользующегося дoвepиeм коннозаводчиков, где нет никакой надежды на то, чтобы были когда-либо приняты запретительные меры против употребление порочных или несоответствующих установленному типу племенных животных, и где премирование, вследствие недостаточности имеющихся в распоряжении денежных средств, может иметь лишь очень незначительное влияние на направление коннозаводства, — в Норвегии, повторяем, цель отодвинулась бы в туманную даль.

Итак, мы не оспариваем возможности достигнуть хороших результатов посредством исключительно чистого разведение, основанного на разумном воспитании; мы только высказываем опасение, чтобы этот метод не послужил бы иллюстрацией к старой пословице: „пока солнце взойдет, роса очи выест".

Таким образом, мы полагаем, что должно рекомендовать норвежским коннозаводчикам скрещивание; но и скрещивание потребует большой осторожности и знания дела, так как здесь идет речь не о создании новой расы или о наделении одной из существующих рас новыми, чуждыми ей свойствами, но лишь об устранении некоторых недостатков скорее, чем это может быть достигнуто посредством чистого разведения. С тем вместе обозначаются и границы, вне которых чистое разведение вновь вступило бы в свои права.

„На вопрос — какая порода более всех годится для этого скрещивание, я, говорит граф Врангель, не раз уже отвечал в печати. Я не знаю ни одной, которая более норфолька-родстера соединяла бы в себе все свойства идеализированной норвежской лошади. Широкий и глубокий, не достигая значительной величины и тяжести, энергичный, кроткий, с хорошим ходом, не слишком легкий, не слишком благородный, но все же красивой наружности и кроме того обладающий испытанной наследственной силой, норфольк-родстер представляет собою идеал лошади норвежского крестьянина.

„Повторяю мои слова, обращенные слишком 20 лет тому назад к тамошним коневодам: Каждая попытка в другом направлении безуспешна, каждая проволочка готовит национальному достоянию дальнейшие потери". Мы лично не находим возражений против предлагаемого графом Врангелем скрещивание. Норфолькские жеребцы " King-Tom" и „Vigour" дали в Норвегии с гудбранздальскими кобылами блестящее потомство. В 1889, 1890 и 1891 г.г. потомки King-Tom в Норвежском рысистом „дерби", " на кубок Мейера" и „на 2000 метров" оставались победителями. Но к сожалению, в Англии уже нельзя получить норфолькских рысаков типа King-Tom и Vigour. Современный хакней, парадная лошадь, а не заводская заменила собою старого и прекрасного норфолька.

Средняя цена на гудбранздальских жеребцов установилась в 3500 — 4500 крон; но цены в 6000 и в 8000 крон не составляют исключений.

Правительственные мероприятия в области коннозаводства Норвегии чрезвычайно незначительны. Они ограничиваются содержанием около 10 " Племенных жеребцов", арендованием нагорного лошадиного пастбища в Гудбрандздален, где премированные или одобренные кобылы пользуются даровым выгоном и распределением приблизительно 12.000 крон на покупку производителей различными Обществами и союзами около 10.000 крон в виде премий на ежегодных конских выставках в Христиании, Стане, Норденфиельдсе, Вестландете, Трондьеме, Левангере, Лилегамере и Лоэрдиле и Тамаре. Это все! — При таких условиях остается только удивляться тому, что местное коневодство вообще еще существует, проявляя все-таки довольно значительную жизненную силу. В числе факторов, благотворно воздействующих в Норвегии на воспитание сильной, энергичной, в лучшем смысле слова здоровой лошади, заслуживает упоминание рысистый спорт, рационально поставленный с 1875 года. Рысистые бега, введенные в качестве народных увеселении в разных местах страны еще в начале нынешнего столетие, не могли сначала оказывать никакого влияние на коннозаводство, главным образом вследствие незначительной дистанции в 300 — 600 м. В настоящее же время в Христиании существует хорошо организованное Общество рысистых бегов, под эгидой которого спорт получил рациональное основание. Этим обществом приняты следующие дистанции: 500 —1000 м. для четырех и пятилетних лошадей, 2, 000 м. для шестилетних лошадей и старше и 3, 000 м. для семилетних и старше. Возникшая в провинции меньшие общества рысистых бегов также значительно увеличили общепринятая, до того ничего не значащие дистанции так, что норвежская лошадь, домогающаяся успеха на беговом поле, впредь должна быть к этому подготовлена тщательным воспитанием и специальной тренировкой. Кроме того „Det Norske Traver Selskab" издает с 1890 г. племенную книгу, в которую принимаются только рысаки, выигравшие в призах своего возраста.

Желанное взаимодействие между коннозаводством и спортом, таким образом, может считаться обеспеченным.

Самый лучший рекорд на норвежских бегах достигнут рысаком „Alf", рожденным в 1881 г. от „Baeringen" и кобылы от „Odin". Этот рысак, ростом лишь в 1, 57, некоторое время бывший строевою лошадью в полку норвежских конных егерей, дебютировал в 1888 году на беговом ипподроме, причем, совершенно без всякой тренировки, сделал 1 английскую милю в 3: 02. Два года спустя он уже достиг рекорда 2: 452/5, а в 1892г. с 2: 442/5 ему удалось сделаться чемпионом норвежского бегового спорта. Что две английские мили он сделал в 5: 446/10, ему также справедливо вменяется в заслугу.

Из прочих светил среди норвежских заводских рысаков должны быть упомянуты:

Dud, сер. коб., род. 1889 г. от King-Tom (норф. рыс.), в 1897 г. в Берлине 3100 метр. —5: 13; километр в 1: 41.

АН, карак. мер., родился 1881 г. от Baeringen, в 1892 г. в Хри-сиании (по льду) 1609 м. —2: 442/5, километр 1: 43.

Kwik, рыжий жер., род. 1875 г. от Palle, 1884 г. в Христиании (летом) 1609 м. 2: 441/2, килом. 1: 43. Sif, рыж. коб., род. 1885 г. от Kwik, 1895 г. в Дронгедале (по льду) 1609 м. 2: 50, килом. 1: 45.

Trygg, кар. жер., род. 1876 г. от Sverre, 1892 г. в Христиании (летом) 1609 м. 2: 501/5 килом. 1: 46.

Тот, рыж. жер., род. 1891 г. от King-Tom, 1901 г. в Драммене (по льду) 2102 м. 3: 43, килом. 1: 46.

Nancy, солов. коб., род. 1890 г. от King-Tom, 1899г. в Христиании (по льду) 2000 м. 3: 36, килом. 1: 48.

Tomin, рыж. коб., род. 1890 г. от King-Tom, 1899 г. в Христиании (по льду) 2000 м. 3: 372/5, килом. 1: 49.

Из этого списка ясно видно, какую роль на норвежских бегах играли потомки норфолькского рысака King-Tom. Предпринятые скрещивания с жеребцами этого рода, таким образом, оправдываются и действительно дали в общем удовлетворительные результаты. Если обсудить, что едва ли одна из этих лошадей прошла надлежащую тренировку и что большинство владельцев люди, которых мы у себя назвали бы прямо крестьянами, то рысистые качества норвежской лошади, не поощряемые и не развиваемые никакими скрещиваниями, получают особенно благоприятное освещение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал