![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика «высокого» и «низких» политических рынков
Общая качественная характеристика политического рынка в российском социально-политическом поле имеет следующие его черты: - наличие «автоматического механизма» самонастройки рынка во взаимодействии спроса, предложения и цены; - наличие системы взаимодействующих рынков товаров, услуг, капиталов. Политическое поле России — это система, включающая в себя рынок имиджей кандидатов и действующих политиков; - отлаженная и разветвленная система рыночной инфраструктуры (медиа-холдинги, органы государственной власти, суды, избиркомы); - наличие «рынка покупателей»; - наличие конкуренции за потребителей между производителями политических товаров и услуг; - свобода выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а продавцами — покупателей. Выделяются два субрынка: «высокая политика» и «низкая политика». В зону высокой политики помещаются две подсистемы: электоральный рынок и рынок государственной власти; в зону «низкой» политики – рынок политической активности. Субрынок «высокой политики» поделен между четырьмя ведущими игроками – Единая Россия (согласно данным Минюста РФ на 01.01.2015 г. численность партии составляет 2 113 767 человек. Партия имеет 82 631 первичку и 2 595 местных отделений), Справедливая Россия (409 374 членов), ЛДПР (235 650 членов), КПРФ (161 569 членов). Субрынок «низкой политики представлен 76 политическими партиями. В соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях» 73 из них имеют право принимать участие в выборах. В Минюсте зарегистрировано 33 организационных комитета по формированию новых партий. Таблица 1.4 Ведущие игроки на субрынке «высокой политики»
Справочно: - на начало 2015 года, членами какой – либо политической партии в Норвегии являются 5, 04 % избирателей, в Финляндии – 8, 08 %, в Швеции – 3, 87 %, в Дании – 4, 13 %. В России общее число избирателей составляет около 110 миллионов человек, парламентские партии объединяют в своём составе до 3 млн человек, или 2, 7 %., непарламенские - до 0, 3 %. То есть, по меркам стран Северной Европы, потенциал роста партийных рядов в России составляет от 1 до 6 млн. человек. Политические партии существуют для того, чтобы представлять интересы граждан - таково мнение каждого пятого россиянина (19%). Но только чуть более половины опрошенных граждан сообщает, что в России есть партия, выражающая их интересы. (см. FINMARKET.RU от 26 мая 2014, данные опроса ВЦИОМ, проведенного в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России с участием 1600 человек). Нынешнее многообразие партий россиян устраивает вполне. По мнению половины респондентов (52%), в России есть партия, выражающая их интересы. Об этом больше всех говорят приверженцы КПРФ (73%). Треть опрошенных (35%) считает, что такой партии нет, 27% уверены, что она не будет создана и в ближайший год, а 8% полагают, что она может появиться в течение этого времени. Те, кто ощущают, что в нынешней партийной системе представлено недостаточно партий, в первую очередь, предлагают создать народную партию, которая обеспечивала бы защиту интересов простых граждан (8%). Часть респондентов сообщает о том, что им недостает партии социальной направленности (4%). Также участники опроса сетуют на отсутствие следующих партий: честная (2%), молодежная (2%), справедливая (1%), демократическая (1%). Логика ответов респондентов, а тридцать пять процентов отвечавших не понимают, зачем нужны партии, объясняется спецификой становления политических рынков в современной России. Эта специфика характеризуется наличием двух «институциональных ловушек». Одна заключается в том, что структурирующая функция институтов политического рынка осуществляется одним доминирующим субъектом – государством; другая – в том, что конкуренция акторов политического рынка возникает не столько по поводу производства, распределения и обмена политических товаров (власти, ценностей, технологий), сколько по поводу государственного патронажа, обеспечивающего преимущества перед соперниками. То есть специфика российского политического рынка заключается в избыточном присутствии государства. Оно детерминирует содержание и уровни трансакционных отношений всех субъектов политической сферы. Существование «институциональных ловушек» фактически закрепляет деформированное развитие политического рынка на всех уровнях от местного до федерального. Заставляя функционировать его как квазирынок. Изменить данное положение можно двумя путями. Первый связан с европейской моделью развития политического рынка. Государство, устанавливая пределы и формы проникновения рыночных принципов в политическую сферу жизни общества, должно жестко регламентировать пределы и способы своего вмешательства в рыночную конкуренцию политических субъектов и формы ответственности, включая и процедурно - правовое обеспечение самого процесса привлечения к ответственности, органов власти за результаты такого вмешательства. Нужны поправки в Конституцию РФ. Второй путь, предполагающий развитие по американской модели, требует искоренения практики избирательного патронажа со стороны государственной власти, практики протежирования одних политических субъектов в ущерб интересам других. Прежде всего, следует исключить негласный, неформальный патронаж, основанный на личных связях и фактически означающий сращивание интересов отдельных групп влияния в бизнесе с кланово-корпоративными сообществами в политике. Нужен закон о борьбе с политическим лоббизмом.
Количественно – качественная характеристика политического рынка приводится в приложениях 2-9.
|