![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в проблематику политического рынкаСтр 1 из 18Следующая ⇒
Концепция создания Партии Малого Бизнеса России (Бизнес-план) Заказчик: Председатель организационного комитета ПМБР ___________________________Сидоров Ю.П. Исполнитель: ________________ к.э.н., доц. Золотухин В.А.
Великий Новгород 2015 год Содержание Предисловие 1. Политические рынки 1.1 Введение в проблематику политического рынка 1.2 Российский политический рынок 1.2.1 Общая характеристика «высокого» и «низких» политических рынков 1.2.2 Объёмы рынков мандатов 2. Политический проект: Партия Малого Бизнеса России 2.1 Основания политического проекта Партии Малого Бизнеса 2.2 Социально – политическое позиционирование ПМБР 3. Социальное конструирование партии 3.1 Цели партийного строительства 3.2 Фонды социального капитала партии 3.3 Учётная политика в сфере социального капитала 3.4 Механизм оборота фондов социального капитала 3.5 Организационное строение ПМБР 3.6 Социально - технологическая платформа партии 4. Партийное строительство 4.1 Организационная стратегия партии 4.2 Дорожная карта ПМБР политического сезона 2015-2016гг. 4.3 Рекомендации по запуску проекта «Создание ПМБР» 4.3.1 Перспективные направления производства политических продуктов (политических инициатив) 4.3.2 Риск внедрения новой политической технологии 4.3.3 Механизмы финансирования партии и издержки запуска проекта Заключение Приложения № 1-20 Предисловие Всегда выбирайте самый трудный путь - на нем Вы не встретите конкурентов Шарль де Голль Представленный бизнес-план создания Партии Малого Бизнеса, выступает как амбициозный и дерзкий проект. Амбициозность проекта заключается в том, что в сложившихся политических реалиях, устоявшегося политического консенсуса, создать новую массовую политическую партию - задача немыслимо трудная. Дерзость проекта – в понимании того, что массовую политическую партию придётся создавать при отсутствии ресурсов. На идее о том, что есть социальный слой руководителей малого и среднего бизнеса, которые только-только начинают осознавать и артикулировать свои политические интересы. Тем не менее, проект имеет право на существование. Проект держится на Вере в могучую силу совместных действий сотен и тысяч людей, которые ежедневно создают общественное благо. На их Коллективной Воле жить в справедливом обществе. Проект основан - на Коллективном Разуме и институтах коллективного мышления и знания. Проект основан - на обучающейся партийной организации, которая неустанно адаптируется к актуальным потребностям жизни. Проект основан - на стремлении к новому. Политические рынки Введение в проблематику политического рынка В реалиях российской политической действительности создание новой партии обусловлено необходимостью применять новые теоретические концепции и подходы, разрабатывать уникальные социальные технологии. В политической науке актуализирован подход, основанный на теории общественного выбора. Базовым теоретическим конструктом в которой выступает понятие «политический рынок». Политический рынок функционирует как система производства и распределения политических товаров и услуг (идей, программ, стиля управления, имиджа) и обеспечивает согласование интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей и граждан). Теория построена на идее о «максимизации выгоды индивида на основе рационального поведения»: - При переходе из частного сектора в государственный сектор базовые интересы и поведение политического субъекта Справка: содержательное раскрытие политологических, социологических и экономических понятий приводится в Приложении1Глоссарий. Цель изучения любого политического рынка – национального, регионального, местного, обусловлена потребностью исследователя получить достоверную информацию о состоянии политических субъектов и перспективах развития политических объектов. Необходимо знать уровень предложения и спроса на эти политические продукты, владеть информацией о политических тенденциях, политической конъюнктуре и действиях конкурентов. Субъектами политического рынка является индивиды, с их мотивами и предпочтениями. Объектами политического рынка выступают процессы политической коммуникации («прямая» и «обратная» связь, уровень информированности и т.п.). Механизмы принятия индивидуальных решений, их трансформация в «коллективную волю» - то есть соотнесение индивидуального и общественного выбора необходимый и важный элемент функционирования политического рынка. Для того, чтобы привести избирателя на выборы используется инструментарий политического маркетинга. Система политического маркетинга включает в себя политические теории, методы, приемы и способы изучения политической среды, пути формирования политических запросов и ожиданий, удовлетворение которых призвано влиять на поведение граждан. Политический маркетинг «характеризует деятельность, по созданию, поддержанию или изменению отношения общественности к конкретным политическим деятелям, партиям или движениям». В узком смысле слова политический маркетинг - это система воздействия на избирателей с целью получения власти. Примером маркетингового подхода к политическому рынку служит классическая формула Э. Даунса. Которая, хорошо описывает компоненты, обуславливающие поведение рационального избирателя: R = р*В – С + D, где: R – чистая прибыль от участия индивида в выборах; р – вероятность того, что его голос окажет решающее воздействие на исход голосования; В – общая польза, извлеченная индивидом от участия в выборах, С – общие затраты индивида, связанные с походом на избирательный участок; D – конкретная выгода, связанная с посещением избирательного участка. Здесь ключевыми понятиями выступают выгода избирателя от участия в политическом процессе. И эту выгоду можно представить в виде политического продукта, в виде приобретаемого политического товара.
В широком смысле слова, существует всего два политических продукта – это политические субъекты и политические объекты, которые приобретают различные товарные формы. Ниже приведена классификация товарных форм политических продуктов в политическом пространстве - времени. Таблица 1.1 Классификация товарных форм политических продуктов
Политические субъекты обладают рациональностью и волей, выступают как самореализующийся товар. Политические объекты требуют изготовления и продвижения к избирателям. Для целей настоящего бизнес- плана определим, что в дальнейшем изложении будем оперировать двумя товарными формами политических продуктов: - товар № 1. «Политическая репутация», - товар № 2. «Политическая инициатива». Обе эти товарные формы реализуются в упаковке именуемой «информацией» или в нашем видении упакованной в обёртку «информационного товара». Свойства политической продукции представленной в товарной форме отражены в таблице 1.2 Таблица 1.2 Формы политической продукции
В современной западной политической теории различают два подхода к реализации политических продуктов. Первый - Школа трансакций, которая трактует политический продукт как полноценный товар (product). Активный поставщик (партия) создает и предлагает пассивному потребителю (избирателю/гражданину) политический продукт для того, чтобы «поймать добычу», т.е. получить голоса избирателей в обмен на обещания партии. Трансакция видится как одномоментный обмен имеющимися у сторон ценностями. Действия партии оцениваются с позиций «цели–средства»: успешность (эффективность) партийной политики подтверждается количеством голосов, полученных на выборах/в парламенте. Классические массовые партии начала – середины прошлого века и современные универсальные партии в целом следуют этой логике поведения (разработанной для рынков индустриальной эпохи), хотя отличаются стратегиями сегментирования, охвата рынка, принципом формирования своего продукта и стратегиями его продвижения. Массовые партии для достижения электорального успеха должны были охватить одну гомогенную группу избирателей, сформированную по критерию «правые – левые» в соответствии с социально классовым размежеванием индустриального общества. Партия разрабатывала для традиционно «своего» сегмента «продукт» (предвыборную программу), стержнем которого являлась идеология. Успешное продвижение такого продукта зависело от развитости региональных структур и массовости членов, которые составляли «материю партии, субстанцию ее деятельности». Рационализация, индивидуализация политического поведения, отказ от доминирования идеологии привели к тому, что для достижения успеха партиям стало недостаточно, как ранее, обращаться только к поддерживающим их идеологию избирателям. Они расширяют адресность, стремятся представлять интересы многочисленных и гетерогенных групп избирателей, общность которых уже не определяется социально-классовой принадлежностью и/или идеологическими преференциями. Для получения электоральной поддержки партия вынуждена «хватать всех» и создавать предвыборную платформу как «пакет программ», объединяющий непротиворечивые интересы различных сегментов избирателей. Стержнем такого продукта становится ad hoc тема (лишь в определенной ситуации это может быть и партийная идеология). Стратегия охвата большого числа адресных групп избирателей «с непосредственно электоральными целями» делает приоритетными для партии медиатизированные формы коммуникации, требует укрепления управленческой вертикали, ведет к бюрократизации партийного аппарата, повышает зависимость партий от государства. Членство в партии становится всё менее привлекательным как для партийной элиты, так и для рядовых граждан. Происходит углубление разрыва между производством политического продукта (деятельностью партийной элиты) и его потреблением (членами партии/избирателями). Ориентация на медианного избирателя усугубляет ситуацию. Партии вынуждены поступиться принципами, они стягиваются в срединную зону и теряют свою индивидуальность. Спрос на продукт, лишенный таким образом конкурентных преимуществ, падает, что влечет за собой «взвинчивание» расходов на подготовку и проведение политических/электоральных трансакций. Стратегия «охотника» становится чрезмерно затратной в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – опасной критическим снижением доверия к партиям. Для достижения электорального успеха в новых условиях партии изменяют свою стратегию охвата. Переходят от стратегии концентрированного маркетинга стратегии недифференцированного маркетинга. Второй подход «школы взаимоотношений» предлагает партиям иную логику действий - стратегию «садовника». Он трактует политический продукт как сервисное предложение, тем самым помещая партии в принципиально иную систему координат. Сервисная услуга производится в момент потребления. Она создается совместно партией и избирателем как объединение их выгод. Успешное предоставление услуги (проведение трансакции) предполагает управление процессом долгосрочного сотрудничества участников обмена (а не разовую сделку «любой ценной»). Действия партии оцениваются школой взаимоотношений с позиции «процессы– средства». Успешность (действенность) партийной политики подтверждается не только количеством голосов, полученных на выборах, но и уровнем доверия избирателей к электоральным практикам и институтам, расширением сетевого взаимодействия.
Таблица 1.3 Сравнительный анализ школ трансакций и взаимоотношений
Таким образом, согласно набирающей популярность в теории политического маркетинга парадигме взаимоотношений, в условиях усиливающейся атомизации деидеологизированного общества, «размывания образов жизни», формирования индивидуальных идентичностей - партии будут вынуждены переходить к стратегиям микромаркетинга и кастомизации. Новые партии, должны создаваться как кастомизированные партии. Партии, которые умеют обслуживать широчайший спектр политических интересов различных социальных слоёв и групп.
|