Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет финансирования бюджета.
Основная часть средств Государственного бюджета Республики Беларусь направляется на финансирование экономического и социального развития. Кризис экономики, нестабильность развития отраслей народного хозяйства республики требуют от финансовых органов экономного, гибкого и своевременного финансирования мероприятий, предусмотренных бюджетом, что важно на первых этапах перехода республики к рыночным отношениям. Финансирование из бюджета направлено на выполнение функций государства в области хозяйственного и культурного развития, обороны республики и управления. Оно производится на основании годовой росписи с поквартальным распределением доходов и расходов бюджета. Финансирование из бюджета субъектов хозяйствования осуществляется через учреждения банков. Финансовые органы осуществляют финансирование в пределах бюджетных назначений. Важным требованием финансирования является обеспечение строго целевого направления средств, их эффективное использование, а также соблюдение режима экономии в их расходовании. Бюджетное финансирование - это предоставление средств из Государственного бюджета республики для субъектов хозяйствования (предприятия, учреждения, организации и т.д.) на определенные цели, предусмотренные бюджетом. При финансировании средства из бюджета предоставляются в распоряжение руководителей министерств, ведомств, отделов (управлений) исполкомов местных Советов и руководителей субъектов хозяйствования. Средства из бюджета отпускаются в пределах сумм, утвержденных бюджетом. Суммы, предусмотренные в утвержденном бюджете на расходы по отдельным мероприятиям, называются бюджетными ассигнованиями. Бюджетные ассигнования денежными средствами не являются. Они предоставляются из бюджета субъектам хозяйствования на расходы и предусматриваются в утвержденном бюджете, финансовых планах и сметах расходов. Бюджетные ассигнования определяют предельные размеры финансирования из бюджета тех или иных мероприятий, которые могут быть изменены только в установленном порядке. Руководители субъектов хозяйствования, получающие в свое распоряжение средства из бюджета для использования их по целевому назначению, являются распорядителями средств бюджета. По объему предоставленных им прав, ответственности и обязанностей, возложенных на них, и звенности структуры управления министерств, ведомств, управлений, отделов распорядители средств подразделяются: - по республиканскому бюджету - на главных, нижестоящих, имеющих и не имеющих подведомственных субъектов хозяйствования; - по местным бюджетам — на главных и нижестоящих, не имеющих в своем подчинении подведомственных субъектов хозяйствования. Главными распорядителями средств республиканского бюджета являются министры и руководители других центральных учреждений, местных бюджетов - руководители отделов, управлений, исполкомов областных, городских и районных Советов, а сельских и поселковых бюджетов — председатели сельских и поселковых Советов. К нижестоящим распорядителям средств, имеющих подведомственные субъекты хозяйствования, относятся руководители этих субъектов хозяйствования, получающие бюджетные средства на расходы самого учреждения и на расходы подведомственной сети. Они непосредственно подчинены главным распорядителям средств. К нижестоящим распорядителям средств, не имеющим подведомственных субъектов хозяйствования, относятся руководители этих субъектов хозяйствования, подчиненные главным или нижестоящим распорядителям средств, имеющим подведомственную сеть. К ним относятся директора и заведующие различными учебными и лечебными заведениями и другими учреждениями (школами, техникумами и др.), руководители учреждений, осуществляющих социально-культурные мероприятия, и руководители органов управления. Им предоставлено право самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами. Деление распорядителей средств на категории по тому или иному бюджету зависит от звенности структуры управления отраслью народного хозяйства, от проводимых социально-культурных мероприятий и органов управления. По местным бюджетам деление распорядителей средств на две категории зависит от деления местных органов управления отраслью. Так, районный отдел образования включает районный аппарат управления и непосредственно подчиненные ему школы и другие учреждения. Главный распорядитель средств бюджета — руководитель отдела, в ведении которого находятся школы и другие учреждения, не имеющие подведомственных структурных звеньев. Директор школы или руководитель другого учреждения, являясь нижестоящим распорядителем средств, подведомственных учреждений не имеет. Главные распорядители средств рассматривают и утверждают сметы подведомственных учреждений, составляют свод сметы расходов на год в целом по министерству, ведомству, управлению, отделу, осуществляют в установленном порядке передвижение бюджетных ассигнований из одних сметных подразделений в другие. Полученные средства из бюджета переводят в распоряжение подведомственных, учреждений и организаций, а в необходимых случаях отзывают и передают бюджетные ассигнования от одного учреждения другому. Главные распорядители средств имеют право увеличивать ассигнования по смете одних учреждений при условии уменьшения их на эту же сумму и по тем же статьям сметы по другим аналогичным учреждениям. Главные распорядители средств осуществляют постоянную проверку законности и эффективности расходования бюджетных средств подведомственными им учреждениями. Они несут полную ответственность за исполнение сметы доходов и расходов согласно бюджетным назначениям не только ведомства в целом, но и всех подведомственных им субъектов хозяйствования, а также осуществляют контроль за состоянием учета и отчетности в этих учреждениях. Нижестоящие распорядители средств, имеющие подведомственную сеть, получают бюджетные средства от главных распорядителей как на расходы аппарата самого учреждения, так и для перевода подведомственным учреждениям и на централизованные мероприятия. Они несут ответственность за использование бюджетных средств перед главными распорядителями средств. Нижестоящие распорядители средств, не имеющие подведомственных учреждений, получают бюджетные средства от вышестоящих распорядителей на содержание своего учреждения и имеют свою смету, бюджетные или текущие счета в учреждениях банков, ведут самостоятельно бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов, составляют отчетность, если учет их не централизован. Они не пользуются правом дальнейшего разассигновать бюджетных средств. Все распорядители средств при исполнении смет расходов обязаны строго соблюдать установленные правила финансовой и бюджетной дисциплины. Финансирование из бюджета осуществляется одним методом — перечисление средств из бюджета путем выписки платежных поручений. На основании утвержденных росписей доходов и расходов республиканского и местных бюджетов и последующих изменений к ним Министерство финансов и финорганы перечисляют платежными поручениями на текущие счета главных распорядителей средств бюджетные ассигнования на запланированные к финансированию расходы. Главным распорядителям средств по республиканскому и местным бюджетам в учреждении банков открывается текущий счет: для учета средств на расходы аппарата главного распорядителя средств и для перечисления средств на расходы подведомственных учреждений и на расходы по централизованным мероприятиям. Нижестоящим распорядителям средств, не имеющим подведомственных учреждений, в банке на все расходы, утвержденные по смете, открывается один счет. На основании поквартального распределения годовой росписи доходов и расходов бюджета бюджетные отделы или инспекции по бюджету финансовых органов составляют распоряжение (ф. № 5), в котором указывают наименование субъектов хозяйствования, а также сумму, подлежащую перечислению. Распоряжение передается в бухгалтерию по бюджету, которая выписывает разовое или сводное платежное поручение (ф. № 0401002 и 0401003). Поручение на перечисление средств финансовые органы составляют в трех экземплярах, которые направляются в учреждение банка. Банк проверяет правильность их составления. Первый экземпляр он оставляет у себя, второй передает распорядителю средств, а третий возвращает финансовому органу как подтверждение выполнения поручения. В течение года выделение бюджетных ассигнований производится в размере, не превышающем годовые назначения. Главные распорядители средств с участием подведомственных субъектов хозяйствования (заказчиков) по согласованию с исполкомами и учреждениями банков порядок взаимоотношений по финансированию запланированных расходов определяют самостоятельно. Перечисление бюджетных ассигнований распорядителям средств оформляется следующей записью: Д-т сч. 014 " Текущие счета распорядителей средств по местному бюджету" К-т сч. 011 " Текущий (основной) счет местного бюджета". Эта запись отражает движение денежных средств на текущих счетах местного бюджета: увеличение средств на, текущем счете распорядителей средств и уменьшение средств на текущем (основном) счете районного бюджета. Некоторые расходы по местным бюджетам финансовые органы оплачивают непосредственно с основного текущего счета местного бюджета. Это дотации, перечисленные нижестоящим бюджетам; суммы, предназначенные для погашения ссуды банка, и др. На эти суммы финансовые органы выписывают поручения учреждениям банка. Ответственность за целевое использование бюджетных ассигнований возлагается на распорядителей средств. Для оперативного контроля за использованием ассигнований бюджета Министерство финансов республики ведет учет по главным распорядителям средств в разрезе подразделений бюджетной классификации. Финансирование капитальных вложений за счет республиканского и местных бюджетов производится также путем перечисления средств платежными поручениями на текущие счета главных распорядителей средств. Для осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств, перечисленных на государственные капитальные вложения и другие расходы по народному хозяйству, составляется квартальная отчетность по форме № 2-2 " Отчет о расходовании средств, выделенных из бюджета". К ней прикладывается форма " Освоение средств на финансирование капитальных вложений". Указанную отчетность составляют главные распорядители средств в разрезе разделов и глав и представляют соответствующему финансовому органу не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
|