Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет доходов
Бухгалтерский учет доходов государственного бюджета призван обеспечить систематический контроль за своевременным и полным поступлением доходов в бюджет, внесением платежей в бюджет каждым плательщиком. Доходы бюджета в основном поступают в учреждения банка. Используя данные учета, финансовые органы и налоговые инспекции следят за правильностью зачисления учреждениями банка поступлений в республиканский и местные бюджеты. Отдельные виды доходов поступают в учреждения сберегательных банков, кассы сельских, поселковых Советов, учреждения министерства связи. Участие этих учреждений в приеме доходов бюджета объясняется необходимостью создать удобства плательщику и обеспечить своевременное поступление доходов в бюджет. В финансовых органах бухгалтерский учет доходов ведет бухгалтерия по бюджету. Оперативный учет доходов и налогов в разрезе плательщиков ведет Государственная налоговая инспекция. Бухгалтерия по бюджету учитывает доходы только данного бюджета (области, города, района). Исходя из этого бухгалтерия по бюджету совместно с бюджетным отделом местного финансового органа выполняет следующие функции: - составляет проекты планов поступлений платежей в бюджет и расчетов к проекту бюджета; - анализирует ход выполнения планов платежей в бюджет, разрабатывает и осуществляет мероприятия по их выполнению; - представляет информацию местным руководящим органам о ходе выполнения планов поступления доходов бюджета и разрабатывает предложения по этим вопросам; - осуществляет выплаты и возмещения за счет средств бюджета. Финансовые управления (отделы), получающие выписки из банковских счетов и копии платежных документов, после обработки передают их не позднее следующего дня государственным налоговым инспекциям для разноски по j лицевым счетам плательщиков. В функции бухгалтерии Государственной налоговой инспекции входят: - учет начислений, сложений, поступлений, зачетов и возвратов всех доходов, независимо оттого, в какой бюджет они поступают, т.е. обеспечение своевременности и полноты учета плательщиков всех видов налогов и других платежей в бюджет; - открытие лицевых счетов на каждого плательщика, по каждому виду платежей в бюджет, отражение в них начисленных сумм платежей, причитающихся к уплате, и фактически поступившие в бюджет, а также суммы пени; - получение бухгалтерских отчетов и балансов, деклараций о доходах, налоговых расчетов и иных документов о фактически получаемой предприятиями, организациями и гражданами прибыли (доходе), суммах исчисленных платежей в бюджет, а также о наличии других объектов налогообложения. Производятся перерасчеты ранее исчисленных сумм налогов и других платежей. При наличии переплаты по лицевым счетам плательщиков Государственная налоговая инспекция в установленном порядке засчитывает эти суммы в уплату недоимки или предстоящих платежей, а при наличии письменного заявления плательщика о возврате переплаченных сумм решает вопросы о возврате переплат; - осуществление документальных проверок соблюдения плательщиками законодательства о налогах и других платежах в бюджет; - принятие мер по взысканию в установленном порядке не внесенных в срок налоговых и неналоговых платежей; представление отчетов по формам и в сроки, установленные вышестоящей налоговой инспекцией, о фактически поступивших за конкретный период времени суммах платежей в бюджет. Такие же отчеты направляются районному, городскому, областному финансовому отделу (управлению). Каждой налоговой инспекции в обслуживающем ее учреждении банка открывается один счет по учету доходов республиканского бюджета № 378090ХХХОООК, где XXX— номер налоговой инспекции (первый знак X — номер области, последующие два знака XX — номер района, города), на который зачисляются налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в республиканский бюджет, а также общереспубликанские регулирующие налоги (НДС и акцизы), распределяемые по различным уровням бюджетов в соответствии с законодательно утвержденными нормативами. Номер налоговой инспекции присваивается и утверждается Главной государственной налоговой инспекцией. В главных управлениях Национального банка открывается транзитный счет № 378090ХОООООК, где X — номер области, присваиваемый Главной государственной налоговой инспекцией. В Национальном банке открывается счет доходов республиканского бюджета Министерства финансов (единый казначейский счет Главного государственного казначейства) № 378090000000К. Платежи в республиканский бюджет от юридических и физических лиц принимаются всеми учреждениями банков. При уплате налогов и других платежей в бюджет применяются соответствующие платежные документы. Такими документами являются платежные поручения, уведомления о взносе платежа в учреждение банка, поручения Центрального сберегательного банка, сопроводительные ведомости сельских, поселковых Советов, сводные платежные поручения предприятий связи с талонами почтовых переводов и др. Платежными поручениями оформляется перечисление через учреждения банка предприятиями, организациями и учреждениями причитающихся с них платежей в бюджет, в том числе суммы налогов, удержанных из заработной платы рабочих и служащих. Уведомления о взносе платежей применяются обычно в тех случаях, когда плательщиками являются отдельные граждане и причитающиеся с них суммы вносятся непосредственно в учреждение банка наличными. С 1 марта 1994 г. в платежные документы внесены дополнительные реквизиты: 1) обязательные для заполнения плательщиками -код платежа в бюджет, представляющий собой пятизначное число " ХРРПП", в котором " X" — обозначает вид платежа (0 — основной платеж, в том числе погашение недоимки и налогового кредита, 1 — пеня, 2 — финансовая санкция (штраф), 3 — оплата процентов по налоговому кредиту, 4 - возврат платежа, 9 — распределение общереспубликанских регулирующих налогов); РР — код раздела бюджетной классификации; ПП — код параграфа бюджетной классификации. Для определения кода платежа используется классификация доходов и расходов республиканского и местных бюджетов; 2) обязательные для заполнения плательщиками после дополнительных указаний Министерства финансов и Национального банка: учетный номер налогоплательщика (УНП); учетный номер налогоплательщика, за которого уплачивается платеж в бюджет другим юридическим или физическим лицом. Учетные номера налогоплательщиков состоят из девяти знаков (ХХХХХХХХХ) и присваиваются государственными налоговыми инспекциями по областям и городу Минску. При отсутствии какого-либо из перечисленных вновь вводимых реквизитов платежные документы не принимаются учреждениями банков к исполнению и подлежат возврату плательщику с указанием на обратной стороне платежного документа причины возврата, даты и подписи исполнителя. Ответственность за правильное заполнение платежных документов возлагается на плательщиков. В случае, уплаты платежа в бюджет за основного налогоплательщика другим юридическим или физическим лицам кроме реквизитов УНН плательщика, кода платежа, по строке " Получатель", в рамке " Код", заполняется реквизит учетный номер налогоплательщика, за которого уплачивается платеж в местный бюджет другим юридическим или физическим лицом. При уплате наличными через сберегательные банки учетный номер налогоплательщика проставляется в левом верхнем углу " Извещения" и " Квитанции" (ф. № ПД-4) над реквизитом " Получатель платежа. Платежи в местные бюджеты, не уплаченные в установленные сроки в добровольном порядке, взыскиваются с налогоплательщиков в бесспорном порядке распоряжением налоговой инспекции, которое представляется в учреждение банка по месту ее обслуживания. В случае отсутствия счета налогоплательщика в данном банке учреждение банка направляет распоряжение для исполнения в банк по месту обслуживания налогоплательщика. Если на момент представления плательщиком в банк платежных документов на уплату платежей в местные бюджеты (или распоряжения государственной налоговой инспекции) на его расчетном счете полностью отсутствуют средства, учреждением банка выписывается извещение, которое направляется в банк по месту обслуживания налоговой инспекции и вручается последним под расписку представителю налоговой инспекции. Если на момент представления плательщиком в банк платежных документов на уплату платежей в бюджет на его расчетном счете средств недостаточно, учреждением банка выписывается мемориальный ордер на частичную оплату в пределах средств, имеющихся на расчетом счете плательщика. В мемориальном ордере дополнительно указываются: УНН; код платежа; вид операции (06 — мемориальный ордер по платежному поручению, 10 — мемориальный ордер по распоряжению, 11 — финансирование субъектов хозяйствования из местного бюджета, 16 — мемориальный ордер на рублевый эквивалент по налогам, уплачиваемый в валюте); номер и дата выписки первичного платежного документа. Возврат налогов и других платежей, неправильно или излишне поступивших в республиканский бюджет, производится налоговыми инспекциями со счета № 378090ХХХОООК, а в отдельных случаях непосредственно Министерством финансов со счета № 378090ХХХ099К в соответствии с действующим в настоящее время порядком. В платежных документах обязательно указываются учетный номер налогоплательщика и код платежа. Для осуществления операции по зачету излишне поступившей суммы платежа в доход республиканского бюджета по одному виду налога в счет недоимки по другому виду налога налоговым инспекциям в обслуживающих их учреждениях банков открывается отдельный транзитный счет регулирования налоговых поступлений № 378090ХХХ099К, где XXX - номер налоговой инспекции. Операции по этому счету производятся на основании платежных поручений, выписываемых налоговыми инспекциями. Уплата налогоплательщиками платежей в доход республиканского бюджета на счет регулирования налоговых поступлений, а также наличие остатка средств на нем не допускаются. Представленные платежные документы на уплату налогов и налоговых поступлений, их возврат и зачет подлежат обработке в учреждениях банков в течение одного операционного дня. При приеме платежных документов банками производится сверка указанного кода платежа с его наименованием. При выявлении несоответствия исправления в документе не допускаются, и он подлежит возврату без исполнения. Операции по движению платежей в республиканский бюджет отражаются в установленном порядке на корреспондентских счетах коммерческих банков. Учет доходов республиканского бюджета по подразделениям бюджетной классификации осуществляется налоговыми органами на основании выписок из лицевых счетов банков с приложением к. ним вторых экземпляров платежных документов, а также Министерством финансов. Платежные документы как для местных, так и для республиканского бюджета дают возможность определить вид поступивших доходов и их плательщиков. Платежные документы, прилагаемые к выписке учреждения банка из текущего (основного) счета местного бюджета, служат основными документами для учета доходов данного бюджета. Выписки из текущего счета местного бюджета учреждения банка направляются финансовому органу ежедневно. Бухгалтерия по бюджету финансового органа проверяет правильность выписки учреждениями банков по текущему счету местного бюджета путем сличения ее данных с данными приложенных к ней документов. Затем, сгруппировав документы по видам доходов, составляет справку о доходах, поступивших на текущий счет данного местного бюджета (ф. № 3). Справка составляется ежедневно. Доходы записываются в справку общими суммами по каждому подразделению бюджетной классификации. На основании справки составляются мемориальный ордер (ф. № 274) и бухгалтерская запись, означающая увеличение денежных средств и доходов бюджета: Д-т сч. 011 " Текущий (основной) счет местного бюджета" К-т сч. 040 " Доходы бюджета". Далее сумма записывается в книгу Журнал-Главная по счетам синтетического учета и в книге доходов (форма №5-ф) по счетам аналитического учета. После этого платежные документы не позднее следующего дня передаются в Государственную налоговую инспекцию под расписку для разноски сумм по лицевым счетам плательщиков и последующей организации оперативного учета. В дальнейшем эти документы хранятся в бухгалтерии Государственной налоговой инспекции. Ежемесячно по состоянию на 1-е число каждого месяца финансовый орган производит сверку с Государственной налоговой инспекцией по вопросу правильности отражения в учете поступивших доходов в местный бюджет. В соответствии с решениями Министерства финансов, Главной государственной налоговой инспекции при Кабинете Министров и Национального банка Республики Беларусь с 1 января 1996 г. внесены следующие изменения в порядок исполнения местных бюджетов. В целях обеспечения надлежащего контроля за полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет на имя каждого финансового органа в обслуживаемом его учреждении банка открывается счет местного бюджета со структурой NNNN9PXXXOOOK, где NNNN - номер балансового счета второго порядка Плана счетов бухгалтерского учета в банках (счет № 3782 " Средства районных, городских, поселковых и сельских бюджетов" и счет № 3781 " Средства областных бюджетов"), на которые зачисляются платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в местные бюджеты; XXX — код финансового органа (первый знак " X" — номер области, последующие два знака " XX" — номер района, города). Распределение средств со счета NNNN9PXXXOOOK по различным уровням местного бюджета в соответствии с утвержденными нормативами производится платежным поручением, выписанным финансовым органом. Номер финансового органа присваивается и утверждается Министерством финансов Республики Беларусь. Платежи в местный бюджет от юридических и физических лиц принимаются всеми учреждениями банков. При уплате налогов и других платежей в местные бюджеты применяются существующие ныне платежные документы, в которые внесены дополнительные реквизиты, обязательные для заполнения плательщиками с 1 января 1996 г.: кед платежа в местный бюджет, представляющий собой пятизначное число " ХРРПП", в котором X обозначает вид платежа (0 — основной платеж, в том числе погашение недоимки и налогового кредита, 1 — пеня, 2 — финансовая санкция (штраф), 3 — оплата процентов по налоговому кредиту, 4 — возврат платежа, 9 — распределение средств со счета NNNN9PXXXOOOK по направлениям бюджета). При заполнении платежных документов значения 4 и 9 указываются органами, уполномоченными на проведение соответствующих операций; " РР" — код раздела бюджетной классификации; " ПП" — код параграфа бюджетной классификации. Для определения кода платежа используется классификация доходов и 'расходов республиканского и местных бюджетов. Учитывая, что с текущих (основных) счетов местных бюджетов производится и финансирование бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств этих бюджетов, в платежном поручении, выписанном финансовым органом в реквизите " Вид операции", проставляется значение 11, что означает финансирование субъектов хозяйствования из местных бюджетов. Возврат налогов и других платежей, неправильно или излишне поступивших в местные бюджеты, производится финансовыми органами со счета NNNN9PXXXOOOK в соответствии с действующим порядком. В платежных документах обязательно указываются учетный номер налогоплательщика и код платежа. Для осуществления операций по зачету излишне поступившей суммы платежа в местный бюджет по одному налогу в счет недоимки по другому виду налога финансовым органом в обслуживающих им учреждениях банков открывается отдельный транзитный счет регулирования налоговых поступлений NNNN9PXXX099K, где XXX - код территории. Операции по этому счету производятся на основании платежных поручений, выписываемых налоговыми инспекциями. В платежных поручениях указывается по дебету и кредиту номер счета местных бюджетов финансового органа (NNNN9PXXXOOOK), в графе " Назначение платежа" - код платежа, сумму по которому необходимо уменьшить, а в графе " Очередность платежа" — код платежа, сумму по которому необходимо увеличить. По тем платежам и налогам, по которым в налоговой инспекции не ведутся лицевые счета (госпошлина, плата за регистрацию и перерегистрацию хозяйствующих субъектов и др.) регулирование видов (кодов) платежей производится финансовыми органами через транзитные счета (N? NNNN9PXXX099K) по платежным поручениям, оформленным в указанном выше порядке. Операции по зачету данных платежей осуществляются ЗАО " Белорусский расчетный межбанковский центр" на счете регулирования налоговых поступлений (NNNN9PXXX099K) программно. Счет № NNNN9PXXX099K ежедневно закрывается. Уплата налогоплательщиками платежей в доход местного бюджета на счет регулирования налоговых поступлений, а также наличие остатка средств на нем не допускаются. Ответственность за правильность совершения операций по счету регулирования налоговых поступлений возлагается на финансовые органы, учреждения банков и ЗАО " Белорусский расчетный межбанковский центр", налоговые инспекции. Операции по зачету излишне поступившей суммы платежа на счета местных бюджетов по одному виду налога в счет недоимки по другому виду налога республиканского бюджета производятся на основании платежного поручения, выписанного налоговой инспекцией в трех экземплярax. В платежном поручении указывается по дебету номер счета доходов местного бюджета (NNNN9PXXXOOOK), в графе " Назначение платежа" - код платежа, сумму по которому необходимо уменьшить, по кредиту — номер счета доходов республиканского бюджета (378090ХХХОООК), а в графе " Очередность платежа" -код платежа, сумму по которому необходимо увеличить. Операции по зачету излишне поступившей суммы платежа на счет республиканского бюджета по одному виду налога в счет недоимки по другому виду налога местного бюджета производятся на основании платежного поручения. В платежном поручении, оформленном налоговой инспекцией, указывается по дебету номер счета доходов республиканского бюджета (378090ХХХОООК), в графе " Назначение платежа" — код платежа, сумму по которому необходимо уменьшить, по кредиту — номер счета доходов местного бюджета (NNNN9PXXXOOOK), а в графе " Очередность платежа" — код платежа, сумму по которому необходимо увеличить. Учет налоговых платежей, поступающих в местные бюджеты по подразделениям бюджетной классификации, осуществляется финансовыми и налоговыми органами на основании выписок из лицевых счетов банков с приложением к ним вторых экземпляров платежных документов, а также на основании информации, получаемой от ЗАО " Белорусский расчетный межбанковский центр". Для бухгалтерского учета доходов бюджета предназначен пассивный счет первого порядка 04 " Доходы бюджета", который подразделяется на счета второго порядка 040 " Доходы бюджета" и 041 " Невыясненные поступления". Субсчет 040 " Доходы бюджета" — основной субсчет для учета доходов государственного бюджета. По его кредиту отражаются доходы бюджета, поступившие в течение года на текущие (основные) счета местных бюджетов в учреждениях банков, а также суммы остатков средств бюджета на начало года, обращаемые на покрытие расходов текущего года. По дебету субсчета учитываются излишне поступившие суммы, возвращаемые плательщикам. Остаток счета показывает сумму доходов данного бюджета на определенный период и таким образом дает возможность контролировать исполнение доходной части бюджета. Следует иметь в виду, что на этот счет относятся все доходы бюджета, кроме средств, полученных из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов и краткосрочных ссуд. Невыясненные поступления. Это суммы, внесенные в банк для зачисления в бюджет без указаний о том, к какому бюджету либо подразделению бюджетной классификации доходов их можно отнести. Учетом и выяснением поступивших сумм занимается соответствующий финансовый орган. Суммы зачисляются на текущий (основной) счет местного бюджета. Поступившую сумму невыясненных доходов бухгалтерия записывает в справку о доходах за день отдельной строкой и включает в мемориальный ордер следующей записью: Д-т сч. 011 " Текущий (основной) счет местного бюджета" К-т сч. 041 " Невыясненные поступления". Финансовый орган обязан немедленно принять меры к выяснению принадлежности этих сумм. Если в результате выяснения окажется, что сумма не является доходом данного бюджета, то по поручению финансового органа она списывается банком с текущего счета для зачисления по принадлежности. Одновременно финансовый орган уменьшает на эту сумму денежные средства бюджета и счет невыясненных поступлений такой записью: Д-т сч. 041 " Невыясненные поступления" К-т сч. 011 " Текущий (основной) счет местного бюджета'. В том случае, если будет установлено, что сумма относится к доходам данного бюджета, то она списывается со счета невыясненных поступлений и зачисляется на счет доходов 040 по соответствующему подразделению бюджетной классификации. Составляется следующая запись: Д-т сч. 041 " Невыясненные поступления" К-т сч. 040 " Доходы бюджета". На счете " Невыясненные поступления" суммы могут учитываться не более одного месяца со дня их зачисления в бюджет, а поступившие в декабре — до 31 декабря текущего года. В течение указанных сроков должна быть выявлена их принадлежность. Если по истечении установленных сроков суммы останутся невыясненными, они списываются с субсчета " Невыясненные поступления" и зачисляются в доходы бюджета по подразделению бюджетной классификации " Прочие поступления". Субсчет 041 не может иметь переходящего остатка на следующий год и поэтому отсутствует в балансе по исполнению бюджета на 1 января. Аналитический учет по субсчету 041 ведется в книге доходов (ф. № 5-ф). Возврат доходов. Излишне внесенные в доходы бюджета суммы засчитываются и возвращаются плательщикам в соответствии с действующими инструктивными положениями. Эти суммы учитываются бухгалтерией Государственной налоговой инспекции в лицевых счетах плательщиков. Излишне поступившая сумма платежа (переплата) засчитывается без заявления плательщика в погашение недоимок по другим платежам с того же плательщика. По письменному заявлению плательщика сумма переплаты засчитывается в счет других платежей, по которым не наступили сроки уплаты. Если переплата не засчитывается в погашение других платежей, то излишне внесенные суммы могут быть возвращены плательщику только по его письменному заявлению. Переплата платежей, которые не учитываются по отдельным плательщикам в Государственной налоговой инспекции, подтверждается соответствующими документами, которые прилагаются к заявлению. Зачет или возврат переплат оформляется в 10-дневный срок с момента получения заявления плательщика, если проверкой будет установлено, что в доход бюджета действительно зачислена излишняя сумма. Возврат переплат наличными деньгами отдельным гражданам производится по именным чекам и при переводе по почте — по акцептованным расчетным поручениям. Возвращенные из районного бюджета доходы относятся в дебет субсчета 040 " Доходы бюджета" по соответствующему подразделению бюджетной классификации и кредит субсчета 011 " Текущий (основной) счет местного бюджета". При зачете переплат дебетуется и кредитуется субсчет 040 по соответствующим подразделениям бюджетной классификации. Бухгалтерия финансового органа ежемесячно сверяет данные с данными бухгалтерии Государственной налоговой инспекции о поступлениях и возвращенных за истекший месяц доходов по каждому виду платежа. Расхождения, выявленные при сверке данных о поступлениях и возвращенных платежах, должны быть устранены. Аналитический учет доходов. Аналитический учет доходов по местным бюджетам ведется в финансовых органах по каждому виду доходов, в соответствии с подразделениями бюджетной классификации в книге доходов (ф.№ 5-ф). Книга доходов заполняется ежедневно на основании мемориального ордера и справки о доходах, поступивших за день. Книга начинается с оглавления, где перечисляются все виды доходов данного бюджета, указываются соответствующие им подразделения бюджетной классификации и но мер строки книги, закрепленной для учета операций по этому виду дохода. Книга ведется на развернутом листе, предназначенном для учета всех операций по субсчетам 040, 041 в течение месяца. В левой стороне построчно проставляются подразделения бюджетной классификации по всем учитываемым доходам. Отдельной строкой записывается итог по субсчету 040. На следующих строках указываются невыясненные поступления (субсчет 041) и общий итог по счету 04. Слева направо предусмотрены графы для ежедневной записи поступивших доходов по принципу накопительной ведомости. По окончании месяца в книге подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту по каждому счету доходов и выводится остаток с начала года. Сначала по каждому виду доходов подсчитывается сумма поступлений, т.е. итог за месяц по кредиту, затем общая сумма возврата по каждому виду доходов, которая проставляется по соответствующей строке доходов в итог за месяц по дебету. После этого выводится остаток с начала года, т.е. на 1-е число следующего месяца. Итоги оборотов за месяц по книге доходов по дебету и кредиту субсчетов 040, 041 должны быть равны итогам по дебету и кредиту счета 04 " Доходы бюджета" в книге Журнал-Главная. Необходимость составления оборотной ведомости к счету 04 отпадает, так как форма книги обеспечивает все необходимые данные об оборотах и нарастающих остатках по отдельным доходам, субсчетам и в целом по счету 04. Такой порядок аналитического учета дает возможность контролировать выполнение плана доходов по каждому сметному подразделению бюджетной классификации. Аналитический учет доходов республиканского бюджета по подразделениям бюджетной классификации в Министерстве финансов Республики Беларусь осуществляется Главным государственным казначейством. Бухгалтерская запись по поступившим доходам должна быть следующей: Д-т ся. 010 " Средства республиканского бюджета в банке" К-тсч. 040 " Доходы бюджета". Учет доходов бюджета играет важную роль в процессе исполнения бюджета, активно воздействуя на выполнение его доходной части. Данные бухгалтерского и оперативного учета доходов дают возможность контролировать выполнение плана доходов бюджета, а также выполнение плательщиками обязательств перед бюджетом. На основании данных учета финансовые органы анализируют состояние выполнения плана доходов, намечают мероприятия, обеспечивающие своевременное поступление платежей в бюджет.
|