Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. А. Цуритаеа
ДВОЙНОЙ КОД — англ., фр. DOUBLE CODE — понятие постмодернизма, должное объяснить специфич. природу 194 ДВОЙНОЙ КОД худож. постмодернистских " текстов" (под " текстом" с семио-тич. точки зрения подразумевается семантич. и формальный аспект любого произв. иск-ва, поскольку для того, чтобы быть воспринятым, оно должно быть " прочитано" реципиентом). При многочисл. попытках определить стилевую особенность постмодернизма как код теоретики этого направления сталкиваются с вполне реальными трудностями, поскольку постмодернизм с формальной точки зрения вступает как иск-во, сознательно отвергающее всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией. Фр. критик Р. Барт в любом худож. произв. выделял пять кодов (культурный, герменевтический, символический, семи-ческий и проайретический, или нарративный) (1, 40). Как теоретик постструктурализма и предшественник постмодернизма, Барт в своей концепции " кода" отошел от логич. строгости и выверенное™ структуралистского понятийного аппарата, что затем было подхвачено его многочисл. постмодернистскими последователями: " Слово " код" не должно здесь пониматься в строгом, научном значении термина. Мы называем кодами просто ассоциативные поля, сверхтекстовую организацию значений, которые навязывают представление об определенной структуре; код, как мы его понимаем, принадлежит главным образом к сфере культуры; коды — это определенные типы уже виденного, уже читанного, уже деланного; код есть конкретная форма этого " уже", конституирующего всякое письмо" (1, с. 455-456). Любое повествование, по Барту, существует в переплетении разл. кодов, их постоянной " перебивке" друг другом, что и порождает " читательское нетерпение" в попытке постичь вечно ускользающие нюансировки смысла. Голл. критик Д. Фоккема отмечает, что код постмодернизма является всего лишь одним из многих кодов, регулирующих производство текста. Другие коды, на к-рые ориентируются писатели, — это прежде всего лингвистич. код (естественного языка — англ., фр. и т. д.), общелитературный код, побуждающий читателя прочитывать литературные тексты как тексты, обладающие высокой степенью когерентности, жанровый код, активизирующий у реципиента определенные ожидания, связанные с выбранным жанром, и идиолект писателя, к-рый в той мере, в какой он выделяется на основе рекуррентных признаков, также может считаться особым кодом. Из всех упомянутых кодов каждый последующий в возрастающей пропорции ограничивает действие преды- двойной код дущих кодов, сужая поле возможного выбора читателя, однако при этом спецификой литературной коммуникации является тот факт, что каждый последующий код способен одновременно оспаривать правомочность остальных кодов, создавая и оправдывая свой выбор языковых единиц и их организации, запрещаемый остальными, более широкими кодами. При этом и сами идиолекты отдельных писателей-постмодернистов вместе взятые должны в своем диалектич. взаимодействии частично подтверждать, частично опровергать существование социолекта постмодернизма как целостного литературного течения. Т. о. постмодернистский код может быть описан как система предпочтительного выбора тех или иных семантич. и синтаксич. средств (как система преференций), частично более ограниченного по сравнению с выбором, предлагаемым другими кодами, частично игнорирующего их правила. В качестве основополагающего принципа организации постмодернистского текста вводится нонселекция (81, 129). Ч. Дженкс и Т. Д'ан попытались синтезировать семиотич. концепцию литературного текста Р. Барта с теориями постмодернистской иронии (см. пастиш) Р. Пойриера и Ф. Джеймсона, выдвинув понятие Д. К., или " двойного кодирования". По их представлению, все коды, выделенные Бартом, с одной стороны, и сознательная установка постмодернистской стилистики на иронич. сопоставление разл. литературных стилей, жанровых форм и худож. течений — с другой, выступают в худож. практике постмодернизма как две большие кодовые сверхсистемы, к-рые " дважды" коди-руют постмодернистский текст как худож. информацию для читателя. В более широком мировоззренч. плане " двойное кодирование" и связанный с ним " иронический модус" повествования в постмодернистских произведениях характеризует их специфич. отношение к проблеме собственного смысла. Стремясь разрушить языковые (отождествляемые с мыслительными) стереотипы восприятия читателя, постмодернисты обращаются к использованию и пародированию жанров и приемов массовой литературы, иронически переосмысляя их стиль. При этом они постоянно подчеркивают условную, игровую природу словесного иск-ва. В результате " двойное кодирование" оказывается стилистич. проявлением " познавательного сомнения", эпистемологической неуверенности, тем более, что практически все постмодернисты стремятся доказать своим потенциальным реципиентам (читателям, слушателям, зрителям), что любой 196 DEFT рациональный и традиционно постигаемый смысл является " проблемой для современного человека" (70, с.226).
|