Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. С. Козлов. Критика сознания —англ. Consciousness criticism, фр
КРИТИКА СОЗНАНИЯ — англ. CONSCIOUSNESS CRITICISM, фр. — CRITIQUE DE CONSCIENCE — впервые заявила о себе с выходом в свет работы ее основателя Марселя Раймона " От Бодлера к сюрреализму", 1933 (149). Ведущими представителями К. С., или второй " Женевской школы", во Франции были Ж. Пуле, Ж. Руссе, Ж.-Р. Ришар, Ж. Старобинский, в США — Дж. Хиллис Миллер. В свете 212 КРИТИКА СОЗНАНИЯ ревизии идей " новой критики" для амер. литературоведения " Женевская школа" приобрела особую актуальность в 70-е годы. В 50-е годы Пуле, Старобинский и Хиллис Миллер были коллегами по ун-ту Джонса Хопкинса, их связывала не только общность идей, но и дружба. К. С. рассматривает худож. произв. не как " дискретный объект", инертный и нейтральный, к-рый можно изучать точно так же, как любой другой объект, существующий на свете. Произв. не может быть оторвано от целенаправленной воли того, кто его создает, или от целенаправленной воли того, кто его воспринимает. Взаимодействие субъекта-объекта рассматривается не в аспекте их единства и согласованности, а в отношении субъекта к объекту. Критиков этой ориентации интересует не столько качество объекта, сколько то, каким образом он дан нашей субъективности. Ключевой концепцией школы является утверждение, что литература представляет собой форму сознания. Лит. произв. — это воплощение определенного душевного состояния, " модус сознания", порожденный соединением мыслей и слов как средства их выражения. Лит. критика — это " осознание сознания" анализируемого писателя. Внешнее суждение о произв. иск-ва уступает место внутреннему участию в чисто субъективном процессе познания этого произв. Критик как бы дополняет произведение, придает ему совершенство и законченность. Дж. Хиллис Миллер, ставший активным популяризатором идей К. С. в США, в своей программной статье " Женевская школа" (1966) писал, что работа критика должна начинаться с " акта отречения", при к-ром критик освобождает свое сознание от присущих его личности свойств, чтобы оно могло полностью совпасть, отождествиться с сознанием, выраженным в словах автора произв. " Труд критика должен запечатлеть это совмещение". При анализе произв. " критик сознания" не может основываться только на этом произв., он должен учитывать все, написанное данным автором: письма, заметки, дневники, лекции — с целью обнаружить скрытые повторяющиеся темы или какие-то специфич. импульсы сознания создающего субъекта. Любой отрывок, каким бы малым он ни был, может вскрыть настроение автора и является конституирующим элементом его целостного сознания. В изучении каждого автора Миллер полностью посвящает себя созданию детального портрета сознания каждого из них (138, 139). МАРГИНАЛЬНОСТЬ Воссоздать в критике осн. темы и видение автора для К. С. — означает войти в его мир, воплотить и разделить его изнутри. Одновременно это и процесс собственного духовного переживания, происходящий путем осознания сознания другого. Работа критика если и не интимна, то носит очень личный характер. Миллер предлагает заменить неокритич. концепцию эстетической дистанции (отражающую разведение худож. объекта и воспринимающего его субъекта и исключавшую личную вовлеченность со стороны критика при интерпретации произв.) на концепцию " эстетической идентификации", отражающую способность критика-читателя отождествить себя с автором, чтобы принять участие в процессе творч. воссоздания его произв. Согласно Ж. Пуле, здесь таится опасность абсолютного " вчувствования" во внутренний мир писателя. Это может привести к потере собств. личности критика, к растворению его " критического сознания" в " сознании автора", что повлечет за собой " неистинное отождествление", свойственное критике импрессионистич. толка. Проникнуть в душу автора, т. е. субъект произв., и остаться при этом самим собой — задача критич. метода сторонников К.С. Цель исследования — вскрыть через сознание критика субъективную структуру сознания автора, воплощенного в совокупности его работ.
|