Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование цен и ценообразования






Хотя подавляющая часть товаров и услуг уже продается в России по свободным ценам, государство активно влияет на общую ценовую конъюнктуру рынка, но не методами прямого администрирования, а с помощью методов налогового, экспертно-импортного и антимонопольного регулирования, как это и должно быть в рыночной экономике. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, а также уровень заработной платы в государственном секторе, размеры пенсий, пособий и прочих выплат из государственного бюджета, государство влияет на спросовые ограничения, инфляцию и инфляционные ожидания и тем самым на динамику цен и их основных групп.

Другими словами, государство пытается создавать общие рыночные условия для ценовой политики предприятий и фирм, как и должно быть в рыночной экономике. Другое дело - насколько это удается. В сложных условиях переходной экономики государственная политика часто отличается непоследовательностью, шараханьем с целью решения сиюминутных проблем, что затем оборачивается отрицательными последствиями для развития производства в целом.

В результате такой государственной политики в середине 90-х годов ценообразование в России оказалось слишком либерализованным. Новые рыночные субъекты - предприятия и фирмы - оказались зажаты в экономические тиски монопольно высоких цен на сырье и энергоресурсы, с одной стороны, и необоснованно высоких налогов (и прямых, и косвенных) с другой.

В этих условиях государство вынуждено отчасти корректировать свою экономическую политику. Так в 1994 г. предприятиям было разрешено устанавливать цены ниже уровня производственных издержек, не подвергаясь штрафам (до этого они были вынуждены при понижении цен платить налоги не с фактической, а с национальной цены товара).

Предприятиям при этом частично облегчились условия для ценового маневра в рамках своей ценовой политики. Так, они могли теперь при нехватке ликвидных ресурсов распродавать запасы даже по сниженным ценам, к чему их порой принуждают условия кризиса.

Другим значительным государственным мероприятием в области регулирования ценовой политики стало соглашение " О совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей". Оно связало ряд организаций обстоятельством проводить скоординированную ценовую политику, представляя друг другу товары и услуги по льготным ценам (вплоть до уровня издержек), перекрестно субсидируя друг друга за счет продаж своих товаров.

Это соглашение, являясь по своей сути капитальным соглашением о ценах, имеет между тем большой смысл, так как развязывает узел неплатежей между различными отраслями, позволяет им развиваться в сложных условиях переходной экономики. А база для проведения различными взаимосвязанными предприятиями скоординированной ценовой политики расширились.

С позиций исследования основ рыночной системы хозяйствования, определяющей ее ценовой механизм, ее базис можно представить в виде следующих блоков:

· собственность: содержание, типы формы, отношения;

· общественное воспроизводство: производство, распределение, обмен, потребление;

· система управления: руководство (программирование, координация), организационные функции - прогнозное планирование анализа, стимулирование, регулирование, контроль, учет;

· экономические инструменты: финансы, кредит. Оплата труда, цены;

· реклама, коммерческая и научная информация;

· организация и маркетинг: взаимодействие фирм, бирж, информационных банков, системы расчетов и др.

Свобода предприятия в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством.

Недостатки действующей системы цен как объекта регулирования в современных условиях невозможно исправлять только с помощью административных методов. Все типы и виды цен должны определяться на основе рыночных принципов и методов. Единовременные пересмотры цен могут остаться в перспективе лишь как методы их моделирования. А прямое государственное регулирование цен включает:

· введение или отмену ценовых пределов по товарам различного экономического оборота;

· непосредственное текущее изменение уровня определенных цен и нормативов, связанных с производством данного товара;

· фиксирование (блокирование, замораживание) отдельных цен и нормативов на определенный срок.

Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она движет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конку­ренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на со­вершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость.Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирова­ния постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения не­совершенного и отстающего.

Принятый в Российской Федерации Закон «О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предприни­мательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борь­бы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

В процессе установления рынка целесообразно выработать единые принципы (правила) установления цен любым хозяйственным субъектом на основе рыночной методологии ценообразования, учитывающей специфику товародвижения во всех сегментах рынка.

Государственное регулирование цен может продвигаться только с учетом и в рамках объективно происходящих экономических процессов. Объектом регулирования могут быть все виды и типы цен в их системе, однако методы прямого регулирования должны применяться очень ограниченно и преимущественно на продукцию предприятий - монополистов. Приоритетными становятся методы косвенного регулирования: экономические, научно-рекомендательные, информационные. Главным образом цены будут регулироваться самими производителями и покупателями товаров на рынке.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал