Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание казначейства в Республике Беларусь и его роль в обеспечении учетно-финансовых операций по исполнению бюджета с учетом требований рынка
В большинстве индустриально развитых стран Запада центром финансового управления государственной системы является Казначейство. По форме учреждения казначейства в разных странах значительно различаются с учетом исторических особенностей и обстоятельств. Однако по своим функциям они совпадают: это прежде всего функции исполнения и контроля бюджета, бухгалтерского учета и финансового управления. Основная причина создания казначейства в Беларуси — это недостатки существующей системы управления государственными финансами. Кроме того, требуют дальнейшего развития такие функции, как учет, макроэкономический анализ, прогнозирование и финансовые операции по исполнению бюджета. В период перехода к рыночной экономике важнейшей финансовой целью является обеспечение такого управления расходами, которое бы позволило свести к минимуму макроэкономическую нестабильность и удовлетворить приоритетные направления. Казначейская система предполагает решение этой проблемы благодаря переносу функций государственного учета в казначейство, что позволит ускорить и улучшить качество информации, предоставляемой в распоряжение Министерства финансов. Казначейство позволит оперативно решить проблему финансовых обязательств, непосредственно связав бюджетные организации с казначейской системой, с регистрацией всех стадий процесса производства платежа в данной системе; при этом можно будет установить ограничения, как на обязательства, так и на выделяемые средства. Решить проблему контроля за исполнением смет внебюджетных фондов также можно, включив счета внебюджетных фондов в систему казначейства, в которой можно регистрировать все иностранные бюджетные операции, включая и гарантии. Создание казначейства в Республике Беларусь предполагает выполнение им определенных функций, среди которых важными являются исполнение бюджета, учет, внутренняя ревизия и финансовые операции. В условиях переходного периода, обусловленного трудностями в экономике, высокой степенью неопределенности, необходимо создать такую систему государственного финансового управления, которая бы обеспечила реализацию быстрого и эффективного внесения изменений в бюджет, соответствующих изменениям в экономике, что может уменьшить макроэкономическую нестабильность. Для того чтобы гарантировать своевременность внесения изменений и обеспечить необходимую координацию между бюджетами и финансовыми операциями, рекомендуется высокая степень административной концентрации этих ключевых функций. Подобная концентрация функций позволит создать систему, которую можно легко компьютеризировать, что ускорит прохождение потока информации, улучшит контроль за бюджетом, даст возможность достаточно быстро вносить необходимые изменения в исполнение бюджета, и получить более высокую степень экономии при управлении наличными денежными средствами государственных фондов. Являясь структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов Республики Беларусь, Главное государственное казначейство выполняет две основные задачи — обеспечение исполнения Государственного бюджета и управление финансовыми средствами, находящимися на счетах казначейства. Исходя из этих двух основных задач, казначейство выполняет следующие текущие задачи: 1. Организует и осуществляет исполнение республиканского бюджета, а по мере развития и республиканских внебюджетных фондов. 2. Осуществляет учет, правила управления и проведения бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами. 3. Организует учет и осуществление совместно с Национальным банком операций по управлению государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию, учет операций по государственным гарантиям. 4. Взаимодействует с банками, уполномоченными осуществлять операции по счетам казначейства и с органами местного управления и самоуправления в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами. 5. Устанавливает совместно с Бюджетным управлением по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом порядок исполнения местных бюджетов и использования внебюджетных фондов, созданных местными Советами. 6. Производит оформление договоров и соглашений на выдачу ссуд и осуществляет все учетные операции, связанные с их выдачей и возвратом, изучает эффективность и целевое использование бюджетных ссуд, выданных предприятиям, организациям. 7. Разрабатывает инструктивные документы и указания по вопросам исполнения бюджета, проведения операций по счетам казначейства, проводит консультативную и разъяснительную работу по их применению. 8. Устанавливает порядок составления и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении смет расходов министерств, ведомств, учреждений и организаций, состоящих на республиканском бюджете, а также местных бюджетов. 9. Составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его Кабинету Министров Республики Беларусь, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского и государственного бюджетов Республики Беларусь, подготавливает совместно с управлениями и отделами министерства объяснительную записку к отчету об исполнении республиканского бюджета и необходимые материалы правительству и Верховному Совету республики по утверждению годового отчета об исполнении республиканского бюджета. 10. Обобщает отчеты об исполнении внебюджетных фондов, подготавливает информацию Кабинету Министров Республики Беларусь о ходе исполнения указанных фондов, вносит предложения по использованию специальных (целевых) фондов. 11. Участвует в подготовке предложений по установлению благоприятных условий кредитования Национальным банком Республики Беларусь и международными финансово-кредитными организациями государственного долга республики и дефицита республиканского бюджета. 12. Осуществляет внедрение и обеспечивает эффективное использование единой телекоммуникационной информационной системы казначейства. 13. Организует поэтапный ввод в действие системы казначейства путем постоянного расширения ее функциональных возможностей. 14. Осуществляет выбор программных средств разработки приложений, сетевой платформы, системы управления базой данных и других общесистемных программных средств, необходимых для функционирования системы казначейства и ее расширения. Изложенные задачи определяют целевую направленность деятельности казначейства в республике. Однако, для более полного отражения своих функций казначейство наделено еще и определенными правами и обязанностями. Исходя из этого, Главное государственное казначейство имеет право: 1. Истребовать и получать от юридических и физических лиц информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных средств. 2. Истребовать и получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений сведения о состоянии счетов министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений, использующих средства республиканского бюджета, государственных и отраслевых внебюджетных фондов, движении средств по этим счетам. 3. Выдавать банковским учреждениям обязательства для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные внебюджетные фонды, используемых не по целевому назначению, а также задолженности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций по ссудам, выданным из республиканского бюджета, при несоблюдении ими условий погашения, либо иную их задолженность, образовавшуюся перед бюджетом. 5. Давать указания о замораживании банковских счетов распорядителей средств по республиканскому бюджету и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательных норм и нормативных актов. 6. Давать обязательные для исполнения отраслевыми управлениями и отделами указания, связанные с исполнением республиканского бюджета, организацией и проведением проверок министерств, ведомств, их подведомственных организаций по использованию бюджетных средств, правильности осуществления операций с государственными финансовыми средствами. Наряду с изложенными общими правами и обязанностями, определенные права и обязанности возложены непосредственно на начальника Главного государственного казначейства, которые отражены в Положении о Главном государственном казначействе Министерства финансов Республики Беларусь. Основная цель деятельности казначейского управления — это прежде всего гарантия полноты, надежности и своевременности потока информации по бюджетным и внебюджетным операциям центральной власти и ее агентов, исполнению бюджета и другим операциям в региональных и местных органах власти. Ее можно достигнуть путем компьютеризации всех процессов ведения учета и общего финансового управления государственными операциями. Эта информация необходима для опережающего планирования государственных oпераций, включая определение установленных в будущем лимитов расхода. Предполагаемая система призвана обеспечить обработку всех бюджетных или внебюджетных операций, которые ведут к изменениям активов и пассивов центрального управления и государственных органов. В системе должна выполняться автоматическая проверка согласованности всех действий с конкретными бюджетными ассигнованиями и соответствия кассовых средств лимитам, которые будут периодически устанавливаться для каждой бюджетной организации. Только после такой проверки данная система выдаст разрешение на оформление платежного поручения. У казначейского управления предполагается единый казначейский счет, на который будут зачисляться поступающие доходы республиканского бюджета. В свою очередь на него будут вноситься и все платежи, выполняемые бюджетными организациями. Поэтому существующие счета в банковской системе для министерств и бюджетных организаций должны заменяться счетами данной системы. Все операции должны ограничиваться пределами данной системы в' соответствии со стандартными правилами учета. Использование общепринятых методов и принципов учета, особенно при двойной системе ведения бухгалтерского учета, обеспечит данной системе важные механизмы •контроля. Система должна быть запрограммирована на автоматическое выполнение учетных операций по всем бюджетным организациям, непосредственно связанным с ней, что позволит казначейскому управлению иметь полный (или частичный) доступ к информации, видеть постоянно обновляющуюся картину исполнения всех (или соответствующей части) государственных операций. Информация, возникающая в такой системе, будет использоваться казначейским управлением для подготовки периодических отчетов по исполнению бюджета и для официального годового отчета исполнения бюджета. Развитие в республике системы государственного казначейства предполагает переход с 1 января 1996 г. на порядок финансирования расходов республиканского бюджета через систему государственного казначейства. Новый порядок финансирования расходов предусматривает значительные изменения, отличительной чертой которых является финансирование подведомственных министерствам и ведомствам учреждений непосредственно со счета казначейства, минуя текущие счета министерств и ведомств, открытые в учреждениях банков. В этой связи: изменяется процедура осуществления и учета операций по финансированию расходов министерств и ведомств, подведомственных им учреждений с единого казначейского счета: вводится порядок ведения в системе казначейства министерствами и ведомствами плановых ассигнований из республиканского бюджета по министерству (ведомству) в разрезе подведомственных учреждений; устанавливается порядок обработки и передачи информации между Главным государственным казначейством Министерства финансов и министерствами (ведомствами) с использованием компьютерной сети. Переход на новый порядок исполнения республиканского бюджета по расходам предполагает министерствам и ведомствам совместно с Главным государственным казначейством Министерства финансов осуществить комплекс мероприятий, связанных с включением в систему казначейства министерств и ведомств и их подведомственных учреждений и организаций. Важнейшими среди них являются составление реестра подведомственных учреждений и организаций, финансируемых из республиканского бюджета, и введение его в компьютерную систему казначейства для последующей регистрации Главным государственным казначейством; внесение в компьютерную систему казначейства по всем зарегистрированным подведомственным учреждениям и организациям данных о плановых ассигнованиях на 1996 г. с поквартальной разбивкой по всем подразделениям бюджетной классификации, сбалансированные с росписью доходов и расходов республиканского бюджета. Введенные в систему плановые ассигнования подлежат постоянной корректировке с учетом изменений, вносимых Министерством финансов в роспись доходов и расходов на основании справок об изменениях бюджетных назначений, а также изменений, вносимых в установленном порядке министерствами и ведомствами на основании справок об изменениях сметы. Это связано с тем, что данная информация в системе является ключевой при формировании платежных поручений по финансированию с единого казначейского счета зарегистрированных учреждений и организаций.
|