Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Банковская система Российской Федерации. Правовой статус и функции Центрального банка РФ
Банковская система Российской Федерации – это совокупность кредитных организаций (включая филиалы и представительства иностранных кредитных организаций), зарегистрированных и действующих на территории Российской Федерации в соответствии с действующим банковским законодательством и другими источниками банковского права. Банковская система Российской Федерации является двухуровневой. Она включает в себя Банк России (первый уровень); кредитные организации (банки и иные), банковские группы и банковские холдинги, а также филиалы и представительства иностранных банков (второй уровень). В составе Банка России находятся: 1) центральный аппарат; 2) территориальные учреждения; 3) расчетно – кассовые центры; 4) вычислительные центры; 5) полевые учреждения; 6) учебные заведения; 7) другие организации, в т.ч. подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности ЦБ РФ. Территориальные учреждения в субъектах РФ, которые осуществляют полномочия Банка России на подведомственной им территории, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции органов управления Банка России. В частности, им запрещено принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями Центробанка РФ. (ГУ ЦБ). В составе ГУ ЦБ находятся расчетно-кассовые центры (РКЦ), выполняющие функции межбанковских расчетов, а также операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, государственных внебюджетных фондов. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Банк России – это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно – денежную политику в интересах национальной экономики. Банк России имеет двойственную правовую природу: он является, с одной стороны, органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно – кредитной системой, а с другой – юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными государствами и государством в лице Правительства РФ. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о ЦБ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о ЦБ), Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Целями деятельности Банка России являются: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля; 2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Законом о ЦБ для Банка России предусмотрено выполнение 20-ти функций административного (надзор и контроль деятельности банковской системы) и финансового (регулятивного) характера, в том числе закрытого перечня банковских операций и банковских сделок, который является более узким, чем предусмотренный для обычных банков. Кроме того, указано, что Банк России осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая, в частности: 1) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации; 2) назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации; 3) направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты; Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами. Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Закона о ЦБ банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Закона о ЦБ. Банк России не имеет права: 1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 Закона о ЦБ; 2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8 и 9 Закона о ЦБ; 3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; 4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о ЦБ; 5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров. Органы управления Банка России: Национальный банковский совет, Председатель Банка России, Совет директоров. Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. В компетенцию Национального банковского совета (НБС) входит рассмотрение ряда вопросов контроля, надзора и планирования деятельности Банка России, совершенствования банковской системы России в целом, рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. Председатель ЦБ РФ действует от имени ЦБ РФ без доверенности и принимает решения по всем вопросам деятельности ЦБ РФ за исключением отнесенных к компетенции НБС и Совета директоров. В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Совет директоров выполняет ряд функций планового, проектного и контрольного характера по отношению к деятельности Банка России. В том числе, часть его функций являются вспомогательными по отношению к функциям Национального банковского совета.
5. Правовые формы денежно – кредитной политики государства Под денежно – кредитной политикой понимается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных на повышение эффективности государственного регулирования в денежной и кредитной сферах. Другое определение: денежно – кредитная политика – система мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении. ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в ГД РФ проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики включают ряд положений, с которыми можно ознакомиться в ст. 44 Закона о ЦБ. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. Процентные ставки по операциям Банка России. В соответствии со ст. 37 Закона о ЦБ он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции и воздействует при помощи их на рыночные проценты в целях укрепления рубля. В силу того, что Банк России является кредитором последней инстанции, определенные им процентные ставки становятся основой для установления коммерческими банками процентов по кредитам, поэтому их изменение может повлиять на денежный рынок. На данный момент по другим своим операциям порядок установления процентных ставок Банком России не определен. Политика минимальных обязательных резервов впервые была введена в США и широко проводится в настоящее время как административный метод денежно – кредитной политики. Минимальные обязательные резервы означают, что каждый коммерческий банк должен перечислять в ЦБ РФ определенную сумму денежных средств. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам к.о., а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров (ст. 38 ЗоЦБ). Изменение нормы обязательных резервов (уменьшение или увеличение, которое в соответствии с ЗоЦБ не может составлять более 5 пунктов) приводит к расширению или ограничению возможностей кредитных организаций в области кредитования производства, что определяет темпы роста денежной массы и, соответственно, инвестиций и экономики. Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и пр. государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки с целью регулирования денежной массы, укрепления рубля (ст. 39 ЗоЦБ). При необходимости уменьшения денежной массы в обращении Центральный банк осуществляет продажу государственных ценных бумаг в определенных лимитах, причем по курсу, выгодному для коммерческих банков. Впоследствии, когда денежная масса сократилась и ее надо увеличить, происходит обратная сделка. В этом случае, коммерческие банки, приобретая или продавая ценные бумаги, уменьшают или увеличивают денежную массу в обращении, что и дает возможность говорить об укреплении денежной единицы и развитии экономики. Политика рефинансирования заключается в кредитовании ЦБ РФ коммерческих банков, в т.ч. учет и переучет векселей (учетная политика). Изменение учетной ставки приводит к увеличению или уменьшению денежной массы в обращении. В России пока вексельное обращение не развито, в связи с чем большее распространение получила политика рефинансирования через кредитование коммерческих банков со стороны ЦБ РФ. Увеличение ставки рефинансирования приводит к уменьшению объема денежной массы в экономике и наоборот. В силу наличия взаимосвязи между денежного рынка и рынка ценных бумаг изменение процентной ставки приводит к изменению курсовых соотношений и доходности на рынке ценных бумаг – сфере альтернативного вложения денежных средств. Так, 27 мая 1998 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ была повышена с 50 до 150 % с целью спасения рынка ГКО, а 5 июня 1998 г. вновь снижена до 60 %. Форма, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России (ст. 40 ЗоЦБ). Валютные интервенции представляют собой куплю – продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, а также установление и публикацию официальной котировки иностранных валют по отношению к рублю. Являясь органом валютного контроля, ЦБ РФ осуществляет данную деятельность в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др. нормативными актами. Установление ориентиров роста денежной массы означает, что ЦБ РФ официально устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики. Объектом такого ограничения выступает денежный агрегат М2 (суммарный объем денежной массы в стране, включая наличные и безналичные деньги в обращении). Прямые количественные ограничения – это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций (ст. 42 ЗоЦБ). Такие количественные ограничения касаются, как правило, потребительских, ипотечных, ломбардных (выданных под залог государственных ценных бумаг) кредитов. Данный инструмент регулирования широко применяется в ряде стран, в т.ч. США, ФРГ, Швеции и др. В РФ четко не определено, по каким именно операциям осуществляются эти ограничения, но установлено, что они могут вводиться только в исключительных случаях и по согласованию с Правительством РФ. Эмиссия ЦБ РФ облигаций от своего имени осуществляется путем их размещения только среди к.о. Закон определяет предельный размер общей номинальной стоимости этих облигаций, который устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов к.о. и суммой обязательных резервов, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов (ст. 43-1 ЗоЦБ).
|