Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц






В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. В Налоговом кодексе эта конституционная норма, как и другие, получила свое развитие. Решения и действия должностных лиц могут быть обжа­лованы как в вышестоящий налоговый орган (в административ­ном порядке), так и в суд. Причем важно отметить, что подача жалоб может быть осуществлена или одновременно в обе инстан­ции, или в последующем порядке — вначале в вышестоящий орган, а далее в суд. Это — право налогоплательщика.

Существуют объективные причины для установления досудеб­ного (на ведомственном уровне) рассмотрения жалоб налогопла­тельщиков. К ним относятся большой объем дел, рассматривае­мых судами, специфика предмета налоговых споров, судебные издержки.

Глава 3. Понятия и положения первой части Налогового кодекса Российской Федерации

Общие положения Налогового кодекса

В последнее десятилетие минувшего века в России произошли серьезные изменения в налоговой политике и, безусловно, наи­более значимым явлением стало вступление в силу Налогового кодекса. Однако дискуссию о теоретических основах и методах ре­ализации этой политики, развернувшуюся в экономической лите­ратуре, нельзя считать завершенной, так как «новая налоговая кон­ституция» нуждается в совершенствовании.

Налоговая система России по-прежнему выполняет в основ­ном фискальные функции и не стимулирует экономический рост и тем самым расширение налогооблагаемой базы. С исчезновени­ем ценового и иного административного контроля, когда воз­можности государства оказывать воздействие на экономические процессы в обществе значительно сузились, по сути дела, лишь налоговое регулирование осталось реальным каналом обратной экономической связи государства с бизнесом. Но полноценное использование налогов как инструмента экономического регули­рования производственной деятельности организаций в Россий­ской Федерации осложняется, по крайней мере, двумя обстоя­тельствами.

Во-первых, налоговая система России создается практически заново, с минимальной преемственностью опыта советской эпохи и со значительной долей копирования западного опыта и запад­ных теорий. Это обстоятельство формирует противоречивые резуль­таты. Не разрешив старые противоречия формирования доходной базы государственного бюджета, налоговая система породила но­вые. Прежде всего это отсутствие стимулов повышения деловой активности хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, сказывается временной фактор — вся история раз­вития рыночной экономики в России не выходит за рамки одного десятилетия.

Многолетняя мировая практика свидетельствует об объектив­ной необходимости активного вмешательства государства в разви­тие экономики. Саморегулирование, присущее рыночной эконо­мике, имеет определенные пределы, не всегда обеспечивает ре­шение назревших экономических, экологических проблем и со­провождается возникновением социальных противоречий.

Процесс реализации налоговой политики государства связан с оптимизацией решения этой проблемы. При этом налоговый ме­ханизм выступает как экономический рычаг регламентации систе­мы налоговых отношений, который формирует совокупность усло­вий и правил реализации на практике положений налоговых зако­нов. Принятие оптимального налогового механизма означает вы­бор разумных налогов, а также правил их исчисления и уплаты в бюджет.

Государство продекларировало стратегию развития налоговых реформ, которая логично выстраивается в три направления:

упрощение и понятность налоговых законов;

либеральность в ставках, но прозрачность налоговой базы;

усиление строгости в отношениях с налогоплательщиками.

В соответствии с задачами, которые ставились перед Налого­вым кодексом, налоговая система Российской Федерации призвана быть более справедливой, понятной, единой и обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Это выражается в рационализации количества и видов налогов, мето­дов их исчисления и способов взимания, форм контроля, соответствии их современному состоянию экономического и политиче­ского развития российского общества. Иначе говоря, потенциал государственного воздействия на развитие экономических отно­шений особенно значителен, когда действие права соответствует ходу общественного развития, способствуя ему. Ведь налоговое право не может быть иным, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества.

Налоговый кодекс — это комплексный нормативный правовой акт, который содержит и процессуальные нормы. Кодекс четко определяет полномочия органов исполнительной власти по изда­нию конкретных нормативных правовых актов по вопросам нало­гообложения. Тем самым ограничена возможность регулирования налоговых правоотношений подзаконными актами.

Налоговый кодекс определяет налоговые отношения как влас­тные, т.е. отношения власти и подчинения. Это — юридическая природа налоговых отношений. Согласно Налоговому кодексу вла­стные полномочия государственных органов власти и органов ме­стного самоуправления по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации, осуществлению налогового конт­роля и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения встроены в определенные рамки и процедуры.

В Налоговом кодексе сформулированы принципы налогообло­жения и основные принципы (начала) законодательства о налогах и сборах. Они существенно различаются. Общие принципы налого­обложения и сборов раскрываются в первой части Кодекса, а ос­новные принципы (начала) законодательства о самих налогах — во второй (специальной) части. В ней дается содержание элемен­тов каждого конкретного налога. Основные принципы (начала) являются ориентиром в первую очередь для государства и законо­дателя, которые формируют национальный режим налогообложе­ния и налоговую политику.

Важно обратить внимание на принцип, который гласит, что «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налого­плательщика (плательщика сборов)» (п. 7 ст. 3). В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 13-П законодательные органы в целях реа­лизации конституционной обязанности граждан платить законно Установленные налоги и сборы, призваны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. В условиях несовершенного законодательства и низкого уровня общественного сознания «презумпция правоты налогоплательщика» позволяет поступать налогоплательщику наиболее выгодным для него образом.

По вопросу действия актов законодательства о налогах и сбо­рах во времени необходимо знать, что любой федеральный закон обладает юридической силой, если он принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ, зарегистриро­ван в Минюсте России и опубликован в «Российской газете» (или «Собрании законодательства Российской Федерации»).

В отношении актов законодательства о налогах и сборах уста­новлены дополнительные по сравнению с другими федераль­ными законами условия их введения. Они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу. Таким образом, реализуется важный прин­цип действия Налогового кодекса, когда он обратной силы не имеет.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал