![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сила и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой
Значение тяговой силы, необходимой для движения, ограничено вследствие действия силы сцепления колес с дорогой. Под силой сцепления понимают силу, противодействующую скольжению колеса относительно поверхности дороги. Она равна силе трения, возникающей в месте контакта колеса с дорогой. Сила сцепления определяется выражением:
где Rz – нормальная реакция дороги; φ – коэффициент сцепления.
Равномерное качение колеса без скольжения и буксования возможно только при выполнении условия Р т ≤ Р сц. Если тяговая сила больше силы сцепления (Р т > Р сц), то автомобиль движется с пробуксовкой ведущих колес.
Коэффициент сцепления во многом определяет значение силы сцепления. В зависимости от направления скольжения колеса относительно поверхности дороги различают коэффициенты продольного (φ х) и поперечного (φ у) сцепления. Эти коэффициенты зависят от одних и тех же факторов, и можно считать, что они практически равны (φ х = φ у). На коэффициент продольного сцепления (φ х) оказывают влияние многие конструктивные и эксплуатационные факторы. Он определяется экспериментально. Ниже приведены средние значения φ х для различных дорог и состояний их поверхности:
На сухих дорогах с твердым покрытием коэффициент сцепления имеет наибольшее значение, так как в этом случае он обусловливается не только трением скольжения, но и межмолекулярным взаимодействием материалов колеса и дороги (механическим зацеплением). На мокрых дорогах с твердым покрытием коэффициент сцепления существенно уменьшается (в 1, 5–2 раза) по сравнению с сухими дорогами, так как между колесом и дорогой образуется пленка из частиц грунта и воды. На деформируемых дорогах коэффициент сцепления зависит от внутреннего трения в грунте и сопротивления грунта срезу.
Контрольные вопросы 1. По каким показателям оценивают тягово-скоростные свойства автомобиля? 2. Каким образом передается мощность и крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля? 3. Чем вызваны потери мощности в трансмиссии и как они учитываются? 4. Что характеризует передаточное число трансмиссии и как определяется? 5. Радиусы колес автомобиля, характеристика и расчет. 6. Что представляет собой тяговая сила и от каких факторов она зависит? 7. Что представляет собой тяговая характеристика и какие факторы влияют на характер ее изменения? 8. Как оценивается сила сцепления и как влияет на отсутствие буксования?
|