Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таможенные пошлины и сборы
Экономическое содержание. Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями. Первоначально таможенные пошлины служат только фискальным инструментом государства для пополнения своих доходов (в 2000 г. они составили 25 % от всех налоговых поступлений), хотя они оказывают более глубинные воздействия на экономические процессы внутри государства. Среди основных целей введения таможенных пошлин значатся: защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику; рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию. По своей сути, таможенные пошлины — это инструмент обложения налогом внешней торговли. С экономической точки зрения, как любой косвенный налог, таможенная пошлина поддается переложению путем включения в цену товара. Конечным плательщиком — носителем налога выступает покупатель, который приобретает товар по цене, включающей пошлины. Таким образом, таможенная пошлина, увеличивая цену товара, снижает его конкурентоспособность. Этим достигается защита внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей, обеспечивается постепенность перехода к мировым ценам. Законодательная база. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями); Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изменениями от 8 июля 1997 г. и 10 февраля 1999 г.); Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»; порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 856); постановление Правительства РФ 63 от 7 декабря 1996 г. № 1461 «О Порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации». Налогоплательщики. Субъектом таможенных платежей выступает лицо, являющееся собственником товаров, их покупателем, владельцем, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. Вместе с тем им может являться декларант — лицо, перемещающее товары через таможенную границу, заявляющее (декларирующее) и предъявляющее товары для целей таможенного оформления. Объект налогообложения. Объектом налогообложения являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая и тепловая энергии, транспортные средства, за исключением используемых для международных перевозок. Налоговая база. Порядок таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию России, изложен в Законе РФ «О таможенном тарифе». Он соответствует общим принципам системы таможенной оценки, принятым в международной практике. Основой для исчисления платежей является таможенная стоимость. Таможенная стоимость заявляется декларантом, который представляет оформленную декларацию таможенной стоимости таможенному органу Российской Федерации при фактическом перемещении товара через границу. Таможенная стоимость товара определяется самим декларантом. Для этого существуют шесть методов оценки, которые применяются в указанном порядке: 1 — по цене сделки с ввозимыми товарами; 2 — по цене сделки с идентичными товарами; 3 — по цене сделки с однородными товарами; 4 — вычитания стоимости; 5 — сложения стоимости; 6 — резервный. Основным методом определения таможенной стоимости является метод 1 — по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется только тогда, когда не может быть использован предыдущий. Налоговая ставка. Классификация таможенных платежей, предусмотренных действующим таможенным законодательством, представлена в табл. 5.7. В зависимости от направления движения товаров и их происхождения пошлины подразделяются на следующие виды: импортные (ввозные) — облагают товары, ввозимые в страну. Импортные пошлины удорожают товары, ввозимые на таможенную территорию страны, препятствуют их проникновению на внутренний рынок и способствуют развитию национального производства; экспортные (вывозные) — облагают товары, идущие на экспорт. Экспортные пошлины являются ограничителем экспорта товаров, необходимых для развития национальной экономики и насыщения отечественного рынка, а также служат дополнительным источником доходов государственного бюджета; транзитные — на иностранные товары, провозимые через территорию страны в третьи страны. На отдельные товары могут устанавливаться сезонные импортные и экспортные таможенные пошлины на срок не более шести месяцев в году с целью временного ограничения либо стимулирования ввоза или вывоза товаров. В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на антидемпинговые, компенсационные, специальные и преференциальные. Антидемпинговые пошлины обеспечивают защиту внутреннего рынка от ввоза товаров по демпинговым ценам. Под демпингом подразумевается экспорт товаров по ценам ниже цен мирового рынка. Антидемпинговые таможенные пошлины повышают цены на импортные товары на внутреннем рынке до нормального уровня и обеспечивают доходы государственному бюджету. Компенсационные пошлины взимаются сверх обычных. Они применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров на внутреннем рынке и играют протекционистскую роль. Ставки компенсационных пошлин могут значительно превышать ставки ввозных пошлин на тот же товар. Компенсационные пошлины применяются в двух случаях: 1) при ввозе товаров, на производство или экспорт которых применялись субсидии. Эти пошлины призваны защитить от возможного ущерба отечественных производителей аналогичных ИЛи конкурирующих товаров. Субсидированный ввоз препятствует организации и расширению производства подобных товаров в стране импорта; 2) при вывозе из страны товаров, на производство или экспорт которых направлялись субсидии, если такой вывоз мог нанести ущерб стране потерей доходов государственного бюджета. Ставки компенсационных пошлин устанавливаются в пределах суммы субсидий. Специальные таможенные пошлины применяются в качестве: меры защиты, если на таможенную территорию России ввозятся товары в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям; меры предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих интересы России; ответной меры на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов; меры пресечения недобросовестной конкуренции. Ставки специальных пошлин устанавливаются в каждом отдельном случае. Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины применяются при наличии соответствующих условий и обстоятельств, выявленных в результате расследования, проводимого государственными органами Российской Федерации в исключительные случаях. Преференциальными {предпочтительными) называются льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран, для поощрения импорта определенных товаров. В мировой практике используется Генеральная система преференций для развивающихся стран, способствующая повышению конкурентоспособности их товаров на рынках импортирующих стран. Россия участвует в Генеральной системе преференций как импортер, что не совсем соответствует современному экономическому положению страны, которая сама может претендовать на предоставление преференций ее экспортерам со стороны развитых стран. Исходя из строения ставки, таможенные пошлины подразделяют на следующие виды: адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (от лат. ad valorem — от стоимости); специфические (твердые), устанавливаемые в определенной денежной сумме с единицы измерения облагаемых товаров; смешанные (комбинированные), сочетающие оба вышеназванных вида таможенного обложения; альтернативные, когда для некоторых товаров действуют адвалорная и специфическая ставки и взимается наибольшая из них. Данный вид ставок в Российской Федерации не применяется. Для определения вида таможенной пошлины необходимо установить страну происхождения товара. Такой страной считается та, в которой товары были полностью произведены или подверглись в достаточной степени переработке или обработке. Под страной происхождения товара могут пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны. В зависимости от страны происхождения товара применяются дифференцированные ставки импортных таможенных пошлин. Импортный таможенный тариф Российской Федерации включает три вида ставок: базовые, максимальные и преференциальные. Базовые ставки применяются в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях России с которыми действует режим наиболее благоприятствуемой нации. Он состоит в том, что страны предоставляют друг другу в области торговых отношений такие же преимущества и льготы, какие они предоставляют третьим странам. В настоящее время соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования заключены Россией с большинством стран, имеющих с ней экономические отношения. В отношении товаров, происходящих из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, применяются максимальные ставки. Для их расчета базовые ставки импортной пошлины увеличиваются вдвое. К большинству товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются преференциальные ставки. Для этого базовые ставки умножаются на коэффициент 0, 75. Налоговый период. Сроком уплаты таможенных платежей является дата принятия таможенной декларации к таможенному оформлению. Таможенная декларация подается в сроки, не превышающие 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу. Налоговые льготы. Плательщикам таможенных пошлин могут предоставляться различные льготы и преференции. Они предусматриваются в Законе РФ «О таможенном тарифе» и призваны стимулировать в интересах страны расширение и совершенствование структуры экспорта и импорта с целью повышения эффективности внешнеэкономических связей страны, деятельности отечественных предприятий и внешнеторговых организаций, а также развития инвестиционной деятельности национальных организаций за рубежом и операций на мировых валютных рынках. Под таможенными преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые страной отдельным государствам на началах взаимности или в одностороннем порядке в виде освобождения от таможенной пошлины, снижения ставок или установления квот на предпочтительный ввоз товаров, происходящих из государств, образующих со страной таможенный союз (или ведущих подготовку к его созданию), зоны свободной торговли; товаров, происходящих из развивающихся стран, для которых применяется национальная система преференций России. Тарифные льготы предоставляются на отдельные группы товаров в виде возврата ранее уплаченных пошлин, снижения ставок и в исключительных случаях освобождения от пошлин (рис. 5.12). От взимания импортных пошлин освобождены книги, газеты, репродукции и прочие изделия полиграфической промышленности; детская одежда и принадлежности к ней; медицинские, хирургические и лабораторные стерилизаторы; инвалидные коляски и оборудование к ним, аппаратура, приборы и устройства, применяемые в медицине и ветеринарии, медицинская мебель. Кроме того, от уплаты таможенной пошлины освобождаются следующие товары: транспортные средства, совершающие международные перевозки, снаряжение и имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации в пути или приобретенные за границей в связи с ликвидацией, поломкой этих транспортных средств; вывозимые с территории страны предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, сырье, продовольствие и другое имущество для обеспечения производственной деятельности российских и зафрахтованных российскими лицами судов и ввозимая в страну продукция их промысла; предметы, пользующиеся по международным договорам правом беспошлинного ввоза и вывоза иностранными организациями и лицами для официального и личного пользования; российская и иностранная валюта, ценные бумаги и некоторые другие. Тарифными льготами пользуются следующие группы товаров: временно ввозимые и вывозимые из России под таможенным контролем; вывозимые в качестве комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями; вывозимые с таможенной территории России в пределах объемов на экспорт для федеральных государственных нужд; ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимые этими предприятиями отдельные виды товаров собственного производства. Если международным договором или соглашением предусмотрен иной порядок взимания и уплаты таможенных пошлин по сравнению с законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Расчет налога. Произведем расчет ввозной пошлины в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной пошлиной по комбинированным ставкам. Пример. На территорию России ввозится автомобиль «Опель» выпуска 1999 г., с объемом двигателя 2000 куб. см и декларированной стоимостью в 15000 долл. Согласно правилам таможенного оформления необходимо оплатить 30 % таможенной стоимости, но не менее 1, 9 евро за каждый куб. см объема двигателя. Это правило установлено для того, чтобы ограничить желание налогоплательщика устанавливать при ввозе минимальные цены. Из этих двух расчетных показателей выбирают больший: 15000 • 30 % = 4500 (долл.); 2000 • 1, 9 • 1, 2 = 4560 (долл.), где 1, 2 — коэффициент пересчета курса евро в долл. Выбирается 4560 долл. как максимальный. Кроме таможенной пошлины, которая целиком поступает в государственный бюджет, на таможне взимается сбор за таможенное оформление по ставке 0, 1 % (от таможенной стоимости) и равный 15 долл. Акциз на ввозимый в нашем примере автомобиль не взимается, так как объем его двигателя менее 2500 куб. см. Однако ввозной НДС, начисляемый от стоимости товара, увеличенной на саму величину таможенной пошлины, следует рассчитать: (15 000 долл. + 4560 долл.) • 20 % = 3912 долл. Итого на таможенном терминале налогоплательщик уплатит 8487 долл. (4560 + 15 + 3912), что составляет 56 % самой стоимости автомобиля. Рассматриваемый пример ярко демонстрирует, как удорожание товара за счет ввозной пошлины препятствует проникновению на внутренний рынок импортных автомобилей. Вопросы для самопроверки 1. Каково назначение таможенных пошлин? 2. Назовите виды таможенных пошлин и кратко охарактеризуйте их. 3. Сколько существует способов определения таможенной стоимости товаров? 4. Назовите сроки представления таможенной декларации. 5. Что является объектом налогообложения таможенными пошлинами? 6. Что такое преференции и как они применяются?
|