Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5 (2 часа). Основы воспитания в семье. Педметоды
Методы формирования сознания УБЕЖДЕНИЕ – способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанника. Формы применения: беседа, рассказ, диспут. Условия эффективного применения: недопущение морализирования, правдивость и искренность, доверительность и такт, единство рационального и эмоционального. ВНУШЕНИЕ – способ словесного воздействия на психику. Формы применения: прямое, косвенное, самовнушение. Условия эффективного применения: доверительность отношений, педагогический такт, владение техникой внушения. МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ - моделирование человеческих отношений на основе конкретной противоречивой ситуации. Виды: аналитические, оценочные, прогностические, альтернативные. Условия эффективного применения: соответствие содержания ситуации конкретной задаче воспитания, доверительность отношений, такт, правильная редакция текста ситуации, предупреждение облегчённого подхода воспитанников к анализу ситуации.
Методы формирования поведения ИНСТРУКТАЖ – сочетание объяснения с показом образцов деятельности и поведения. Условия эффективного применения: ясность и четкость указаний педагога, сочетание слова, образа и практического действия. УПРАЖНЕНИЕ – многократное повторение и закрепление ценных способов деятельности по образцу. Формы применения: режим, поручения, практические занятия. Условия эффективного применения: систематичность и последовательность организации упражнений, посильность и постепенное усложнение упражнений. МЕТОД ПРИМЕРА – предъявление образца поведения и деятельности. Формы применения: личный пример (родители, воспитатели и т.д.), словесно-обобщённый. Условия эффективного применения: привлекательность образа, реалистичность его оценки, ненавязчивость его примера, недопустимость «лобового» противопоставления примера уровню воспитанности конкретного воспитанника. Методы педагогического стимулирования МЕТОД ПЕРСПЕКТИВЫ – выдвижение цели, способной вовлечь воспитанников в совместную деятельность. Виды: близкая, средняя, далёкая. Условия эффективного применения: реальность перспективы, интерес к перспективе, усложнение перспектив, возможность проявления инициативы и творчества воспитанником. ПООЩРЕНИЕ – способ выражения положительной оценки деятельности, признания заслуг. Формы применения: моральные (похвала, одобрение, объявление благодарности, предоставление дополнительных прав), материальные. Условия эффективного применения: объективность поощрения, соответствие поощрения заслугам воспитанника, гласность поощрения, строгое соблюдение меры. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ – способ чёткого указания воспитаннику или коллективу, что и как надо делать. Формы применения: прямое (указание, приказание, распоряжение), косвенное (намёк, совет, рекомендация). Условия эффективного применения: уважение к личности воспитанника, опора на общественное мнение, единство требований, чёткость, ясность и понятность словесной формулировки требования, его посильность. Методы педагогической коррекции
ЗАМЕНА ИНТЕРЕСА (ДОМИНАНТЫ) – преобразование установки, актуальной потребности личности для переключения внимания и формирования нового стереотипа поведения. Условия эффективного применения: реальность, значимость и ненавязчивость нового интереса, нейтрализация раздражителей, усиливавших прежнюю доминанту. КРИТИКА – оценка проступка с помощью негативного суждения о нём. Формы применения: прямая, косвенная (юмор, ирония, сатира) Условия эффективного применения: осознание воспитанником своей вины, разумная опора на коллектив воспитанников, учет его зрелости, преобладание суждения над осуждением, предупреждение проявления в критике излишней жестокости. НАКАЗАНИЕ – способ коррекции негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки её поступков. Формы применения: меры словесного наказания (замечания, порицание, выговор), наказание по логике естественных последствий, ограничение в правах, наложение дополнительных обязанностей. Условия эффективного применения: осознание вины и раскаяние провинившегося, опора на коллективное мнение, учет зрелости воспитанника и коллектива, объективность и справедливость наказания, его соразмерность проступку, учет эмоционального состояния. Методы воспитания необходимо использовать в системе, поскольку результативность каждого метода зависит от того, насколько тесно он взаимодействует с другими методами. Каждый отдельный метод приобретает педагогическую силу, только действуя в единстве с другими методами, т.е. важным условием эффективности любого из методов является его сочетание с другими.
|