Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автоматизация учета исполнения бюджета и ее дальнейшее развитие.
Вхождение экономики Беларуси в рыночные отношения связано не только с организацией рынков товаров, капитала, рабочей силы и т.п., но и с формированием единого информационного пространства, обеспечивающего эффективный экономический рост. Деловой мир заинтересован в получении полезной информации для принятия оперативных хозяйственных решений, бизнес планирования, разработки финансовой рыночной стратегии. Основная экономическая информация традиционно формируется в системе бухгалтерского учета. В условиях современных мирохозяйственных тенденций государства стремятся сохранить роль регулятора всей экономической деятельности. Отсюда острая потребность в правильной организации бухгалтерского учета и достоверной отчетности для всех участников рыночных отношений. Сегодня бухгалтерский учет в любом государстве по существу выполняет функцию " кровеносной системы", по которой движутся денежные потоки. Любые разрывы " капилляров" в этой системе приводят к значительным материальным и финансовым потерям. Бухгалтерский учет выполняет не только информационные функции для макро расчетов, но и по существу является составной частью всей налоговой и бюджетной системы государства. Поэтому во многих странах мира методическое руководство бухгалтерским учетом осуществляют министерства финансов. Переход к рыночной экономике с современной информационной инфраструктурой неизбежно поставил перед финансистами-профессионалами, занимающимися сбором, обработкой и передачей деловой информации, проблему автоматизации бухгалтерского учета исполнения республиканского и местных бюджетов. Модернизация бухгалтерского учета в республике требует обширной компьютеризации. Это сравнительно новая форма, используемая для сбора, организации и передачи информации с большой скоростью. До появления компьютеров миллионы операций записывались вручную, на что нередко уходили целые месяцы, задерживалась отчетность. Компьютер выполняет операции счетоводства, и сложные расчеты с целью принятия решений с меньшими затратами времени. Бухгалтерский учет и учетные данные используются гораздо шире, чем принято считать. Среди пользователей учетных данных могут быть выделены три группы: те, кто управляет бизнесом (предприниматели); те, кто находится вне предприятия, но имеет к нему финансовые интересы (посредники); лица, группы и органы, которые имеют государственные финансовые интересы к данному бизнесу (государственные налоговые инспекции и финансовые отделы исполкомов). Перевод экономики республики на преимущественно экономические методы управления потребовал пересмотра подхода к разработке и внедрению государственных программ создания и развития автоматизированной системы финансовых расчетов (АСФР). В процессе развития АСФР обеспечивается усиление финансового контроля в процессе исполнения бюджета за деятельностью как государственных, так и кооперативных предприятий и организаций, за индивидуальной трудовой деятельностью населения; а также оперативность отражения финансовых операций, анализ исполнения бюджета и финансового состояния предприятий и организации. Дальнейшее развитие в АСФР получат следующие функции: составление и организация исполнения бюджета; бухгалтерский учет исполнения бюджета; оперативно-бухгалтерский учет госдоходов. Создание АСФР местных финорганов предполагается осуществлять в два этапа. Первоначально должны быть созданы региональные базы данных с необходимыми средствами управления: оснащение подразделений финорганов АРМами, взаимоувязка АРМов с локальными вычислительными сетями. В дальнейшем ставится задача объединения локальных вычислительных сетей в единую вычислительную систему Министерства финансов Республики Беларусь. С целью оперативной информационной поддержки экономической работы финорганов необходима организация получения данных от АСУ центральных экономических ведомств и отраслевых автоматизированных систем управления по принципу безбумажной технологии (по модемной связи). Перспективность использования ПЭВМ в финансовых органах республики велика. Многие государственные налоговые инспекции республики уже оснащены ПЭВМ на рабочих местах бухгалтеров. Компьютеризация учетно-расчетных работ осуществляется в республике поэтапно. На начальном этапе завершено создание в основном системы сбора налогов в государственных налоговых инспекциях (ГНИ). С этой целью первоначально решено ряд организационных проблем: создание компьютерной сети, разработка программного обеспечения, графиков работы, обеспечение инструктивными материалами по работе с компьютерами и, инструкциями по работе ГНИ, создание картотек, согласование действий с банками, таможенно-статистическими службами и обнародование информации для сотрудников, юридических и физических лиц. Компьютерная система дает возможность: осуществлять проверку регистрационных списков по налогоплательщикам; производить регистрацию новых налогоплательщиков; вести реестр налогоплательщиков; создать базисный (основной) файл; осуществлять начальную обработку налоговых деклараций и платежей и последующую их корректировку; производить сальдирование платежей налогоплательщиков по отношению к вкладам, сделанным банками в соответствующие бюджеты; эксплуатировать компьютеризированную систему учета доходов для регистрации исключительно фактов представления деклараций и платежей; производить наблюдение за использованием налогоплательщиками требований налогового законодательства, т. е. выявлять налогоплательщиков, не представивших декларации или не погасивших налоговые задолженности; осуществлять минимальную проверку правильности данных по налогоплательщикам; создавать резервные файлы и восстанавливать информацию; составлять упрощенные отчеты. Кроме того, компьютерная система дает возможность разрабатывать программы информации о налогоплательщиках. Развивая возможности компьютерной системы, в перспективе можно будет усилить ее возможности следующими функциями: отбора налоговых деклараций для аудиторских проверок; расширения возможностей по управленческой информации; автоматизации возврата неправильно взысканных сумм; расчета штрафов и процентов к ним; обмена информации с таможенными службами; сбора данных для статистической системы; обработки корректировок аудиторских проверок и сбора налогов и др. Таким образом, компьютеризация учета внесет фундаментальные изменения в систему бюджетного учета, ей принадлежит ведущая роль в дальнейшем совершенствовании учета. Компьютеризация учета является важным фактором, обеспечивающим наиболее эффективное использование средств государственного бюджета. После разработки и широкого внедрения АСФР, ПЭВМ в финансовых органах республики можно будет применить казначейскую систему управления.
|