Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины 3 страница. Финансы выполняют ряд функций, раскрывающих их социально-экономическое содержание.
Финансы выполняют ряд функций, раскрывающих их социально-экономическое содержание. 1. Аккумулирующая функция состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства. 2. Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия. В этой функции финансы регулируют темпы и пропорции в развитии хозяйства, изменение его отраслевой и территориальной структуры, определяют воспроизводство отраслей непроизводственной сферы. 3. Распределительная и перераспределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства. Дальнейшее перераспределение национального дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между: – производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства; – отраслями материального производства; – отдельными регионами страны; – формами собственности; – социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, – развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах. 4. Стимулирующая (регулирующая) функция финансов ведет к наполнению финансовых отношений качественным содержанием, позволяющим их выступать комплексным рычагом, который может активно использоваться государством для развития предпринимательской инициативы и насыщения рынка товарами. Эта функция осуществляется через установленную государством систему распределения прибыли, налоговую политику, систему финансовых связей между субъектами рынка, а также посредством бюджетного финансирования наиболее перспективных отраслей экономики, использования эффективной кредитно-процентной политики и т. д. Концептуальная основа финансового стимулирования – единство социально-экономических интересов государства, субъектов рыночной экономики (предпринимателей) и работников – предполагает создание для деятельности предприятий условий, побуждаюших их одновременно реализовывать свои интересы, интересы государства и общества. Для стимулирования производства формируется взаимосвязанная система форм и методов образования и использования фондов финансовых ресурсов. Она обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности путем: выявления и реализации резервов роста производства; сокращения затрат и увеличения прибыли; повышения конкурентоспособности; укрепления финансового состояния предприятий и организаций; косвенного регулирования через налогообложение потребляемых ресурсов, имущества и результатов хозяйственной деятельности. 5. Контрольная функция финансов. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению. Финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства, повышение эффективности управления финансами. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы, то есть весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль – важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Таким образом, финансовый контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами. 6. Социальная функция финансов предполагает оптимизацию фондов, имеющих особое значение для осуществления социальной политики государства. Эта функция связана с политикой государства в области заработной платы и развитием сфер экономики, воздействующих на формирование личности и демографические процессы путем обеспечения более высокого качества жизни людей. Несомненна ключевая роль финансов и в реализации национальных проектов социально-экономического развития страны. 7. Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики. Все финансовые функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, что обеспечивает получение интеграционного (мультипликационного) эффекта. Также в экономической теории широко используется понятие «финансовая система». Под финансовой системой Российской Федерации понимают, во-первых совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Иными словами, финансовая система представляет собой комплекс мер по управлению финансовыми отношениями, включающий фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, взаимосвязи между ними, а также управляющую подсистему – государственные и муниципальные финансовые органы и финансовые службы предприятий. Финансовая система обеспечивает эффективную комплексную реализацию всех функций финансов, позволяет получить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия, наиболее полно и эффективно использовать финансовые отношения для осуществления экономической политики государства. Финансовая система Российской Федерации включает в себя: бюджетную систему (федеральный, региональные и местные бюджеты) – бюджет выступает основным централизованным фондом государства; внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и др.) – формируются для финансирования определенных социально-экономических мероприятий и имеют строго целевое назначение; государственный кредит (систему государственного заимствования) – мобилизуют ресурсы населения и предприятий в целях развития экономики на принципах обеспеченности, платности, возвратности и срочности временно позаимствованных средств; фонды страхования – предназначены для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других страховых случаев; фондовый рынок с его финансовыми ресурсами; финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных и общественных организаций. При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования, фондовые рынки и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. Схематично финансовая система государства представлена на рисунке 13.1.
Рис. 13.1. Финансовая система Российской Федерации Взаимосвязи государства с предприятиями, организациями и физическими лицами в процессе формирования бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных) принимают форму бюджетно-налоговых отношений, регулируемых государством. Федеральные и региональные органы государственного управления и местных (муниципальных) образований получают в свое распоряжение посредством бюджетно-налоговых отношений часть созданной в обществе добавленной стоимости. За счет этого источника финансируется вся система бюджетных организаций. Децентрализованные фонды финансовых ресурсов формируются на предприятиях и в организациях различных форм собственности в процессе кругооборота капитала. К ним, помимо капитала предприятия (основного и оборотного), можно отнести выручку, резервные фонды, амортизационный фонд, прибыль и чистую прибыль. Они непосредственно обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и добавленной стоимости – новой стоимости, выступающей источником доходов всех бюджетов, роста благосостояния народа и инвестиционно-инновационного развития экономики. Особой спецификой отличаются финансы некоммерческих общественных организаций. Последние осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, но не получают прибыль. Как было указано выше, финансовая система государства также представлена совокупностью государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Систему финансовых органов Российской Федерации возглавляет Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т. е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере. В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства. К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности. На него возложена функция по эмиссии денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков. Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства. Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ – динамично наращивать правоохранительное воздействие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России – борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями. Таможенная служба – одна из опор российской государственности, источник пополнения государственной казны. Возглавляет таможенную службу Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ). Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику, а именно совокупность разрабатываемых правительством мер по мобилизации финансовых ресурсов и их рациональному использованию. Разработка финансовой политики – наиболее трудно осуществляемая задача правительства страны в условиях рыночной экономики. Финансовая политика должна быть рациональной и служить реализации основной цели государственного управления – повышению уровня доходов и потребления населения страны за счет эффективного экономического роста. Выработка рациональной финансовой политики основывается на достоверной информации о реальных изменениях в производстве и распределении добавленной стоимости, в движении денежной массы, кредитов, внешних и внутренних заимствований, платежном балансе и т. д. Таким образом, финансы и финансовая система представляют собой единый взаимосвязанный механизм подсистем, каждая из которых является по отношению к другой системой более низкого уровня. 13.3. Налоги и налоговая система Перед государством стоит множество народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных научно-технических, экономических и других целевых программ. Государство перераспределяет часть прибыли организаций и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (например: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Таким образом, развитие экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги и налоговая система. Налог – это принудительно изымаемая государством или местными властями часть доходов юридических и физических лиц, необходимая для осуществления государством своих функций. Налогообложение – это комплексная система организации взимания налогов, которая выступает как особая форма взаимосвязей, устанавливаемых государством с субъектами рыночной экономики. Налоги играют исключительно важную роль в регулировании деятельности и формировании среды функционирования как отдельных предприятий (фирм, корпораций), так и государства в целом. Налоги возникли вместе с формированием государств. На протяжении всего времени существования налогов экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения. Первая основана на идее о том, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода. С расширением влияния государства на социально-экономическое развитие общества значение налогов увеличивается. Налоги являются главным источником доходной части государственного бюджета. От объема и регулярности налоговых поступлений зависят своевременность и полнота выполняемых государством социальных функций: выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий и т. д. Налог представляет собой часть добавленной стоимости, изымаемую у собственника дохода (владельца капитала, труда, природных ресурсов) в пользу государства с целью создания материальной базы для удовлетворения коллективных потребностей общества и осуществления активной социально-экономической политики. Важно отметить нравственно-этические аспекты налогообложения, предполагающие учет особенностей отдельных социальных групп налогоплательщиков (пенсионеров, лиц с низким уровнем дохода и т. д.) Доходная часть бюджета зависит от степени развитости потенциала налогообложения страны. Потенциал налогообложения страны определяет пять факторов: 1) уровень реального дохода на душу населения; 2) степень неравномерности распределения дохода в обществе; 3) производственная структура национального хозяйства и значение различных видов экономической деятельности (например, важность внешней торговли, вес отраслей современного производства, степень иностранного участия в частных предприятиях, значимость сельскохозяйственного сектора с точки зрения получения дохода, а не только обеспечения необходимости продуктами питания); 4) социальные, политические и институциональные условия и относительное влияние интересов различных групп (федеральных и региональных, межотраслевых, профсоюзов и организаций предпринимателей и др.); 5) компетентность в административных вопросах, добросовестность и честность правительственных служб по сбору налогов. Качественно определенная совокупность функционирующих налогов, взаимосвязей между ними, органов управления налогообложением и правового поля их функционирования представляет налоговую систему с присущими ей общими интеграционными характеристиками, определяющими ее эффективность в целом. Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, к числу которых относятся: 1. Принцип всеобщности: заключается в охвате всех экономических субъектов, получающих доход. 2. Принцип обязательности: заключается в принудительном изъятии налога, неизбежности его уплаты, самостоятельности субъекта в исчислении и уплате налога. 3. Принцип стабильности: заключается в устойчивости видов налогов и налоговых ставок во времени. 4. Принцип нейтральности налоговой системы: заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. 5. Принцип справедливости: обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему. 6. Принцип простоты: предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. 7. Принцип равномерного распределения налогового бремени: определяется по отдельным регионам и субъектам государства. Уровень налогового бремени количественно можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности. Кнал. бемени = / П = ДН / ПН, где Нх– – средняя сумма налогов на душу населения; ДН – доход населения после уплаты налогов; ПН – платежеспособность населения. Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте страны: Кнал. бремени = å Н / å ВВП, где Н – сумма налогов; ВВП – валовый внутренний продукт. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Она должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся: – субъект налога – налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; – объект налога – имущество или доход, подлежащие налогообложению; – источник налога – доход общества, из которого выплачивается налог; – единица обложения – единица измерения объекта (денежная единица страны); – налоговая льгота – полное или частичное освобождение налогоплательщика от уплаты налога (необлагаемый минимум); – налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами; – ставка налога – величина налога на единицу объекта налога (%); Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогов. 1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода. 2. Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. 3. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. 4. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. В соответствии с установленной налоговой ставкой выделяют следующие виды налоговых систем: - пропорциональная система налогообложения – основана на одинаковой ставке налогов независимо от дохода; - прогрессивная система налогообложения –означает рост налоговых ставок вместе с ростом доходов и падение ставок с уменьшением доходов. При этом ставки налогов растут быстрее роста доходов, однако падают быстрее с уменьшением доходов. - регрессивная система налогообложения –формируется при использовании косвенных налогов. Косвенные налоги, как было показано выше, включаются в цену товара. Вследствие этого налогом облагается не доход, а потребление. Регрессивность означает, что, чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. Он потребляет больше, чем сберегает. Все налоги, прежде всего, подразделяются на 2 вида: прямые и косвенные. Это деление основано на различиях в воздействии прямых и косвенных налогов на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Прямые налоги – устанавливаются непосредственно на доход или имущество и взимаются с конкретного физического или юридического лица (например: подоходный налог и налог на прибыль корпораций, налог на наследство, налог на собственность, включая землю и иную недвижимость и др.) Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф (например: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, пошлины и др.). Воздействие прямых и косвенных налогов на экономическое поведение субъектов неодинаково. Каждый из прямых налогов (подоходный налог, налог на прибыль) оказывает большее влияние на инвестиции, чем косвенные налоги. Ставки подоходного налога физических лиц изменяют возможности для накопления и сбережений денежных средств. От размеров ставки налога на прибыль зависит деловая активность населения. Косвенные налоги в виде надбавок к цене устанавливаются на товары личного и производственного потребления, затрагивая экономические интересы и производителя, и потребителя. Регулирующее воздействие косвенных налогов связано с их влиянием на потребительский спрос: высокие косвенные налоги вызывают рост цен и снижение потребительского спроса, низкие – снижение цен и рост потребительского спроса. Прямые налоги в большей степени оказывают регулирующее воздействие на экономику. Косвенное налогообложение в большей степени соответствует фискальным цепям налоговой политики. Увеличение косвенных налогов на товары и услуги первой необходимости в условиях ограниченной конкуренции способствует росту цен и увеличению инфляции. Соотношение между прямыми и косвенными налогами составляет основу налоговой политики в области регулирования деловой активности, которая призвана стимулировать: - активизацию перехода к эффективным рыночным механизмам хозяйствования, обеспечивающим устойчивый экономический рост; - повышение конкурентоспособности экономики и защиту национального производства; - развитие инновационных форм хозяйствования на основе оптимальной структуры собственности, адекватной динамике рыночных отношений; - рост рентабельности, снижение затрат и накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях осуществления необходимых структурных изменений в экономике; - формирование условий для привлечения иностранных инвестиций; - социально справедливое перераспределение доходов и нацинального богатства для обеспечения социальной устойчивости общества; - формирование достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов (бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ (проектов) развития. Таким образом, через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Все налоги в Российской Федерации разделены на 3 группы: федеральные, республиканские и местные. Федеральные налоги – налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Республиканские налоги – налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
|