Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодернизм






АВТОРСКАЯ МАСКА - англ. AUTHOR'S MASK - термин постмодернизма, предложен амер. критиком К. Мамгреном (134).

Др. ученые, исследовавшие организацию текстовых струк­тур произв. постмодернизма (Д. Лодж, Д, Фоккема, 129, 81), выявили разл. способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности. В целом подход этих исследователей помог описать разрушительный аспект практики постмодернизма — те способы, с помощью к-рых постмодернисты демонтируют традиционные повествователь­ные связи внутри произв., отвергают привычные принципы его организации. Однако они оставили открытым вопрос, что же является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает столь разрозненный и гетеро­генный материал, к-рый составляет содержание " типового" постмодернистского романа, в нечто, заставляющее восприни­мать себя как целое. Мамгрен предположил, что таким центром является образ автора в романе, или А. М. Именно она служит камертоном, к-рый настраивает и организует реакцию импли­цитного читателя, обеспечивая тем самым необходимую литературную коммуникативную ситуацию, гарантирующую произв. от " коммуникативного провала". По мнению критика,


АВТОРСКАЯ МАСКА 183

писатели-постмодернисты расширяют худож. пространство произв. за счет " мета-текста", под к-рым понимаются все коннотации, добавляемые читателем к денотативному значению слов в тексте, т. е. " простому текстуальному смыслу". Эти коннотации, рождаемые в мозгу читателя, формируются куль­турными конвенциями своего времени — традиционно сложив­шимися представлениями о роли и значении литературных условностей и о том, какими они должны быть (например, сюжет, персонаж, жанровые разновидности романа и т. д.). Они и направляют процесс понимания читателем текста и таким образом способствуют появлению " читательского метатекста".

В литературе постмодернизма автор посягает на эту чита­тельскую прерогативу, вводя " метатекстуальный комментарий" в рассказ; тем самым он активно навязывает читателю свою интерпретацию. Ее отличает иронич. характер; автор " явно забавляется своей авторской маской и ставит под вопрос самые понятия вымысла, авторства, текстуальности и ответственности читателя" (134, с. 164). " Автор" как действующее лицо по­стмодернистского романа выступает в специфич. роли своеоб­разного " трикстера", высмеивающего не только и не столько условности классич., а гораздо чаще массовой литературы с ее шаблонами: он прежде всего издевается над ожиданиями чита­теля, над его " наивностью", над стереотипами его литератур­ного и практически-жизненного мышления, ибо главная цель его насмешек — рациональность бытия. " Вера в некий рацио­нальный порядок реальности недоступна писателям-модернистам, фактически само понятие подобного порядка для них нелепо. В этих условиях столь же нелепо требовать от литературы, чтобы она обнаруживала " глубинную структуру" действительности. Возможно, для литературы даже смешно вообще пытаться воспроизводить действительность, особенно если учесть изменчивость современной реальности. Металите-ратурная техника в постмодернистской литературе основана на иной эпистемологии, не убежденной в познаваемости мира" (там же, с. 165).

Другая причина появления А. М. состоит в том, что при остром дефиците человеческого начала в плоских, лишенных живой плоти и психологич. глубины персонажах пост­модернистских романов часто одна лишь А. М. может стать реальным героем повествования, способным привлечь к себе внимание читателя.


184 АРХЕТИП

В композиционном плане, к-рый в принципе есть выражение авторского замысла, попытка добиться успешной коммуника­ции — достичь, пусть даже на уровне иронии, взаимопонимания если не с массовым, то по крайней мере с " культурным читате­лем" — уже служит свидетельством опасения " коммуникативного провала". Иными словами, автор, рискнув­ший появиться в том или ином виде на страницах своего про­изв., тем самым сразу выдает свое беспокойство по поводу того, что он может столкнуться с " несостоявшимся читателем". Автор, следовательно, заранее подозревает, что посредством объективации своего замысла всей структурой произв. (общей моралью рассказываемой истории, рассуждениями и действия­ми персонажей, символикой повествования и т. д.) ему не удастся вовлечь читателя в коммуникативный процесс, и он вынужден взять слово от своего имени, чтобы вступить с чита­телем в непосредственное речевое общение и лично растолко­вать ему свой замысел. Т. о., проблема А. М. тесно связана с обострившейся необходимостью наладить коммуникативную связь считателем.

А. М. как важный структурообразующий принцип повест­вовательной манеры постмодернизма в условиях постоянной угрозы " коммуникативного провала", вызванной фрагментарно­стью дискурса и нарочитой хаотичностью композиции постмо­дернистского романа, оказалась практически главным средст­вом поддержания коммуникации и смогла стать смысловым центром постмодернистского дискурса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал