Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 3 (4 часа). Личность и ее подструктуры
Тема: Индивид, личность, индивидуальность
§ И.С. Кон: «Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты».
§ Б.Г. Ананьев: «Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций»
§ П.Е. Кряжев: «Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека»
§ С.Л. Рубинштейн: «Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия»
§ А.В. Петровский: «Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности»
§ К.К. Платонов: «Личность - человек как носитель сознания».
Человек – наиболее общее, интегративное понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы, к виду Homo sapiens. это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Индивид – это отдельный, единичный представитель Homo sapiens.
Личность (в широком смысле) – это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей и качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней.).
Личность (в узком смысле) - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Индивидуальность – совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих своеобразие, единичность, неповторимость отдельного человека.
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности. Структура личности по С.Л. Рубинштейну
НАПРАВЛЕННОСТЬ
| ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, И МИРОВОЗЗРЕНИИ.
| Ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством, является направленность.
Исходным звеном фундаментом направленности является потребностно-мотивационная сфера.
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.
Источник активности личности - ее потребности.
Потребность — это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования. Она вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего дискомфорта.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого ими на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные.
Потребности выражаются в мотивах. Мотивы — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности
| ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
| ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
| ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ
|
Человек – биопсихосоциальное существо:
| | 1. биологическая подструктура:
· Анатомо-физиологические особенности
· Пол
· Возраст
· Темперамент – соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующихся различными сторонами динамики психической деятельности
(temperamentum (лат) - «надлежащее соотношение частей»)
| Типы темперамента:
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
Гиппократ (V в. до н.э.): состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме – крови («сангвис»), слизи («флегма»), желчи («холе») и черной желчи («мелан холе»)
И.П. Павлов – учение о свойствах и типах нервной системы. Свойства Н.С.:
o сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
o уравновешенность — степень соответствия силы возбуждения силе торможения;
o подвижность— показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
Типы т.
| I. “Безудержный” (холерик)
| II. “Живой”
(сангвиник)
| III. “Спокойный” (флегматик)
| IV. “Слабый”
(меланхолик)
| свойства н.с.
| Сила
Уравновешенность
Подвижность
| Сильный
неуравновешенный
подвижный
| Сильный
уравновешенный
подвижный
| Сильный
уравновешенный
инертный
| Слабый
Уравновешенный/неуравновешенный
Инертныйь\подвижный
| | | | | | | | | 2. Психологическая подструктура:
· Психические познавательные процессы-
Å Ощущение - простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, её предметов и явлений, связей между ними.
Классификация: экстероцептивные – контактные (осязание, вкус) и дистантные(зрение, слух) (сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира)
интероцептивные (органические – боль, голод, жажда) (сигнализируют о внутреннем состоянии организма)
проприоцептивные (сигнализируют о положениях различных частей тела и их движении)
Å Восприятие (перцепция) – более сложный по сравнению с ощущением психический процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.
Особенности восприятия: Предметность Целостность Структурность Константность Осмысленность
Å Внимание – динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень её направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем.
Функции: отборзначимых воздействий, игнорирование побочных, удержаниедеятельности до достижения цели, регуляцияи контрольдеятельности
Виды внимания
| Характеристики внимания
| Непроизвольное – причины возникновения:
А) Особенности раздражителя: сила, контраст, новизна;
Б) Состояние организма/личности: потребности, ожидания, структура деятельности
Произвольное – специфически человеческое (волевое); сознательно ставится цель и применяется волевое усилие
Послепроизвольное – (возникает после произвольного) - существует цель, волевое усилие не требуется
| Устойчивость – длительность сосредоточения
Концентрация – степень сосредоточенности на объекте (Я. Гримм)
Распределение – возможность удержания разных видов деятельности (Ю. Цезарь, Наполеон) (обратная сторона переключаемости внимания.)
Объем – кол-во объектов, которые м.б. охвачены вниманием одновременно (4-6 объектов одновременно - взрослый)
Переключение – сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания - рассеяность
Предметность– возможность абстрагироваться от несущественных явлений и выбирать те сигналы, которые лично значимы и актуальны
| Å Память – одна их форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов.
Процессы памяти: ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЗАБЫВАНИЕ
Виды памяти:
1) по характеру психич.активности, · ОБРАЗНАЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ
2) по характеру целей деятельности · НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ и ПРОИЗВОЛЬНАЯ
3) по продолжительности закрепления и сохранения · ОПЕРАТИВНАЯ, КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
Способы запоминания: механический, рациональный, ассоциации, мнемотехнический
Å Мышление – психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в её существенных и сложных связях и отношениях.
Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения (индукция и дедукция)
Процесс мышления – сравнение, анализ, синтез, обобщение
Виды мышления - наглядное – вербальное; интуитивное – аналитическое; практическое – теоретическое; реалистическое – аутистическое; репродуктивное - творческое
Å Речь – это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения.
Å Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.
· Психические эмоциональные процессы –
Å Эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологически отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями.
Å Чувства – сложная форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая эмоциональное отражение и понятия, отражают отношения предметов и явлений к высшим нуждам и стимулам деятельности человека как личности.
Å Воля – это психический процесс человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей.
· Характер – система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, её психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношении к окружающему миру, деятельности, другим людям, к себе
· Способности – такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью или совершенствоваться в ней
· Мотивационная структура личности – потребности, интересы, чувства, знания, представления, убеждения, ценности (Иерархия потребностей по А. Маслоу)
· Самооценка – эмоционально-ценностное отношение к себе
|
| 3. Социальная подструктура
· Социальный опыт – все особенности личности, связанные с фактом её принадлежности к определённым общностям и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементы: социальные нормы, социальные роли, социальные символы, ценностные ориентиры.
· Интеллект – устойчивая совокупность умственных способностей.
· Направленность личности – соцальная категория, определяющаяся доминирующей ценностью, которая лежит в основе мотивации поведения человека.
|
| | | | | |
|