Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постмодернизм
АВТОРСКАЯ МАСКА - англ. AUTHOR'S MASK - термин постмодернизма, предложен амер. критиком К. Мамгреном (134). Др. ученые, исследовавшие организацию текстовых структур произв. постмодернизма (Д. Лодж, Д, Фоккема, 129, 81), выявили разл. способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности. В целом подход этих исследователей помог описать разрушительный аспект практики постмодернизма — те способы, с помощью к-рых постмодернисты демонтируют традиционные повествовательные связи внутри произв., отвергают привычные принципы его организации. Однако они оставили открытым вопрос, что же является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает столь разрозненный и гетерогенный материал, к-рый составляет содержание " типового" постмодернистского романа, в нечто, заставляющее воспринимать себя как целое. Мамгрен предположил, что таким центром является образ автора в романе, или А. М. Именно она служит камертоном, к-рый настраивает и организует реакцию имплицитного читателя, обеспечивая тем самым необходимую литературную коммуникативную ситуацию, гарантирующую произв. от " коммуникативного провала". По мнению критика, АВТОРСКАЯ МАСКА 183 писатели-постмодернисты расширяют худож. пространство произв. за счет " мета-текста", под к-рым понимаются все коннотации, добавляемые читателем к денотативному значению слов в тексте, т. е. " простому текстуальному смыслу". Эти коннотации, рождаемые в мозгу читателя, формируются культурными конвенциями своего времени — традиционно сложившимися представлениями о роли и значении литературных условностей и о том, какими они должны быть (например, сюжет, персонаж, жанровые разновидности романа и т. д.). Они и направляют процесс понимания читателем текста и таким образом способствуют появлению " читательского метатекста". В литературе постмодернизма автор посягает на эту читательскую прерогативу, вводя " метатекстуальный комментарий" в рассказ; тем самым он активно навязывает читателю свою интерпретацию. Ее отличает иронич. характер; автор " явно забавляется своей авторской маской и ставит под вопрос самые понятия вымысла, авторства, текстуальности и ответственности читателя" (134, с. 164). " Автор" как действующее лицо постмодернистского романа выступает в специфич. роли своеобразного " трикстера", высмеивающего не только и не столько условности классич., а гораздо чаще массовой литературы с ее шаблонами: он прежде всего издевается над ожиданиями читателя, над его " наивностью", над стереотипами его литературного и практически-жизненного мышления, ибо главная цель его насмешек — рациональность бытия. " Вера в некий рациональный порядок реальности недоступна писателям-модернистам, фактически само понятие подобного порядка для них нелепо. В этих условиях столь же нелепо требовать от литературы, чтобы она обнаруживала " глубинную структуру" действительности. Возможно, для литературы даже смешно вообще пытаться воспроизводить действительность, особенно если учесть изменчивость современной реальности. Металите-ратурная техника в постмодернистской литературе основана на иной эпистемологии, не убежденной в познаваемости мира" (там же, с. 165). Другая причина появления А. М. состоит в том, что при остром дефиците человеческого начала в плоских, лишенных живой плоти и психологич. глубины персонажах постмодернистских романов часто одна лишь А. М. может стать реальным героем повествования, способным привлечь к себе внимание читателя. 184 АРХЕТИП В композиционном плане, к-рый в принципе есть выражение авторского замысла, попытка добиться успешной коммуникации — достичь, пусть даже на уровне иронии, взаимопонимания если не с массовым, то по крайней мере с " культурным читателем" — уже служит свидетельством опасения " коммуникативного провала". Иными словами, автор, рискнувший появиться в том или ином виде на страницах своего произв., тем самым сразу выдает свое беспокойство по поводу того, что он может столкнуться с " несостоявшимся читателем". Автор, следовательно, заранее подозревает, что посредством объективации своего замысла всей структурой произв. (общей моралью рассказываемой истории, рассуждениями и действиями персонажей, символикой повествования и т. д.) ему не удастся вовлечь читателя в коммуникативный процесс, и он вынужден взять слово от своего имени, чтобы вступить с читателем в непосредственное речевое общение и лично растолковать ему свой замысел. Т. о., проблема А. М. тесно связана с обострившейся необходимостью наладить коммуникативную связь считателем. А. М. как важный структурообразующий принцип повествовательной манеры постмодернизма в условиях постоянной угрозы " коммуникативного провала", вызванной фрагментарностью дискурса и нарочитой хаотичностью композиции постмодернистского романа, оказалась практически главным средством поддержания коммуникации и смогла стать смысловым центром постмодернистского дискурса.
|