Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. В Налоговом кодексе эта конституционная норма, как и другие, получила свое развитие. Решения и действия должностных лиц могут быть обжалованы как в вышестоящий налоговый орган (в административном порядке), так и в суд. Причем важно отметить, что подача жалоб может быть осуществлена или одновременно в обе инстанции, или в последующем порядке — вначале в вышестоящий орган, а далее в суд. Это — право налогоплательщика. Существуют объективные причины для установления досудебного (на ведомственном уровне) рассмотрения жалоб налогоплательщиков. К ним относятся большой объем дел, рассматриваемых судами, специфика предмета налоговых споров, судебные издержки. Глава 3. Понятия и положения первой части Налогового кодекса Российской Федерации Общие положения Налогового кодекса В последнее десятилетие минувшего века в России произошли серьезные изменения в налоговой политике и, безусловно, наиболее значимым явлением стало вступление в силу Налогового кодекса. Однако дискуссию о теоретических основах и методах реализации этой политики, развернувшуюся в экономической литературе, нельзя считать завершенной, так как «новая налоговая конституция» нуждается в совершенствовании. Налоговая система России по-прежнему выполняет в основном фискальные функции и не стимулирует экономический рост и тем самым расширение налогооблагаемой базы. С исчезновением ценового и иного административного контроля, когда возможности государства оказывать воздействие на экономические процессы в обществе значительно сузились, по сути дела, лишь налоговое регулирование осталось реальным каналом обратной экономической связи государства с бизнесом. Но полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования производственной деятельности организаций в Российской Федерации осложняется, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, налоговая система России создается практически заново, с минимальной преемственностью опыта советской эпохи и со значительной долей копирования западного опыта и западных теорий. Это обстоятельство формирует противоречивые результаты. Не разрешив старые противоречия формирования доходной базы государственного бюджета, налоговая система породила новые. Прежде всего это отсутствие стимулов повышения деловой активности хозяйствующих субъектов. Во-вторых, сказывается временной фактор — вся история развития рыночной экономики в России не выходит за рамки одного десятилетия. Многолетняя мировая практика свидетельствует об объективной необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики. Саморегулирование, присущее рыночной экономике, имеет определенные пределы, не всегда обеспечивает решение назревших экономических, экологических проблем и сопровождается возникновением социальных противоречий. Процесс реализации налоговой политики государства связан с оптимизацией решения этой проблемы. При этом налоговый механизм выступает как экономический рычаг регламентации системы налоговых отношений, который формирует совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Принятие оптимального налогового механизма означает выбор разумных налогов, а также правил их исчисления и уплаты в бюджет. Государство продекларировало стратегию развития налоговых реформ, которая логично выстраивается в три направления: упрощение и понятность налоговых законов; либеральность в ставках, но прозрачность налоговой базы; усиление строгости в отношениях с налогоплательщиками. В соответствии с задачами, которые ставились перед Налоговым кодексом, налоговая система Российской Федерации призвана быть более справедливой, понятной, единой и обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Это выражается в рационализации количества и видов налогов, методов их исчисления и способов взимания, форм контроля, соответствии их современному состоянию экономического и политического развития российского общества. Иначе говоря, потенциал государственного воздействия на развитие экономических отношений особенно значителен, когда действие права соответствует ходу общественного развития, способствуя ему. Ведь налоговое право не может быть иным, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества. Налоговый кодекс — это комплексный нормативный правовой акт, который содержит и процессуальные нормы. Кодекс четко определяет полномочия органов исполнительной власти по изданию конкретных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения. Тем самым ограничена возможность регулирования налоговых правоотношений подзаконными актами. Налоговый кодекс определяет налоговые отношения как властные, т.е. отношения власти и подчинения. Это — юридическая природа налоговых отношений. Согласно Налоговому кодексу властные полномочия государственных органов власти и органов местного самоуправления по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации, осуществлению налогового контроля и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения встроены в определенные рамки и процедуры. В Налоговом кодексе сформулированы принципы налогообложения и основные принципы (начала) законодательства о налогах и сборах. Они существенно различаются. Общие принципы налогообложения и сборов раскрываются в первой части Кодекса, а основные принципы (начала) законодательства о самих налогах — во второй (специальной) части. В ней дается содержание элементов каждого конкретного налога. Основные принципы (начала) являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику. Важно обратить внимание на принцип, который гласит, что «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)» (п. 7 ст. 3). В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 13-П законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно Установленные налоги и сборы, призваны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. В условиях несовершенного законодательства и низкого уровня общественного сознания «презумпция правоты налогоплательщика» позволяет поступать налогоплательщику наиболее выгодным для него образом. По вопросу действия актов законодательства о налогах и сборах во времени необходимо знать, что любой федеральный закон обладает юридической силой, если он принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ, зарегистрирован в Минюсте России и опубликован в «Российской газете» (или «Собрании законодательства Российской Федерации»). В отношении актов законодательства о налогах и сборах установлены дополнительные по сравнению с другими федеральными законами условия их введения. Они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу. Таким образом, реализуется важный принцип действия Налогового кодекса, когда он обратной силы не имеет.
|