Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Факторы развития личности




1. Взгляды классиков педагогической мысли на принцип прородосообразности Современное состояние изучаемой проблемы исторически обусловлено и подготовлено классиками зарубежной и русской педагогики 2. Различные точки зрения по определению роли различных факторов на развитие личности:
Аристотель – 3 вида души Я.А. Коменский: Человек, являясь частью природы, подчиняется, как частица природы, её универсальным законам (4 возраста – 4 стадии развития растений) Ж.-Ж. Руссо: Следование природе ребенка - «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем станут взрослыми. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать» К.Д. Ушинский: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» 1. Теория преформизма – древнейшая теория – всё в семени. Психологи- Кеттел, Фрейд 2. Биогенетическая теория – прослеживается аналогия между развитием человека и развитием человеческого рода: как в биологическом развитии человек повторяет все периоды животного мира, так и в социальном повторяются все периоды развития человеческого общества. При этом имеется в виду неизменность наследственности и среды. Периоды жизни: первый год – развитие обезьяны; второй год – элементарное человеческое состояние; последующие периоды развития соответствуют различным эпохам развития общества – дикости, варварства и т.д; зрелость – современная культура. 3. Интеракционистская теория или теория конвергенции – поведение человека рассматривается как итог взаимодействия наследственности и среды
Источник активности личности- потребности: объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающем предметном содержанием Источником и стимулом развития личности является разрешение противоречий, присущих её существованию
Пирамида потребностей по А. Маслоу; В самоактуализации В уважении и самоуважении В любви и принадлежности В безопасности Физиологические Потребность как состояние личности связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Характеристика основных факторов развития личности

Наследственность - воспроизводство у потомков биологического сходства с родителями; передача от родителей к детям определенных особенностей, заложенных в генетическую программу Среда – совокупность условий, окружающих человека Воспитание/самовоспитание
· Анатомо-физиологическая структура биологического вида «Человек разумный» · Особенности нервной системы (темперамент) · Физические особенности · Безусловные рефлексы · Функциональные особенности · Аномалии наследственного происхождения · Задатки (общечеловеческие, специфические)
  1. Природная
Биологическая Географическая
  1. Социальная
Макросреда Микросреда
В отличие от социальной среды оказывает на человека целенаправленное влияние, поэтому роль столь значима. Влияние всех факторов реализуется лишь в процессе деятельности самой личности
«Материальная основа, предпосылки, фундамент развития» «Условие и источник развития» «Решающий фактор развития»

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал