![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Грамматический материал⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Способы выражения подлежащего. Основным средством выражения подлежащего является имя существительное в именительном падеже. В роли подлежащего могут быть не только конкретные существительные, но и абстрактные. Конкретные существительные называют различные предметы (живой и неживой природы), которые поддаются счету. Поэтому конкретные существительные изменяются по числам (имеют форму ед. и мн. числа) и сочетаются с количественными числительными: книга – книги – две книги – восемь книг. Абстрактные существительные выражают отвлеченные понятия (содержание, творчество, критика) или называют отвлеченные свойства, качества, состояния (волнение, радость, ожидание). В своем большинстве они не сочетаются с числительными: На собрании выступали десять человек. Суффиксами абстрактных существительных являются: - ость, - ство, - изм, - ация, - ние, - ение, - ка, - ик, -тие. Род абстрактных существительных можно определить по суффиксу:
Выражение подлежащего местоимениями разных разрядов Подлежащее может быть выражено местоимениями разных разрядов. Сравните:
Выражение подлежащего именами числительными и различными сочетаниями. Подлежащее может выражено именем числительным (количественным, собирательным, порядковым). Например: Десять делится на два без остатка. Семеро одного не ждут. Один ходит, другой водит, третий песенки поет. Чаще в роли подлежащего используются сочетания числительного с существительным, т. е. количественно – именные сочетания Имя существительное при сочетании с числительным стоит в форме родительного падежа:
Подлежащее может быть выраженное сочетанием слов.
Подлежащее может быть выражено сочетаниями слов. Сравните:
Практическая часть. Упражнение – 1. Сделайте синтаксический разбор. Идет толпа народа, идет густо, медленно и шумно. Дед с внуком стащили с голов шапки и низко поклонились. Тесная группа мужчин дружно аплодировала. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков. Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне.Михайлов с несколькими товарищами был отправлен в хирургическую клинику. Пела она простую русскую песню, и кое-кто из женщин начал ей подпевать. Стадо диких уток со свистом промчалось над ними.
Упражнение-2. Составьте предложения со следующими количественно-именными сочетаниями. Образец: Несколько человек ушло в отпуск. Семь человек, четверо ребят, пятеро детей, около пятидесяти человек, несколько учеников, большинство присутствующих, десять тетрадей, пять самолетов.
Упражнение – 3. Образуйте количественно – именные сочетания с существительными женского рода. Образец: Двое мужчин, но две подруги. Трое друзей, но……..(подруга). Четверо студентов, но…… (студентка). Пятеро сыновей, но……..(дочь). Шестеро братьев, но….(сестра). Семеро смелых отважных ребят, но…. Смелых и отважных (девушка).
Результаты работы:
Ситуативное задание. Представьте себе, что вас попросили рассказать о научных исследованиях, которыми вы решили заниматься. Что вам кажется наиболее важным и интересным в этой области науки? В рассказе выразите свое отношение к высказываниям известных ученых – академиков И. И. Павлова и В. А. Обручева: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни...» И. И. Павлов. «...Не рассчитывайте на легкую победу, на открытие с налета, на осенившую вас идею. Только на фактах, на новых наблюдениях можно строить новые достижения». В. А. Обручев. 1.Сообщение на тему: Наука в современном мире. 2.Главные задачи НИРС. 3. Составить диалог на тему: Встреча с научным руководителем. 4. Подготовить сообщение на тему: Научный стиль. 5 Написать сочинение на тему: Наука в современном мире
Задание- 4 Прочитайте и перепишите пословицы народов мира. Раскройте их смысл.
1. Учёный повсюду учёный, король же только и своем королевстве. (Малаяльская). 2. Человек, спрашивая, станет учёным. (Турецкая). 3. Учись, но от учёных, неучёных сам учи. (Латинская). 4. Учёный рассуждает о книгах, мясник – о свиньях. (Японская). 5. Пеший конному не попутчик, невежда учёному не советчик. (Татарская). 6. Горы украшают деревья, государство учёные. (Монгольская). 7. Учёный без практики - пчела без мёду. (Таджикская). 8. Иногда не нужен учёный, а нужен смышлёный. (Русская). 9. Ты ещё только отправлялся за умом, а я уже вернулся. (Осетинская). 10. От хорошего человека останется доброе имя, от учёного - письмена. (Каракалпакская). 11. Тот лишь истинно учён, кто способен действию. (Индийская). 12. Учёного не учат, льву мяса не рубят. (Эфиопская).
Развитие речи. Задание 1. Прочитайте внимательно текст, выделите в нём смысловые части. Дорога длиною в жизнь Есть хороший обычай: напутствовать тех, кто отправлялся в дорогу. Это напутствие особенно необходимо людям, которые выбрали трудную дорогу – дорогу длиною в жизнь. Это дорога – в мир науки. «Век живи – век учись!» - рекомендует народная мудрость. Эта поговорка родилась в далёкие времена, но и в наши дни она не потеряла своего смысла. Современный человек начинает учиться ещё с раннего детства. Детский сад...Затем школа...После школы – профессионально-техническое училище, колледж или институт. Для студентов, которые решили посвятить себя науке, ещё три года аспирантуры – школа ответственности и самостоятельности в научных исследованиях... Начав работать, мы продолжаем учиться. Каждый специалист знает: в наше время невозможно прожить с запасом информации, полученной в начале жизни. Мы живём в век научно-технической революции. Но ещё сегодня есть на земном шаре тысячи людей, которые помнят время, когда не было ни радио, ни авиации, ни даже автомобиля. Мы часто говорим о высоких темпах развития науки с чувством гордости за свою эпоху, за могущество человека, раскрывающего самые сокровенные тайны природы. Каждого молодого исследователя увлекает возможность сделать что-нибудь важное, испытать неповторимую радость творчества. Но для этого ещё в студенческие годы необходимо научиться организовать самого себя, свою работу, своё время. Многие качества необходимы в научно-исследовательской работе: скромность и увлечённость, хорошая память и широкий научный кругозор, умение практически оценивать результаты исследований, особенно своих, умение думать просто о самых сложных вещах, рассказывать о них в доступной форме. Все эти качества рождаются постепенно. Умение работать не приходит само собой. Ему нужно учиться в студенческие годы. (По Р Хохлову, Н. Филлиповскому).
Задание 2. Найдите в тексте «Дорога длиною в жизнь» и выпишите составные глагольные сказуемые. Укажите в них роль вспомогательных глаголов и объясните значение. Задание 3. Найдите в тексте «Дорога длиною в жизнь» несогласованные определения, выраженные инфинитивом. Объясните, как их отличить от составных
Тестовые задания. 1. Наука, которая изучает стили речи a) фонетика b) стилистика c) морфология d) лексикология e) дефектология 2. Драма, проза, поэзия – формы реализации a) официально-делового стиля b) разговорного стиля c) публицистического стиля d) художественного стиля e) научного стиля 3. … –жанровая разновидность научных текстов, близких к отзыву. a) аннотация b) рецензия c) описание d) тезис e) цитата 4. Монография, диссертация, доклады, рефераты-жанры a) официально-делового стиля b) разговорного стиля c) публицистического стиля d) художественного стиля e) научного стиля 5. Допишите предложение …- краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. a) аннотация b) рецензия c) описание d) тезис
6.Стиль, который характеризуется широким использованием терминов, абстрактной лексикой и четким синтаксическим построением. a) научный b) художественный c) официально-деловой d) разговорный e) публицистический 7.Допишите предложение. …- это детальная разработка, включающая в себе план текста, сокращенное изложение материала с определенными понятиями с указанием на факты, цифры, иллюстрации, с формулировкой выводов. a) аннотация b) рецензия c) описание d) тезис e) цитата 8.Допишите предложение. …- это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые в своем выступлении (сочинении, ответе, докладе) вы намерены развивать, доказывать, защищать. a) аннотация b) рецензия c) описание d) тезис e) цитата 9.Устав, кодекс, приказ, доверенность, расписка – жанры a) официально-делового стиля b) разговорного стиля c) публицистического стиля d) художественного стиля e) научного стиля
10.Разговорный стиль употребляется в a) обыденной речи и беседах b) общении граждан с учреждениями и учреждений между собой c) агитационно-массовой деятельности d) словесно-художественном творчестве e) научных трудах ученых
|