Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. П. Ильин. доумение или разочарование, постигающее реципиента при встрече с произведением, обманывающим его ожидания






ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ — нем. ASTHETISHE
DISTANZ — понятие, определяющее степень неожиданности
произведения для читателя и, по представлениям рецептивной
эстетики,
его поэтическую ценность. " Не-

доумение" или " разочарование", постигающее реципиента при встрече с произведением, " обманывающим" его ожидания, являются, как считает X. Р. Яусс (212), критерием определе­ния эстетич. ценности произведения. Дистанция между гори­зонтом ожидания читателя и " горизонтом ожидания" произ­ведения — т. е. между уже известным, знакомым, принадле­жащим к прошлому эстетич. опыту и необходимостью " изменения горизонта", к-рого требует восприятие нового произведения, — определяет, с точки зрения рецептивной эстетики, художественный характер лит. произведения. В том


158 ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

случае, если Э. Д. сокращается, и от воспринимающего созна­ния не требуется обращения к горизонту нового, еще неизвест­ного эстетич. опыта, произведение приближается к категории потребительского (" кулинарного", по терминологии X. Р. Яусса), или развлекательного, иск-ва. Такое иск-во с по­зиций Р. Э. характеризуется тем, что не требует смены гори­зонта ожиданий от реципиента, а наоборот, целиком оправды­вает его ожидания, продиктованные сложившимися критериями худож. вкуса, тем самым удовлетворяя потребности реципиен­тов в воспроизведении привычн. образцов прекрасного.

В тех случаях, когда Э. Д. отделяет произведение от ожида­ний его первых читателей или зрителей, происходит процесс ее постепенной историч. трансформации. Эта дистанция, воспри­нимаемая сначала — с восторгом или осуждением — как новый способ видения, для последующих читателей исчезает по мере того, как первоначальное негативное отношение, вызываемое текстом в реципиенте, заменяется на доверительное, не вызы­вающее возражений; и то, что казалось прежде немыслимым, начинает восприниматься как нечто само собой разумеющееся и само, в свою очередь, будет включено в горизонт будущего эстетич. опыта как давно и хорошо знакомое. С этим вторым изменением горизонта (первое происходит при усвоении нова­торского произведения рутинным сознанием реципиента) связана проблема " классичности" так называемых " ше­девров". Как утверждает Яусс, прекрасная форма классич. произведений, переставшая вызывать недоумение или возраже­ния (так как Э. Д. между ними и читателем практически све­лась к нулю), и наполняющий их " вечный смысл" (к-рый по общему согласию не принято подвергать ни малейшему сомне­нию), с точки зрения рецептивной эстетики, сближает эти произведения с воспринимаемым " без сопротивления" развле­кательным, " кулинарным" иск-вом. Это традиционно сглажен­ное (вследствие критич. сокращения Э. Д. между произведени­ем и реципиентом) восприятие классики требует особых усилий от реципиента, стремящегося прочесть ее " вопреки" привычно­му эстетич. опыту, чтобы вновь раскрыть ее худож. природу и выявить ее эстетич. ценность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал