Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины 5 страница. Величина бюджета, структура его доходной и расходной частей служат реальным отражением экономического положения страны и финансовых возможностей Правительства






Величина бюджета, структура его доходной и расходной частей служат реальным отражением экономического положения страны и финансовых возможностей Правительства для эффективного воздействия на социально-экономическую ситуацию в обществе. В российской статистической практике для характеристики государственных финансов используют несколько понятий, отражающих различия в величине бюджета.

Консолидированный бюджет – складывается из федерального, регионального и местных бюджетов.

Расширенный бюджет (или бюджет «расширенного» правительства) – федеральный бюджет в сумме с внебюджетными фондами.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и имеют целевое назначение. Это форма образования и расходования денежных средств вне системы бюджетов государства для защиты национальных интересов отдельных групп населения и решения конкретных задач экономического характера. В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

Показатели государственного бюджета являются источником информации о реальной социально-экономической ситуации в стране. Так, структура доходной части бюджета свидетельствует о том, за счет каких налогов и каких хозяйствующих субъектов формируются доходы государства. Динамика доходной части бюджета при сравнении с темпами экономического роста позволяет судить о том, в какой мере рост доходов бюджета определяется экономическим развитием страны.

Расходная часть бюджета определяется его доходной частью и выступает в качестве важнейшего инструмента воздействия правительства на экономическое и социальное развитие страны.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и представительной власти местного самоуправления.

Все доходы государства подразделяются на три группы:

– налоговые доходы;

– неналоговые доходы;

– безвозмездные поступления.

Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления. К числу наиболее значимых налоговых доходов относятся: налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т. д.

Неналоговые поступления включают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, от продажи принадлежащих государству имущества, материальных запасов, земли, доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба и т. п.

Безвозмездные поступления включают в себя безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет.

Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставлении государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие годы.

Государственные расходы – это денежные средства, направляемые органами государственной власти на выполнение ими своих экономических, социальных, политических и административных функций.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы складываются из:

– государственных закупок товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

– трансфертов (их стоимость не включается в ВВП);

– социальных выплат;

– выплат процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Бюджетные ассигнования передаются прямым получателям средств в соответствии с классификацией расходов, отражающей структуру органов государственного управления в соответствующем бюджетном году как на федеральном, так и на региональном уровнях. Плюсом такой классификации является ее адресность, наличие соответствующих счетов, минусом – постоянное изменение структуры управления. Эти изменения делают невозможными какие-либо динамические или территориальные сопоставления и прогнозирование целевых расходов. Кроме того, ведомственная классификация не приспособлена для целей экономической характеристики операций.

В этой связи в отношении анализа государственных расходов важны 2 аспекта. Первый из них – функциональная классификация расходов, определяющая назначение или функции государственных расходов; второй – экономическая классификация расходов, дающая экономическую характеристику операций, посредством которых осуществляются данные расходы.

Ценность функциональной классификации состоит в том, что она не зависит от структурно-организационных изменений в системе органов управления. Ее использование позволяет анализировать динамику государственных расходов функционального назначения, прогнозировать расходы на перспективу. Это также дает возможность проводить международные сравнения для определения степени участия органов государственного управления отдельных стран в осуществлении экономических и социальных функций.

Государственные расходы по своему функциональному назначению могут быть объединены в следующие группы:

– расходы на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.; 2) расходы на содержание законодательных и исполнительных органов власти; 3) расходы на внешнюю политику;

– расходы на экономические цели: 1) расходы на содержание и обес­печение функционирования государственного сектора экономики, до­стижение более высокой эффективности хозяйственной деятельности; 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики; 3) расходы на создание условий экономического роста, на це­левые программы экономического характера; 4) расходы на создание новых рабочих мест и т. д.;

– расходы на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды; 3) расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; 4) расходы на средства массовой информации, культуру;

– расходы на выполнение прочих функций: 1) выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживанием государственного долга; 2) трансферты общего характера, передаваемые другим государственным органам.

Для экономической характеристики расходов государства используется экономическая классификация, в соответствии с которой выделяются текущие расходы и капитальные затраты.

Текущие расходы – это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на сокращение и покрытие текущих потребностей инфраструктуры государственных учреждений. К их числу относятся: затраты на товары и услуги, выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов за пользование заемными средствами, субсидии, другие текущие трансфертные платежи.

Капитальные расходы – это денежные затраты, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, на прирост или увеличение запасов. К их числу относятся расходы на: приобретение основного капитала, товаров для создания запасов, земли, нематериальных активов и капитальные трансферты, представляющие собой поступления добровольных невозвратных платежей в бюджет на осуществление капитальных расходов или приобретение материальных ценностей.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета по­ложительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т. е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т. е. имеет место дефицит государственного бюджета.

В эпоху классического рынка и свободной конкуренции бюджеты государства сводились, как правило, с профицитом. Это обеспечивало устойчивость денежному обращению и всей финансовой системе страны.

В современных условиях для большинства стран характерен дефицит государственного бюджета.

Различают следующие виды бюджетного дефицита: фактический, структурный, циклический бюджетный дефицит.

Фактический дефицит – установленная фактическая сумма превышения расходов правительства над его доходами в текущем бюджетном году.

Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Причинами дефицита государственного бюджета являются:

1) падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода;

2) уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет;

3) необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

4) возникновение чрезвычайных ситуаций (например: войны, стихийные бедствия и т. д.);

5) непоследовательная финансово-экономическая политика.

К мерам по снижению бюджетного дефицита относятся:

– переход от финансирования к кредитованию;

– постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям;

– снижение расходов на управление государством;

– изменение системы налогообложения;

– повышение роли местных бюджетов.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

– за счет эмиссии денег («сеньораж»);

– за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

– за счет займа у других стран или международных финансовых ор­ганизаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государст­вен­ного бюджета заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т. е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. В настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в Центральном Банке и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета.

Достоинства эмиссионного способа финансирования:

1. Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение пред­ложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Таким образом, данная мера оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода страны из состояния рецессии.

2. Данная мера осуществима в короткие сроки. Рост денежной массы происходит в случае, когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оп­лачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такая покупка осуществима в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки эмиссионного способа финансирования:

1. В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т. е. это инфляционный способ финансирования.

2. Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Метод финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам), а полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

1. Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т. е. это неинфляционный способ финансирования.

2. Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг – процесс кратковре­менный. Население в развитых странах охотно покупает государствен­ные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (легко реализуе­мы), высоконадежны (гарантированы государством, которое поль­зуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа финансирования:

1. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т. е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т. е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга, а выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета.

2. Этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента–Уоллеса». Государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т. е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т. е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить гиперинфляцию.

3. Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т. е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Метод финансирования дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга предполагает финансирование дефицита бюджета за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (например: Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.), т. е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

1. Возможность получения крупных сумм.

2. Неинфляционный характер.

Недостатки подобного метода:

1. Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т. е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу).

2. Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга.

3. Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике.

4. При дефиците платежного баланса – возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Главный вывод, который следует из рассмотрения всех способов покрытия бюджетного дефицита, состоит в том, что лучшее решение дефицита государственного бюджета – это увеличение темпов экономического роста и повышение эффективности производства как единственной реальной основы наращивания объемов налогооблагаемой базы и добавленной стоимости.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы дефицита бюджета.

I. Первая концепция: идея ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цик­ла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сба­лансированности бюджета должно снижать государственные рас­хо­ды (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким об­разом, такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи, а теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

II. Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла – заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фа­зы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, которые можно накопить в период бума, и дефицита, образующиеся в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

III. Третья концепция: идея сбалансированности не бюджета, а экономики. Целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и ведет к стабилизации экономики. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета и снижение налогов, т. е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50–60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется преимущественно на первую концепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране бюджетных дефицитов на определенную дату за вычетом положительного сальдо (профицитов) бюджета.

Научный подход в определении государственного долга важен не только для понимания экономической сути его происхождения, но и для построения моделей управления государственным долгом.

Различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг (долг перед резидентами) – это те средства, которые государство заимствовало внутри страны. Внутренние государственные заимствования, как правило, выступают в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг; кредитов Центрального банка; кредитов коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством ценные бумаги могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый его сегмент – рынок государственных ценных бумаг.

Основная форма государственного кредита – государственные займы, которые классифицируются по ряду признаков:

1. По праву эмиссии займы делятся на:

– размещаемые центральными органами управления;

– размещаемые субфедеральными органами управления;

– размещаемые местными органами управления.

2. По признаку держателей ценных бумаг займы могут классифицироваться на:

– размещаемые только среди населения или только среди юридических лиц;

– универсальные, т. е. размещаемые среди тех и других.

3. По срокам погашения займы подразделяются на:

– краткосрочные (до 1 года) – используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т. е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов;

– среднесрочные – от 1 до 5 лет;

– долгосрочные – свыше 5 лет (до 30 лет).

По своей экономической сути внутренние заимствования означают лишь перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хо­зяйствования и секторами экономики.

Внешний долг (долг перед нерезидентами) – это займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым воз­никают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта по­гашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

При предоставлении кредитов внешние креди­торы стремятся к объективной оценке социально-экономической ситуации страны-заемщика, ее реальных и потенциальных финансовых возмож­ностей своевременной оплаты долга и процентов по этому долгу.

Всестороннему анализу, в частности, подвер­гается объем, структура накопленного страной-заемщиком внешнего долга. Однако размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономи­ки страны-заемщика и ее платежеспособности. Поэтому для оценки способности страны-деби­тора вы­полнять обязательства по погашению и обслужи­ванию накопленного объема внешнего долга ми­ровой практикой выработано несколько показате­лей (коэффициентов):

– отношение суммы внешнего долга к объему ВВП страны. Этот показатель позволяет оце­нить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возмож­ности к переориентации отраслей реального сектора экономики страны на экспорт в целях получения иностранной валюты и достижения условий для погашения внешнего долга. Чем выше отношение долга к ВВП, тем большую долю доходов страны государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выплату внешнего долга. Если накопленный долг оказывается выше объема средств, кото­рый страна-де­битор может в средне- и долго­срочной перспективе направить на уплату дол­га, то возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей данной опасной ситуации при­нято считать превышение объема внешнего долга 50 % объема ВВП;

– отношение внешнего долга к объему экс­порта. Поскольку внешний долг фиксируется, обслуживается и погашается в иностранной валюте, то экспорт товаров и услуг служит важным показателем платежеспособности страны. Чем более развит экспортный сектор экономики страны, тем больше у заемщика возможностей своевременного и полного вы­полнения долговых обязательств внешних кредиторов. Чем мень­ше соотношение внеш­ний долг – экспортная выручка, тем выше до­верие кредитора к экономической состоятельности страны-заемщика.

На основе названных показателей все страны делятся на три группы: с высо­ким, средним и низким уровнем внешнего долга:

– к первой группе относятся страны, у которых коэффициент отношения долга к ВВП составляет выше 80 %, а показатель отношения долга к экспор­ту превышает 220 %;

– ко второй группе относятся страны, у которых коэффициент отношения долга к ВВП колеблется между 80 % и 48 %, а показатель отношения долга к экспорту может колебаться в пределах 220 и 132 %;

– к третьей группе относятся страны с низким уровнем задолженности, у которых коэффициент отношения долга к ВВП составляет менее 48 %, а показатель отношения долга к экспор­ту – менее 132 %.

Наличие государственного долга имеет ряд негативных последствий:

– погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;

– повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства;

– отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны;

– наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности;

– снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

– перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

– создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

– возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

– выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

– может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Основными способами регулирования государственного долга являются:

а) рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска нового займа;

б) конверсия – изменение доходности займов. Проводится в целях снижения расходов заемщика по обслуживанию государственного долга или повышения дохода кредитора;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.031 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал