Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. А. Цурганова.
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — англ. HERMENEUTIC CIRCLE — парадокс несводимости понимания и истолкования текста к логически непротиворечивому алгоритму. Мн. ученые видят традиционную исходную трудность герменевтики именно в концепции Г. К., так наз. " круга части и целого". Наиболее емко это явление зафиксировано в формулировке В.Дильтея: " Для всякого (истолкования) характерно такое продвижение вперед, которое переходит от восприятия определенно-неопределенных частей к попытке захватить смысл их целого, чередующейся с попыткой, исходя из смысла этого целого, точнее определить и сами части. Неуспех этого метода обнаруживается в том случае, когда отдельные части не становятся при этом понятнее. Это побуждает к новому определению (их общего) смысла до тех пор, пока он не станет достаточным. Эти попытки продолжаются настолько долго, пока не исчерпывается целиком весь смысл, который заключается в данных проявлениях жизни (или текстах)" (73, с. 227). В ходе исто-рич. развития герменевтики вырабатывались критерии определения связей целого и части и взаимоотношения частей между собой. X. Г. Гадамер отказался от ставших традиционными попыток интерпретировать Г. К. лишь как логич. проблему и перевел его в содержательную плоскость. Гадамер осуществил содержательный подход к проблеме " смысла целого". В кн. " Истина и метод" он ввел понятие " предструктура понимания", к-рая создается совокупностью мнений о смысле текста. Постигаемая в процессе его восприятия истина и собственная предвзятость мнений не противостоят друг другу. Понимание достигается открытостью к смыслу текста, т. е. установлением связи того, что говорит текст, с совокупностью мнений интерпретатора (88). ДВОЙНОЙ КОД 193 Один из последователей Гадамера профессор Штутгарт стенциальнои структуры предвосхищения самого бытия-здесь (102, разд. 1, гл. V, параграф 36).
|