Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенные пошлины и сборы






Экономическое содержание. Таможенная пошлина как эконо­мическая категория появилась на этапе возникновения обмена ре­зультатами труда между отдельными государственными образова­ниями. Первоначально таможенные пошлины служат только фис­кальным инструментом государства для пополнения своих дохо­дов (в 2000 г. они составили 25 % от всех налоговых поступлений), хотя они оказывают более глубинные воздействия на экономиче­ские процессы внутри государства. Среди основных целей введе­ния таможенных пошлин значатся:

защита экономики Российской Федерации от неблагоприятно­го воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику;

рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россий­скую Федерацию.

По своей сути, таможенные пошлины — это инструмент обло­жения налогом внешней торговли.

С экономической точки зрения, как любой косвенный налог, таможенная пошлина поддается переложению путем включения в цену товара. Конечным плательщиком — носителем налога вы­ступает покупатель, который приобретает товар по цене, вклю­чающей пошлины. Таким образом, таможенная пошлина, увели­чивая цену товара, снижает его конкурентоспособность. Этим до­стигается защита внутреннего рынка и национальных товаропро­изводителей, обеспечивается постепенность перехода к мировым ценам.

Законодательная база. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями); Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 8 июля 1997 г. и 10 февраля 1999 г.); Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Россий­ской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»; порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 856); постановление Пра­вительства РФ 63 от 7 декабря 1996 г. № 1461 «О Порядке опреде­ления таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации».

Налогоплательщики. Субъектом таможенных платежей высту­пает лицо, являющееся собственником товаров, их покупате­лем, владельцем, перемещающее товары и транспортные сред­ства через таможенную границу Российской Федерации. Вместе с тем им может являться декларант — лицо, перемещающее товары через таможенную границу, заявляющее (декларирую­щее) и предъявляющее товары для целей таможенного оформления.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Фе­дерации, любое движимое имущество, в том числе валюта, ва­лютные ценности, электрическая и тепловая энергии, транспорт­ные средства, за исключением используемых для международных перевозок.

Налоговая база. Порядок таможенной оценки товаров, ввози­мых на таможенную территорию России, изложен в Законе РФ «О таможенном тарифе». Он соответствует общим принципам си­стемы таможенной оценки, принятым в международной практи­ке. Основой для исчисления платежей является таможенная сто­имость.

Таможенная стоимость заявляется декларантом, который пред­ставляет оформленную декларацию таможенной стоимости тамо­женному органу Российской Федерации при фактическом пере­мещении товара через границу.

Таможенная стоимость товара определяется самим декларан­том. Для этого существуют шесть методов оценки, которые приме­няются в указанном порядке:

1 — по цене сделки с ввозимыми товарами;

2 — по цене сделки с идентичными товарами;

3 — по цене сделки с однородными товарами;

4 — вычитания стоимости;

5 — сложения стоимости;

6 — резервный.

Основным методом определения таможенной стоимости явля­ется метод 1 — по цене сделки с ввозимыми товарами. В том слу­чае, если основной метод не может быть использован, применяет­ся последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется только тогда, когда не может быть использован предыдущий.

Налоговая ставка. Классификация таможенных платежей, предусмотренных действующим таможенным законодательством, пред­ставлена в табл. 5.7.


В зависимости от направления движения товаров и их проис­хождения пошлины подразделяются на следующие виды:

импортные (ввозные) — облагают товары, ввозимые в страну. Импортные пошлины удорожают товары, ввозимые на таможен­ную территорию страны, препятствуют их проникновению на внут­ренний рынок и способствуют развитию национального произ­водства;

экспортные (вывозные) — облагают товары, идущие на экспорт. Экспортные пошлины являются ограничителем экспорта товаров, необходимых для развития национальной экономики и насыще­ния отечественного рынка, а также служат дополнительным ис­точником доходов государственного бюджета;

транзитные — на иностранные товары, провозимые через тер­риторию страны в третьи страны.

На отдельные товары могут устанавливаться сезонные импорт­ные и экспортные таможенные пошлины на срок не более шести месяцев в году с целью временного ограничения либо стимулиро­вания ввоза или вывоза товаров.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на антидемпинговые, компенсационные, специальные и префе­ренциальные.

Антидемпинговые пошлины обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым ценам. Под демпингом подразумевается экспорт товаров по ценам ниже цен мирового рынка. Антидемпинговые таможенные пошлины повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уров­ня и обеспечивают доходы государственному бюджету.

Компенсационные пошлины взимаются сверх обычных. Они применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль. Ставки компенсационных пошлин могут значительно превышать ставки ввозных пошлин на тот же товар.

Компенсационные пошлины применяются в двух случаях:

1) при ввозе товаров, на производство или экспорт которых применялись субсидии. Эти пошлины призваны защитить от возможного ущерба отечественных производителей аналогичных ИЛи конкурирующих товаров. Субсидированный ввоз препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стра­не импорта;

2) при вывозе из страны товаров, на производство или экспорт которых направлялись субсидии, если такой вывоз мог нанести ущерб стране потерей доходов государственного бюджета. Ставки компен­сационных пошлин устанавливаются в пределах суммы субсидий. Специальные таможенные пошлины применяются в качестве: меры защиты, если на таможенную территорию России ввозят­ся товары в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производи­телям;

меры предупреждения в отношении участников внешнеэконо­мических связей, нарушающих интересы России;

ответной меры на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов;

меры пресечения недобросовестной конкуренции. Ставки специальных пошлин устанавливаются в каждом отдель­ном случае.

Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошли­ны применяются при наличии соответствующих условий и обсто­ятельств, выявленных в результате расследования, проводимого государственными органами Российской Федерации в исключи­тельные случаях.

Преференциальными {предпочтительными) называются льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или не­скольких стран, для поощрения импорта определенных товаров. В мировой практике используется Генеральная система преферен­ций для развивающихся стран, способствующая повышению кон­курентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран. Россия участвует в Генеральной системе преференций как импор­тер, что не совсем соответствует современному экономическому положению страны, которая сама может претендовать на предо­ставление преференций ее экспортерам со стороны развитых стран. Исходя из строения ставки, таможенные пошлины подразделя­ют на следующие виды:

адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (от лат. ad valorem — от стоимости);

специфические (твердые), устанавливаемые в определенной де­нежной сумме с единицы измерения облагаемых товаров;

смешанные (комбинированные), сочетающие оба вышеназванных вида таможенного обложения;

альтернативные, когда для некоторых товаров действуют адва­лорная и специфическая ставки и взимается наибольшая из них. Данный вид ставок в Российской Федерации не применяется.

Для определения вида таможенной пошлины необходимо уста­новить страну происхождения товара. Такой страной считается та, в которой товары были полностью произведены или подверглись в достаточной степени переработке или обработке. Под страной про­исхождения товара могут пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны.

В зависимости от страны происхождения товара применяются дифференцированные ставки импортных таможенных пошлин.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации вклю­чает три вида ставок: базовые, максимальные и преференциальные.

Базовые ставки применяются в отношении товаров, происходя­щих из стран, в торгово-политических отношениях России с кото­рыми действует режим наиболее благоприятствуемой нации. Он состоит в том, что страны предоставляют друг другу в области торговых отношений такие же преимущества и льготы, какие они предоставляют третьим странам. В настоящее время соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятство­вания заключены Россией с большинством стран, имеющих с ней экономические отношения.

В отношении товаров, происходящих из стран, не пользующих­ся режимом наибольшего благоприятствования, применяются мак­симальные ставки. Для их расчета базовые ставки импортной по­шлины увеличиваются вдвое.

К большинству товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются преференциальные ставки. Для этого базовые ставки умножаются на коэффициент 0, 75.

Налоговый период. Сроком уплаты таможенных платежей явля­ется дата принятия таможенной декларации к таможенному офор­млению. Таможенная декларация подается в сроки, не превышаю­щие 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу.

Налоговые льготы. Плательщикам таможенных пошлин могут предоставляться различные льготы и преференции. Они предус­матриваются в Законе РФ «О таможенном тарифе» и призваны стимулировать в интересах страны расширение и совершенствова­ние структуры экспорта и импорта с целью повышения эффек­тивности внешнеэкономических связей страны, деятельности оте­чественных предприятий и внешнеторговых организаций, а также развития инвестиционной деятельности национальных организа­ций за рубежом и операций на мировых валютных рынках.

Под таможенными преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые страной отдельным государствам на началах вза­имности или в одностороннем порядке в виде освобождения от таможенной пошлины, снижения ставок или установления квот на предпочтительный ввоз товаров, происходящих из государств, образующих со страной таможенный союз (или ведущих подготовку к его созданию), зоны свободной торговли; товаров, происходя­щих из развивающихся стран, для которых применяется национальная система преференций России.

Тарифные льготы предоставляются на отдельные группы това­ров в виде возврата ранее уплаченных пошлин, снижения ставок и в исключительных случаях освобождения от пошлин (рис. 5.12).

От взимания импортных пошлин освобождены книги, газеты, репродукции и прочие изделия полиграфической промышленно­сти; детская одежда и принадлежности к ней; медицинские, хи­рургические и лабораторные стерилизаторы; инвалидные коляски и оборудование к ним, аппаратура, приборы и устройства, при­меняемые в медицине и ветеринарии, медицинская мебель.

Кроме того, от уплаты таможенной пошлины освобождаются следующие товары:

транспортные средства, совершающие международные перевоз­ки, снаряжение и имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации в пути или приобретенные за границей в связи с ликвидацией, поломкой этих транспортных средств;

вывозимые с территории страны предметы материально-техни­ческого снабжения, снаряжение, топливо, сырье, продовольствие и другое имущество для обеспечения производственной деятель­ности российских и зафрахтованных российскими лицами судов и ввозимая в страну продукция их промысла;

предметы, пользующиеся по международным договорам пра­вом беспошлинного ввоза и вывоза иностранными организациями и лицами для официального и личного пользования;

российская и иностранная валюта, ценные бумаги и некоторые другие.

Тарифными льготами пользуются следующие группы товаров: временно ввозимые и вывозимые из России под таможенным контролем;

вывозимые в качестве комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответ­ствии с межправительственными соглашениями;

вывозимые с таможенной территории России в пределах объе­мов на экспорт для федеральных государственных нужд;

ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а так­же вывозимые этими предприятиями отдельные виды товаров соб­ственного производства.

Если международным договором или соглашением предусмот­рен иной порядок взимания и уплаты таможенных пошлин по срав­нению с законодательством Российской Федерации, то применя­ются правила международного договора.

Расчет налога. Произведем расчет ввозной пошлины в отноше­нии товаров, облагаемых ввозной таможенной пошлиной по ком­бинированным ставкам.

Пример. На территорию России ввозится автомобиль «Опель» выпуска 1999 г., с объемом двигателя 2000 куб. см и декларированной стоимостью в 15000 долл.

Согласно правилам таможенного оформления необходимо оплатить 30 % таможенной стоимости, но не менее 1, 9 евро за каждый куб. см объема двигателя. Это правило установлено для того, чтобы ограничить желание налогоплательщика устанавливать при ввозе минимальные цены.

Из этих двух расчетных показателей выбирают больший:

15000 • 30 % = 4500 (долл.); 2000 • 1, 9 • 1, 2 = 4560 (долл.), где 1, 2 — коэффициент пересчета курса евро в долл.

Выбирается 4560 долл. как максимальный.

Кроме таможенной пошлины, которая целиком поступает в государ­ственный бюджет, на таможне взимается сбор за таможенное оформле­ние по ставке 0, 1 % (от таможенной стоимости) и равный 15 долл.

Акциз на ввозимый в нашем примере автомобиль не взимается, так как объем его двигателя менее 2500 куб. см.

Однако ввозной НДС, начисляемый от стоимости товара, увеличен­ной на саму величину таможенной пошлины, следует рассчитать: (15 000 долл. + 4560 долл.) • 20 % = 3912 долл.

Итого на таможенном терминале налогоплательщик уплатит 8487 долл. (4560 + 15 + 3912), что составляет 56 % самой стоимости автомобиля. Рассматриваемый пример ярко демонстрирует, как удорожание товара за счет ввозной пошлины препятствует проникновению на внутренний рынок импортных автомобилей.

Вопросы для самопроверки

1. Каково назначение таможенных пошлин?

2. Назовите виды таможенных пошлин и кратко охарактеризуйте их.

3. Сколько существует способов определения таможенной стоимости товаров?

4. Назовите сроки представления таможенной декларации.

5. Что является объектом налогообложения таможенными пошлинами?

6. Что такое преференции и как они применяются?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал