Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечание. Все вычисления рекомендуется выполнять строго в программе Microsoft Excel, что позволит уменьшить количество округлений и технических ошибок!
Например, согласно методу Гаусса разделим первое уравнение на 16, а второе – на 2510, 2. Получим следующую систему: . Далее отнимем от второго уравнения первое (можно и наоборот – от первого уравнения второе, на итоговой результат это не повлияет). Неизвестный параметр b сокращается, получим: ; . Таким образом, первый неизвестный параметр мы нашли: . Для того, чтобы найти второй параметр нужно подставить уже известное нам значение коэффициента a в любое из уравнений предыдущей системы, например в первое. Получим: . Таким образом, и второй неизвестный параметр мы тоже нашли: . 4. Записываем уравнение модели, подставив найденные значения параметров a и b в линейную форму . Аналитическая форма однофакторной эконометрической модели будет иметь следующий вид: . Данная модель показывает зависимость между фактором (х, сумма расходов на продвижение товара) и результативной переменной (у, размер полученной прибыли) 5. Находим колонку значений (используем формулу и значения фактора х со второй колонки) и добавляем её к таблице 1.3. Получим следующую таблицу. Таблица 1.4
6. Чтобы получить графическую интерпретацию модели, построим в системе координат x0y прямую, которая соответствует полученному уравнению модели. Это будут теоретические (расчетные, модельные) значения зависимой переменной . Нанесем также на той же координатной плоскости точки, которые соответствуют исходным, т.е. фактическим данным переменной y. С этой целью используем Мастер диаграмм Microsoft Excel (пункт меню Вставка→ Диаграмма либо пиктограмма ): Ø Выбираем тип диаграммы – точечная, вид можно оставить по умолчанию, т.е. первый. Ø Нажимаем на кнопку " Далее", переключаемся на вкладку " Ряд" (вкладки расположены вверху окна). Ø В случае, если в поля " Ряд" мастером уже занесены какие-либо данные –очищаем их нажимая на кнопку " Удалить" до тех пор пока она станет неактивной. Ø Нажимаем на кнопку " Добавить" чтобы создать первый ряд данных. Ø В поле " Имя: " вводим с клавиатуры текст фактические значения. Ø В поле " Значения Х: " указываем столбец со значениями х со второй колонки таблицы 1.4 (выделяем диапазон значений мышкой, номер колонки и значение суммы в диапазон не входит!). Ø В поле " Значения Y: " указываем столбец со значениями y с третьей колонки таблицы 1.4 (выделяем диапазон значений мышкой, номер колонки и значение суммы в диапазон не входит!). Ø Нажимаем на кнопку " Добавить" чтобы создать второй ряд данных. Ø В поле " Имя: " вводим с клавиатуры текст модельные значения. Ø В поле " Значения Х: " указываем столбец со значениями х со второй колонки таблицы 1.4 (выделяем диапазон значений мышкой, номер колонки и значение суммы в диапазон не входит!). Ø В поле " Значения Y: " указываем столбец со значениями с шестой колонки таблицы 1.4 (выделяем диапазон значений мышкой, номер колонки и значение суммы в диапазон не входит!). Ø Нажимаем на кнопку " Далее", вводим с клавиатуры названия для осей Х (затраты на продвижение товара, тыс. дол. США) и Y (размер полученной прибыли, тыс. дол. США). Ø Нажимаем на кнопку " Далее", потом на кнопку " Готово". Ø Форматируем график: нажимаем мишкой на ряд данных с модельными значениями, заходим в меню Формат → Выделенный ряд, в появившемся окне в поле " Линия" ставим переключатель в положение " обычная", а в поле " Маркер" – в положение " отсутствует". Ø Меняем цвета рядов данных, шрифты, заливку области построения, внешний вид линий сетки и осей по собственному усмотрению. Результат представлен на рисунке ниже. Как видно с рисунка теоретическая линия в целом достаточно хорошо отражает основные тенденции взаимосвязи между переменными х и у. 7. Находим столбец отклонений и добавляем его в таблицу. Таблица 1.5
Примечание. Значение суммы по столбцу должно быть как можно ближе к нулю и свидетельствует о правильности выполненных расчетов. По умолчанию программа Microsoft Excel очень маленькие числа записывает в экспоненциальном формате. Например, запись-8, 37E-12 в обычном формате (–0, 00000000000837) будет занимать очень много места, поэтому можно оставить это число в экспоненциальной форме. В тоже время запись 4, 368E-05 уже не такая длинная, поэтому её формат можно изменить на обычный (0, 00004368). Замена формата числа производится через пункт меню Формат → Ячейки во вкладке " Число". Предварительно требуемая ячейка (диапазон ячеек) должна быть выделена мышкой. 8. Находим дисперсии отклонений и результативного признака. При этом пользуемся функцией ДИСП категории " Статистические". Дисперсия результативного признака рассчитывается по третьей колонке таблицы 1.5 (выделяем диапазон значений мышкой, номер колонки и значение суммы в диапазон не входит!) и в нашем случае равна . Дисперсия отклонений рассчитывается по седьмой колонке таблицы 1.5 (выделяем диапазон значений мышкой, номер колонки и значение суммы в диапазон не входит!) и в нашем случае равна . 9. Рассчитываем коэффициент детерминации за формулой: . В нашем случае: . Полученное значение коэффициента детерминации является достаточно большим и характеризует правильность подбора линейной функции для построения эконометрической модели. В 86, 6% случаев изменения х приводят к изменению y. Остальные 13, 4% изменения y объясняются факторами, неучтенными в модели. 10. Находим множественный коэффициент корреляции как квадратный корень с коэффициента детерминации. Для этого используем функцию КОРЕНЬ категории " Математические". В нашем случае, поскольку модель однофакторная, то множественный коэффициент корреляции совпадает с обычным линейным коэффициентом корреляции, который равен или 93, 1%. На основании шкалы Чеддока можно сделать вывод, что связь между х (затраты на продвижение товара) и у (размер полученной прибыли) является очень высокой.
|