Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. И. Ильин
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — англ. дуальному бессознательному" 3. Фрейда, определяемому в качестве психологии, резервуара для вытесненных из сознания в раннем детстве эротич. устремлений. К. Юнг сделал наиболее психологич. сильным не индивидуальное, наполненное вытесненным эротич. материалом, а " коллективное" бессознательное. Под К. Б. Юнг понимает врожденную (а не сформировавшуюся в детстве, как у 3. Фрейда) психологич. структуру, к-рая является аккумулятором неосознанно передающегося из поколения в поколение человеческого опыта. Т. о. одна из важнейших категорий глубинной психологии — " бессознательное" переставала определяться в качестве вместилища только негативных по своим общественным и культурным проявлениям потенций, вытеснение которых обусловлено " принципом реальности" и необходимо для нормального функционирования общества. Вытесненные в " бессознательное", эгоистич., социально деструктивные желания не утрачивают своей психологич. силы и продолжают быть тайными, неосознанными мотивами поступков не только ребенка, но и взрослого человека на протяжении всей его жизни, драматизм к-рой определяется двумя антагонистами — принципом реальности и принципом удовольствия. Юнг подверг резкой критике концепцию " бессознательного" Фрейда, обоснованно указав на " пансексуализацию" им всей психич. жизни индивида. Фрейд преодолевал негативизм потенций человека посредством понятия " сублимация". Низшие эротич. в своей основе формы психологич. энергии сублимируются в высшие культурные ценности, в частности, в произв. иск-ва. Сексуально-психологич. энергия — " либидо" первична по отношению к ним. К. Юнг отказался от подобного понимания генезиса содержания духовной жизни. " Религиозный и философский потенциал, т. е. так называемые метафизические нужды человека, должны получить позитивную оценку в руках аналитика" (119а, с. 224). Учение К. Юнга о К. Б. — одна из первых попыток поставить заслон проникновению фрейдистского пансексуализма и КРИТИКА СОЗНАНИЯ биологизма в эстетику, литературоведение, философию и др. гуманитарные науки. Характерно, что соперник Фрейда нигде не упоминает о каких бы то ни было биологич. шифрах или каналах передачи бессознательного человеческого опыта. Имеются указания на способность К. Б. быть средством связи с божественным, космическим. Аналогия К. Б. отыскивается в немецкой литературной и философской традиции. У йенских романтиков, в частности, у Новалиса, герои обладают способностью априорного постижения явлений жизни, они не изучают эти явления, а " узнают" их как нечто уже виденное и пережитое в прошлом. Таким даром " узнавания" обладает Генрих фон Офтердинген, герой основного произв. Новалиса. О жизни духа как самодовлеющей и высшей силе, развивающейся по особым законам, писали Шеллинг, Гегель, Дильтей. Концепция К. Б. вписывается в эту традицию. Юнг противопоставил традиционному позитивизму к биологизму Фрейда метафизич. и идеалистич. в своей основе понимание психологич. механизма. К. Юнг и А. Адлер, др. соперник 3. Фрейда, были первыми, кто сделал попытку создания т. н. " культурного психоанализа" с акцентом на автономных ценностях гуманитарных наук, " наук о духе". Ранняя фрейдистская теория " бессознательного" побуждала гуманитариев объяснять многообразие литературы, иск-ва, философии однообразным " эдиповым комплексом". Концепция К. Б. преодолевала этот узкий детерминизм, претендуя на объяснение лишь механизма передачи человеческого опыта (включая художественный), и не ограничивала его содержание и структуру одной, пусть и варьирующейся темой. Учение К. Юнга способствовало тому, что в более поздних работах 3. Фрейд расширил рамки своей теории " бессознательного" и включил в него не только негативные, но и позитивные потенции. Термин К. Б. широко применяется в совр. зарубежном и отечественном литературоведении.
|