Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Единый социальный налог
Экономическое содержание. Основное предназначение этого налога состоит в том, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Единый социальный налог (ЕСН) введен в действие с 1 января 2001 г. и заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный фонд (ПФ) РФ, Фонд социального страхования (ФСС) РФ и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). При этом необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Законодательная база. Глава 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог (взнос)»; методические указания МНС России. Налогоплательщики. Определение налогоплательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков. В первую очередь налогоплательщиками этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В дальнейшем эта группа будет именоваться как налогоплательщики-работодатели. Ко второй группе относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также адвокаты. В отличие от первой группы входящие во вторую выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, без выплаты заработной платы наемным работникам. В дальнейшем они будут именоваться как налогоплательщики-предприниматели. На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться сразу к обеим категориям налогоплательщиков. В этом случае он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Одновременно с этим организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с действующим законодательством на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части доходов, которые они получают от осуществления этих видов деятельности. Объект налогообложения. Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения определены начисляемые им выплаты, вознаграждения и другие доходы, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, связанные с выполнением работ или оказанием услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты. Вместе с тем все перечисленные выше выплаты, доходы и вознаграждения могут и не являться объектом налогообложения, если они произведены из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эту особенность следует учитывать при формировании налоговой базы по ЕСН (рис. 5.9). Кроме того, установлено еще одно исключение из правил. Выплаты в виде материальной помощи, другие безвозмездные вы платы, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, становятся объектом налогообложения только лишь в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц. Объектом обложения для налогоплательщиков-предпринимателей являются доходы от предпринимательской или другой профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Индивидуальные предприниматели, применяющие установленную законом упрощенную систему налогообложения, вообще освобождены от оплаты ЕСН. Налоговая база. Исходя из установленного законодательством объекта обложения соответственно определяется и налоговая база. Для налогоплательщиков-работодателей налоговую базу формируют: любые вознаграждения и выплаты, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством наемным работникам; вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг); вознаграждения по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи или иные безвозмездные выплаты. Пример. Вознаграждение автору научной разработки согласно договору составляет 5000 руб. Расходы на создание такой разработки автором документально не подтверждены. Данные расходы принимаются в пределах установленного норматива 20 % от суммы начисленного дохода. Налоговая база для исчисления единого социального налога составляет: 5000 руб. - (5000 руб. • 20 %) = 4000 руб. При определении налоговой базы учитываются любые доходы, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или других благ или в виде иной материальной выгоды, за исключением не подлежащих обложению доходов, перечень которых будет рассмотрен отдельно. Налогоплательщики-работодатели при исчислении единого социального налога определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Пример. Начислены доходы в пользу работников (руб.): Налоговая база будет составлять (руб.): Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые ими получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности в России, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Перечень, порядок применения и размеры этих вычетов полностью совпадают с перечнем, порядком и размером профессиональных налоговых вычетов, осуществляемых при исчислении налога на доходы физических лиц. Доходы, полученные работниками в натуральной форме в виде товаров, работ и услуг, должны быть учтены в составе налогооблагаемых доходов в стоимостном выражении. Их стоимость определяется на день получения данных доходов по ст. 40 Налогового кодекса РФ исходя из их рыночных цен или тарифов. При этом в стоимость товаров, работ и услуг должна быть включена соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров — и соответствующая сумма акцизов. Доходы, которые не являются объектом обложения. Налоговый кодекс РФ определил широкий перечень доходов, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом и соответственно не подлежат налогообложению (табл. 5.2). Ставки единого социального налога. Ставки единого социального налога, учитывая целевой характер их использования, предусматривают распределение по соответствующим социальным фондам. Для основной категории налогоплательщиков-работодателей, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, применяются следующие ставки налога (табл. 5.3 и 5.4). Законом предусмотрено одно условие применения указанных выше ставок налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше
30 человек не учитываются 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек не учитываются 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. В случае если на момент очередной уплаты налога накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 2500 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог по ставкам, предусмотренным при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника. Пример. В организации работает 100 человек. За второе полугодие текущего года им были начислены выплаты, с которых уплачивались страховые взносы, в общей сумме 3 672 000 руб. Из этой суммы было начислено: директору организации — 84 000 руб.; главному бухгалтеру — 60 000 руб.; остальным работникам — 3 528 000 руб. (по 36 000 руб. каждому). Чтобы определить, сможет ли организация перейти в следующем году на регрессивную шкалу ставок ЕСН, необходимо определить сумму выплат 10 % работников (т. е. 10 работникам), имеющих наибольшие по размеру выплаты. В данном случае это выплаты директору, главному бухгалтеру и восьми работникам на общую сумму 432 000 руб. (84 000 + 60 000 + + 8-36 000). Таким образом, средний размер выплат на одного работника за второе полугодие текущего года составит: (3 672 000 руб. - 432 000 руб.): (100 человек — 10 человек) = 36 000 руб. Поскольку эта сумма превышает установленный предел в 15 000 руб. (2500 руб. • 6 мес), организация вправе использовать регрессивную шкалу ставок ЕСН. В малочисленных организациях, например в семь человек, правила округления численности для «фильтра» в 10 % те же самые, что при округлении расчетов налогов, т.е. 0, 7 человека = 1 человек. Налоговый период. По данному налогу налоговый период определен в один календарный год, отчетный период — квартал. Налоговые льготы. Российское налоговое законодательство установило также отдельные налоговые льготы по единому социальному налогу. Одной из важнейших льгот является стимулирование использования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм — с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, П и III групп. В этих же целях освобождаются от налогообложения суммы доходов, не превышающие 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, следующих категорий работодателей: 1) общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурных подразделений; 2) организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %; 3) учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Вместе с тем указанные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также ряда других товаров в соответствии с перечнем, который утверждается Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Кроме перечисленных льгот, законодательство установило льготу для налогоплательщиков-предпринимателей, являющихся инвалидами I, II и III групп, в части освобождения от налогообложения их доходов от предпринимательской и другой профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода. Одновременно с этим налогоплательщики-предприниматели, являющиеся инвалидами, освобождаются от уплаты налога в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ. В случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на российской территории деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды. Дата получения доходов. Для исчисления налога важно установить дату получения доходов и осуществления расходов. Дата определяется в зависимости от категории, к которой относится налогоплательщик. Для доходов, начисленных налогоплательщиками-работодателями, датой получения доходов является день начисления доходов в пользу работника. Для доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, а также для других доходов, включая материальную выгоду, датой получения доходов является день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода. При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств с его счета. Порядок исчисления и уплаты налога. Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик. Налогоплательщики-работодатели исчисляют сумму налога отдельно в отношении каждого фонда. Эта сумма определяется как соответствующая процентная доля созданной налоговой базы. При этом сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования РФ, должна быть уменьшена на произведенные налогоплательщиками самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные российским законодательством. Указанные налогоплательщики производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом законодательством запрещено банкам выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если этот налогоплательщик не представил в банк платежных поручений на перечисление налога. Для правильного исчисления причитающихся сумм налога налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам. Несколько иной порядок исчисления и уплаты налога установлен в отношении налогоплательщиков-предпринимателей. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате этими налогоплательщиками, за исключением адвокатов, производится налоговыми органами. При этом сумма авансовых платежей определяется исходя из суммы предполагаемого дохода (с учетом расходов, связанных с его извлечением), который указан в подаваемой налогоплательщиком налоговой декларации. Указанная декларация должна быть подана налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом. Сумма авансовых платежей может быть определена также исходя из суммы фактической налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и соответствующих ставок единого социального налога. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период налоговый орган должен произвести не позднее пяти дней с момента подачи декларации с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год. В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской или другой профессиональной деятельности, они обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком по согласованию с налоговым органом. Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, выписываемых и направляемых налогоплательщикам в следующие сроки: за январь — июнь налог уплачивается не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере '/4 годовой суммы авансовых платежей; за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере '/4 годовой суммы авансовых платежей. При значительном, более чем на 50%, увеличении дохода в налоговом периоде против установленного при расчете авансовых платежей налогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год, а в случае значительного уменьшения дохода он вправе представить новую декларацию. В этих случаях налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Окончательный расчет налога производится налогоплательщиками-предпринимателями, за исключением адвокатов, самостоятельно, с учетом всех полученных в налоговом периоде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, должна быть внесена налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогоплательщику. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются юридическими консультациями в таком же порядке, как это предусмотрено для налогоплательщиков-работодателей. Вопросы для самопроверки 1. Кто является плательщиком единого социального налога? 2. Что является объектом налогообложения единым социальным налогом? 3. Как определяется налоговая база единого социального налога? 4. Какие доходы не являются объектом налогообложения единым социальным налогом? 5. Какие налоговые льготы установлены российским налоговым законодательством по единому социальному налогу? 6. Каковы ставки уплаты единого социального налога? 7. Каков порядок исчисления и уплаты единого социального налога?
|