Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. А. Цуритаеа






ДВОЙНОЙ КОД — англ., фр. DOUBLE CODE — понятие постмодернизма, должное объяснить специфич. природу


194 ДВОЙНОЙ КОД

худож. постмодернистских " текстов" (под " текстом" с семио-тич. точки зрения подразумевается семантич. и формальный аспект любого произв. иск-ва, поскольку для того, чтобы быть воспринятым, оно должно быть " прочитано" реципиентом). При многочисл. попытках определить стилевую особенность постмодернизма как код теоретики этого направления сталки­ваются с вполне реальными трудностями, поскольку постмо­дернизм с формальной точки зрения вступает как иск-во, соз­нательно отвергающее всякие правила и ограничения, вырабо­танные предшествующей культурной традицией.

Фр. критик Р. Барт в любом худож. произв. выделял пять кодов (культурный, герменевтический, символический, семи-ческий и проайретический, или нарративный) (1, 40). Как теоретик постструктурализма и предшественник постмодер­низма, Барт в своей концепции " кода" отошел от логич. строго­сти и выверенное™ структуралистского понятийного аппарата, что затем было подхвачено его многочисл. постмодернистскими последователями: " Слово " код" не должно здесь пониматься в строгом, научном значении термина. Мы называем кодами просто ассоциативные поля, сверхтекстовую организацию значений, которые навязывают представление об определенной структуре; код, как мы его понимаем, принадлежит главным образом к сфере культуры; коды — это определенные типы уже виденного, уже читанного, уже деланного; код есть кон­кретная форма этого " уже", конституирующего всякое письмо" (1, с. 455-456). Любое повествование, по Барту, существует в переплетении разл. кодов, их постоянной " перебивке" друг другом, что и порождает " читательское нетерпение" в попытке постичь вечно ускользающие нюансировки смысла.

Голл. критик Д. Фоккема отмечает, что код постмодернизма является всего лишь одним из многих кодов, регулирующих производство текста. Другие коды, на к-рые ориентируются писатели, — это прежде всего лингвистич. код (естественного языка — англ., фр. и т. д.), общелитературный код, побуж­дающий читателя прочитывать литературные тексты как тек­сты, обладающие высокой степенью когерентности, жанровый код, активизирующий у реципиента определенные ожидания, связанные с выбранным жанром, и идиолект писателя, к-рый в той мере, в какой он выделяется на основе рекуррентных при­знаков, также может считаться особым кодом.

Из всех упомянутых кодов каждый последующий в возрас­тающей пропорции ограничивает действие преды-


двойной код



дущих кодов, сужая поле возможного выбора читателя, однако при этом спецификой литературной коммуникации является тот факт, что каждый последующий код способен одновременно оспаривать правомочность остальных кодов, создавая и оправ­дывая свой выбор языковых единиц и их организации, запре­щаемый остальными, более широкими кодами. При этом и сами идиолекты отдельных писателей-постмодернистов вместе взятые должны в своем диалектич. взаимодействии частично подтверждать, частично опровергать существование социолекта постмодернизма как целостного литературного течения. Т. о. постмодернистский код может быть описан как система пред­почтительного выбора тех или иных семантич. и синтаксич. средств (как система преференций), частично более ограничен­ного по сравнению с выбором, предлагаемым другими кодами, частично игнорирующего их правила. В качестве основопола­гающего принципа организации постмодернистского текста вводится нонселекция (81, 129).

Ч. Дженкс и Т. Д'ан попытались синтезировать семиотич. концепцию литературного текста Р. Барта с теориями постмодер­нистской иронии (см. пастиш) Р. Пойриера и Ф. Джеймсона, выдвинув понятие Д. К., или " двойного кодирования". По их представлению, все коды, выделенные Бартом, с одной стороны, и сознательная установка постмодернистской стилистики на иронич. сопоставление разл. литературных стилей, жанровых форм и худож. течений — с другой, выступают в худож. практике постмодернизма как две большие кодовые сверхсистемы, к-рые " дважды" коди-руют постмодернистский текст как худож. инфор­мацию для читателя.

В более широком мировоззренч. плане " двойное кодирова­ние" и связанный с ним " иронический модус" повествования в постмодернистских произведениях характеризует их специфич. отношение к проблеме собственного смысла. Стремясь разру­шить языковые (отождествляемые с мыслительными) стерео­типы восприятия читателя, постмодернисты обращаются к использованию и пародированию жанров и приемов массовой литературы, иронически переосмысляя их стиль. При этом они постоянно подчеркивают условную, игровую природу словес­ного иск-ва. В результате " двойное кодирование" оказывается стилистич. проявлением " познавательного сомнения", эписте­мологической неуверенности, тем более, что практически все постмодернисты стремятся доказать своим потенциальным реципиентам (читателям, слушателям, зрителям), что любой


196 DEFT

рациональный и традиционно постигаемый смысл является " проблемой для современного человека" (70, с.226).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал