Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избранный народ отторгся






 

После вознесения Христа на небо Его апостолы разошлись по всему миру с проповедью, и не та Азия, где ле­жит родина Иисуса Христа, не столь близкая к Иуде Африка восприняли евангельскую весть так глубоко, как приняли ее юные на­роды Европы, которые через десять веков от Рождества Христова почти все без исклю­чения исповедовали Христа, между тем как и поныне почти вся Африка и Азия, кроме европейских поселенцев, погружены в тьму разных заблуждений.

Одною из последних земель в Европе, про­свещенной крещением, была Русская зем­ля, и ее-то молодому народу Господь судил стать великим избранником его, и этой зем­ле готовилось великое и дивное имя «Святой Руси».

И вот отчего эта земля называется свя­тою.

Бывшие раньше великие государства за­давались лишь земными целями — славы, внешнего благополучия и силы. А русский народ так глубоко воспринял кроткое уче­

 

 

ние Христа, с главною его заповедью любви, что во всю жизнь, во все стороны жизни это­го народа проник собою дух Христов. И не внешнее величие, а повиновение Христу, не земная слава, а Божья правда, не стремленье к завоеваниям, а настроение теплой любви к другим народам, — вот чего ищет и хочет Россия. Многомиллионный народ, всей гро­мадою своей строящий из себя здание не­делимой русской Церкви, — многомилли­онный народ, каждый гражданин которого ищет Христа и который весь, в целом, еди­нодушно и единомышленно ищет спасения души всем своим миром: вот что такое Рос­сия. И как свят тот путь, которым достигает спасения отдельный человек, так свят и тот путь, которым ведет к заветной цели Господь доверившийся Ему русский народ.

Тяжкие испытания терпят обыкновенно на земле Божьи избранники, и па этом пути очищаются дурные их стороны, вырабатыва­ется беспредельная преданность воле Божи­ей; все мелкое, суетное сходит с души, — и она развивается к добру в этой суровой, но великой школе.

Таков же был путь, пройденный и Росси­ей. Через два века по принятии христианства она подвергается страшному монгольскому игу. Но именно во время этого трехвеково­го бедствия на развалинах гордой, самоуве­ренной, празднующей вечный праздник п раздробленной Киевской Руси, вырастает чудесами Божьими смиренная, тихая, цель­ная Московская Русь. И эта Русь крепче Ки­евской. И не сломить уже ее никакой силе, пока живо в душе русского народа то, что сложило эту Русь: вера в Бога.

Так тот же Промысел, который сокрушил Русь прошлую, передал ее лучшие заветы — упование на Бога и преданность Церкви — на севере Руси, и вокруг безвестного во время славных дней Киева селения Москвы воздвиг Русское царство.

Если настроение веры охватывало весь русский народ и отдельных русских граждан на всем историческом пути России, то осо­бенно ярко сказывалось оно в жизни прави­телей народа, его государственных вождей.

В людях, правивших Русью, в противо­положность правителям Западной Европы, мы видим одну замечательную черту: пре­данность своему долгу, убеждение, что дело правления ниспослано им от Бога как жиз­ненная задача, за которую Бог спросит у них ответа, — и всеми силами души служили они своему народу. Была только одна груст­ная эпоха, перед игом, когда князья из-за личных расчетов терзали междоусобием всю Русь. Но зато последующие князья с избыт­ком искупили вину отцов.

Глубоко веруя, — хотя, быть-может, и бес­сознательно, — что Бог ведет Русь к велико­му делу, что служить Руси — значит служить славе Божией, вожди русского народа отда­вали на это служение все свои силы, выше любви к родине ставя только любовь к Богу, и тогда как на Западе отношения народа и правителей представляли собою постоян­ную борьбу — русский народ доверчиво и с любовью повиновался своим вождям, в кото­рых видел Божьих избранников.

И по этой вере народа Бог подавал ему хороших правителей, сердце которых, воис­тину, было в руках Божьих и которые, вдох­новляемые Богом, вели народ по угодному Богу пути.

Когда Русь расширилась настолько, что ее правители сменили титул великих князей на царское достоинство, тогда установлен был обряд венчания на царство, в котором Гос­подь подает своим избранникам благодать к прохождению их великого служения.

Итак, под водительством любимых, Богом избранных вождей, повинуясь им не раб­ским, а радостным сыновним повиновением, много раз на своем пути видев непосред­ственно руководительство Божие, спокойно и право живет великая Русская земля.

К тем чувствам, которыми окружает она Престол самодержавных своих государей, присоединяет она благодаримую память и о прежде них потрудившихся самоотвержен­но и славно вождях русского народа. Многие из этих вождей, своими подвигами при жиз­ни светив своей родине, теперь сияют вечною славой пред престолом Царя царей, своими дерзновенными молитвами служат Руси еще могучей и действенней, чем прежде служи­ли ей земными силами.

А вожди народа в памяти о великих и Бо­гом прославленных предках черпают приме­ры и бодрость духа.

В настоящем издании собраны сказания о том, как, служа Руси, жалея и храня ее, рус­ские князья достигали венца святости, и о тех вождях, в которых особенно сильно было одушевление веры.

Дай Бог, чтоб сказания эти могли укре­пить в читателе добрые чувства к родине, по­тому что стоит любить Русь за ее прошлое — великое и святое. А не любить ее нельзя, если сколько-нибудь знаешь ее.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал