Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Итоги экономических реформ
Несмотря на туманность провозглашённых целей и неясность средств их осуществления, общество первоначально с воодушевлением восприняло новый курс Горбачёва. Были получены и первые результаты: · в первые годы (1985-1986 гг.) увеличились капиталовложения в развитие социальной сферы.; · за эти же годы темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили среднегодовые показатели 11-й пятилетки в 1, 3 раза, в сельском хозяйстве - в 2 раза на железнодорожном транспорте – в 3 раза. Однако уже на первом этапе перестройки были допущены просчёты, ошибки, выдвинуты прожектёрские и невыполнимые планы: - так, на XXVII съезде партии КПСС, была выдвинута невыполнимая, в тех условиях, задача предоставить каждой семье отдельную квартиру или дом к 2000 г.; - с целью наведения трудовой дисциплины с мая 1985 г. началась антиалкогольная компания. - Результат её был обескураживающий: - вырубка виноградников, - резкое сокращение продажи спиртных напитков и времени их реализации, - повышение на них цен, - повсеместный разгром питейных точек. - Всё это привело к обвальному росту спекуляции алкоголем, самогоноварению, к массовым отравлениям населения винными суррогатами. Только за 1985-1987 гг. казна недосчиталась 67 млрд. рублей. Сама же проблема не была решена. Она была загнана вглубь. В 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась. - к ошибкам первого этапа перестройки можно отнести и частые расхождения слова с делом, отсутствие комплексного плана преобразования, «стихийность» перестройки, непоследовательность проводимых мер, очернение советской истории. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщее планирование, распределение ресурсов, государственной собственности на средства производства и др.) народное хозяйство страны лишилось административно-командных рычагов управления. Рыночных механизмов создано не было. Поэтому после некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, в результате просчётов, ошибок, начался экономических спад. С 1988 г. происходило общее сокращение сельскохозяйственного производства. В результате страна столкнулась с дефицитом продовольственных товаров. Даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1989 г. в стране уже был открытый кризис. Однако руководство во главе с Горбачёвым признало этот факт только в апреле 1990 г. Время было упущено. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности. Страна всё больше входила в глубокий кризис. Рассматривая проблему реформы политической системы, студентам следует акцентировать внимание на том, что если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и политической жизни её лейтмотивом стала гласность. В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС М.С. Горбачёв заявил, что «без гласности нет и не может быть демократизма…» В 1986-1988 г. был ослаблен контроль над прессой в области идеологии и в целом. В стране появились тысячи независимых газет и журналов, новые популярные передачи на телевидении. Политика гласности началась с критической переоценки исторического пути страны за годы советской власти, но усилиями средств массовой информации (СМИ) перешла в критику руководящей роли КПСС, всего советского строя. Лавина информации (достоверной и недостоверной) привела в шок значительную часть населения. Политика гласности выявила внутренние проблемы общества, способствовала политизации, идеологической его поляризации и подготовила реформу политической системы страны. Необходимо отметить, что началом реформы политической системы стали решения XIX Всероссийской партийной конференции (28 июня – 1 июля 1988 г.). Впервые за годы советской власти на конференции был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Был взят курс на построение социалистического правового государства: - с разделением властей, - изменением избирательного законодательства, - учреждением Комитета Конституционного надзора, - исключением партийных органов из хозяйственного управления и лишения их государственных функций, - закрепление последних исключительно за Советами. Советы же предполагалось преобразовать по законам парламентаризма. · В соответствии с решением XIX Всероссийской партийной конференцией возрождался и претворялся в жизнь лозунг ленинских времён «Вся власть Советам». Они из номинальных должны были превратиться в реальные органы власти на всех уровнях. · Учреждался новый (хорошо забытый старый) высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. · Из числа народных депутатов создавался первый в истории страны постоянно работающий парламент – Верховный Совет СССР (и республик). Депутаты Верховного Совета, избранного Съездом народных депутатов и работающего на постоянной основе, становились профессиональными политиками. · Вводился новый пост – Председателя Совета ( от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев (март 1989 г.). XIX Всероссийская партийная конференция 1988 г. стала переломным событием перестройки, изменившим её ход. До этого перестройка проходила на уровне дискуссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти. После XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа. Прошедшие 26 марта 1989 г. выборы депутатов на первый Съезд народных депутатов СССР и проведенный I Съезд (25 мая – 9 июня 1989 г.) показали, что в стране зародился второй центр власти, альтернативный ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения Съезда народных депутатов СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни стал перемещаться в парламент.
|