Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 1 (2 часа). Предмет, основные категории и структура психологии и педагогикиСтр 1 из 8Следующая ⇒
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ По дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Казань, 2007 Лекция 1 (2 часа). Предмет, основные категории и структура психологии и педагогики Лекция 1. Понятие, предмет и основные категории психологии и педагогики
“Психология” (греч. psyche - душа, logo s - знание) - дословно означает «знание о душе». Современная психология: цель методы • академическая (научная) знание научные (наблюдение, эксперимент) • практическая помощь и польза научно обоснованные, систематизированные • житейская помощь и польза ненаучные, интуитивные Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Рождение психологии как науки – 1879 г., Лейпциг – В.Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Предмет изучения психологии – психика. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении человеком (или животным ) объективного мира, необходимое человеку для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Сознанием называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. y процессы и состояния – познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные y свойства – темперамент, характер, способности, направленность личности В психике представлены и упорядочены события прошлого (в памяти), настоящего (в совокупности образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах). У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер. Реальные психические явления не доступны непосредственному наблюдению и изучению (латентны), они проявляют себя через деятельность, поведение, через те или иные более или менее заметные реакции. Методы научной психологии (по Б.Г.Ананьеву). I группа - организационные методы. – сравнительный метод – лонгитюдный метод – комплексный метод II группа - эмпирические методы. – наблюдение и самонаблюдение; – экспериментальные методы; – психодиагностические методы (анкеты, опросники, тесты, социометрия, интервью); – анализ продуктов деятельности; – биографические методы III группа - методы обработки данных. – количественный (статистический) – качественный IV группа — интерпретационные методы. * генетический * структурный
|