Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль цены и задачи рыночного ценообразования






ТЕМА 1. ЦЕНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

· Роль цены и задачи рыночного ценообразования

· Государственное регулирование цен и ценообразования

· Экономические функции цены

· Методологические вопросы ценообразования

 

Роль цены и задачи рыночного ценообразования

Цена – наиболее важный экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия. Цена выступает денежным выражением стоимости товара. Ее основная функция состоит в обеспечении выручки от продажи товаров. Цена является фактором, предоставляющим большое значение для потребителей товаров, поэтому она очень важна для установления отношений между предприятием и товарными рынками.

Ценообразование – комплексный и противоречивый процесс.

В ходе его приходиться учитывать большое количество факторов и прибегать к компромиссам: учитывать задачи производства и маркетинговых исследований, финансовые результаты, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство. Процесс ценообразования должен четко регламентировать этапы сбора и подготовки информации, принятия окончательного решения. Его эффективность зависит от разработки действенных методов сбора и проверки информации о конкурентах, наблюдения над поведением потребителей, анализа результатов внутренней деятельности.

Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития эко­номики, общества в целом. В первую очередь это относится к произ­водству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созда­нию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники дру­гой теории считают, что цена товара представляет собой сумму де­нег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной по­лезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.

В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе из­держек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесто­ченные споры двух диаметрально противоположных школ.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития ка­питализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные зат­раты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для дан­ного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится каче­ственно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отра­жает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товара­ми (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его сто­имости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных зат­рат в наилучшем варианте использования производственных ресур­сов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку­пателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге спор между изложенными концепциями сводится к следу­ющему: что же определяет цену товара – «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функци­ей» его стоимости или, напротив, стоимость есть «функция» полезно­сти товара?

Современная экономическая теория не оставляет надежды синте­зировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объек­тивность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

Однако бесспорным является положение о том, что количествен­ное определение затрат на производство и реализацию товаров и ус­луг было и остается объективной потребностью и реальностью в лю­бой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низкие зат­раты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления нор­мального процесса воспроизводства.

Кстати сказать, генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ), ныне Всемирная торговая организация (ВТО), рекомендует использовать следующее определение нормаль­ной стоимости: «нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, по­крываемая в ходе обычных торговых операций плюс разумная при­быль и общие расходы».

Построение рыночного хозяйства требует решительного преодо­ления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального харак­тера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связан­ные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта про­блема может быть сформулирована следующим образом: каковы ме­сто и роль цены в рыночном хозяйстве?

Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет раскрыт главный вопрос, а именно: что такое рынок в цивилизованном смысле этого слова?

В экономической литературе имеется много определений понятия рынка. И это естественно. Дело в том, что рынок – явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.

Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представля­ется следующее определение. Рынок – это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торго­вые, экономические, технологические и др.) между субъектами ры­ночных отношений, но обязательно опосредованные через механиз­мы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработ­ной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, например: на базаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т.д. Когда на рынке устанавливается равно­весие между спросом и предложением, то результатом этого эконо­мического процесса является цена.

На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы.

Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом получить по возможности как можно большую цену и прибыль. Но так как каж­дый из продавцов приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов про­давца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке фор­мируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена вырав­нивает соотношение спроса и предложения и является тем компро­миссом, который достигается между продавцом и покупателем.

Таким образом, рынок – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок можно выразить следующей элементарной схемой:

 

Из представленной схемы можно сделать такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сгла­живая противоположные экономические интересы продавца и покупа­теля, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.

Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производ­ством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Имен­но рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, ко­торый реализуется через механизмы ценообразования, сбалансиро­ванности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из од­ного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переход­ный период возникает и усиливается функция цены как критерия ра­ционального размещения производства.

При анализе рыночной среды предприятия выделяют микросреду и макросреду предприятия.

В изучении рыночной среды для решения вопросов ценообразования службам предприятия необходимо следующее (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Направления рыночной среды

Направления микросреды Направления макросреды
1. Изучение рынка сбыта продукции и цен ее реализации 1. Влияние инфляционного фактора
2. Оценка издержек производства и реализации, условий поставок и обеспечения предприятий факторами производства Изменение социально-экономических отношений, включая трудовые отношения, политические факторы
3. Взвешивание эффективности осуществляемых мероприятий и деятельности в целом 3. Финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика государственных и местных органов власти
  4. Меры, принимаемые в области государственного регулирования цен
  5.Изменения, вносимые в законодательное и правовое обеспечение функционирования предприятия на рынке

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал