Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие цены и спроса






Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развития всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются с помо­щью таких понятий, как спрос (Demand) и предложение (Supply).

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные това­ры, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует раз­личать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, ког­да подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные плате­жеспособностью покупателя.

Объем спроса – это то количество товара (услуг), которое поку­патель готов приобрести при данных условиях в течение определен­ного промежутка времени.

Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть пред­ставлена следующей формулой:

 

QDx =f (Px , Рy ,..., Рz , I, W, Тх, F, S, q), (3.1)

 

где QDx объем спроса на товар Х в единицу времени;

Рx цена товараX;

Рy,..., Рz цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

I – доход покупателя;

W– уровень благосостояния, т.е. покупательная способность по­требителя;

Tx – вкусы и предпочтения покупателей;

F– потребительские ожидания;

S – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;

q – количество покупателей.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством това­ров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условияхпо низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение. Эту взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, показывающей, какое количество товара будет купленопо различным ценам (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

Соотношение цены и количества проданного товара А на рынке

 

Цена (Price) за единицу товара А в денежном выражении Спрос (Quantity) – количество проданного товара А
   

 

Такое изменение спроса (или количества единиц купленного това­ра А) объясняется следующими обстоятельствами:

· по низкой цене купить товар может большее число потребите­лей;

· низкие цены заставят многих покупателейпредпочесть данный товар другому;

· если цены на товар будут высокими, определенное число поку­пателей откажутся от покупки.

Используя данные, приведенные в табл. 1, можно построить кри­вую спроса DD (рис. 1)*. По оси ОХ отложены объемы продаж некоторого товара X, по оси О Y– цены на единицу данного товара. Кри­вая спроса DD раскрывает связь между ценой (Р) и количеством то­вара (Q), которое будет приобретено покупателем по данной цене.

В учебных целях кривую спроса обычно изображают в виде прямойлинии, описы­ваемой уравнением QD = а - bх.

Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его количе­ством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.

 

Рис. 3.1. Кривые спроса и предложения

 

Если изменяется цена товара x), то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса.

Если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кро­ме первого, в выражении (1) неизменны, то объем спроса реально бу­дет зависеть только от изменения цены. Таким образом осуществля­ется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены QDx=f(Px).

В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса: при падении спро­са кривая спроса сдвигается вниз и влево (DD), а при его повышении – вверх и вправо (D1D1).

Таким образом, «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изме­нением объема спроса». Изменение объема спроса означает движе­ние по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево или вправо.

На изменение спроса влияют многие неценовые факторы. Наибо­лее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают следующие из них.

Цены взаимосвязанных товаров

Объем спроса на любой конкретный товар будет зависеть от изме­нения цен на взаимосвязанные товары. Конечный результат влияния изменения цены одного товара на объем спроса на другой товар за­висит от того, являются ли эти товары взаимозаменяемыми или взаи­модополняемыми.

Если увеличение цены одного товара влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены, такие товары являются взаимозаменяемыми (товары-субституты). Существует множество взаимозаменяемых товаров и услуг: рыба – мясо, кино – театры – телевидение, метро – такси и т.п.

Повышение цены на то­вар-субститут сдвигает кривую спроса данного товара вправо.

Если увеличение цены одного товара вызывает снижение объема спроса на другой, такие товары являются взаимодополняемыми (комплиментарными). К взаимодополняемым товарам относятся, например, бензин и автомобили, кофе и кофеварки и т.п. Эти товары потребители используют вместе.

Увеличение цен на дополняющий товар сдвигает кривую спроса на данный товар влево.

Уровень денежных доходов покупателей

Когда доход потребителя растет, он начинает больше тратить де­нег на потребление товаров. Его спрос повышается на многие това­ры, но не на все.

Нормальный (полноценный) товар – это такой товар, объем спро­са на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены.

Низший (малоценный) товар – это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода. Низшими являются товары (или бла­га), для которых существуют альтернативы, обладающие более высо­ким качеством или большими удобствами. Так, по мере того как дохо­ды растут, семьи отказываются от потребления макарон, картофеля, хлеба и получают необходимые калории из более полноценных про­дуктов питания, таких как рыба дорогих видов, мясо и др. С приростом доходов потребителей возрастает объем спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нор­мальный товар вправо, а кривой спроса на низшие товары – влево.

Вкусы и предпочтения покупателей

Это важнейший фактор, определяющий объем спросана любой товар, который формируется под воздействием общества с его Культурным и образовательным уровнем и рекламы. Например, борьба общества с курением или усиление антиалкогольной пропаганды вы­зовет определенное снижение спроса на эти социально опасные това­ры. Однако привычки и традиции в обществе меняются довольно мед­ленно, а мода – достаточно быстро. Но независимо от причины, вызвавшей изменение вкусов, кривая спроса сдвигается.

Потребительские ожидания

Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период. И наоборот, ожидание будущей распродажи товаров, снижения доходов или появления большего разнообра­зия товаров-субститутов приводит к сокращению текущего спроса.

Количество покупателей. Следует отметить, что этот фактор воздействует на рыночный спрос, в то время как первые четыре фактора воздействуют на индивидуальный спрос.

Увеличение на рынке числа покупателей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спроса на любой товар при всякой цене. Кривая спроса при этом переместится вправо.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал