Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корреспондентские правоотношения банков
Корреспондентские отношения банков в РФ реализуются в 2-х формах: 1) через расчетно-кассовые центры (РКЦ) в составе территориальных учреждений ЦБ РФ; 2) через клиринговые центры (клиринговые палаты) – НКО расчетного типа. Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ. Правовой статус РКЦ определяется Законом о ЦБ, Типовым положением «О расчетно-кассовом центре Банка России» от 07.10.96. № 336, иными нормативными актами ЦБ РФ. РКЦ Банка России выполняет следующие виды операций: 1) осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами); 2) осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов); 3) хранение наличных денег и др. ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности; 4) обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета) открываемые кредитным организациям и их филиалам. 5) осуществление расчетно-кассового обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами. 6) обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями в регионах, где отсутствуют кредитные организации. 7) другие функции, предусмотренные вышеуказанным Типовым положением. Клиринг является эффективным механизмом проведения расчетно-кассовых операций. Клиринг (от англ. очистка, расчистка) – это способ регулярных безналичных платежей, основанный на расчете (определении) и зачете взаимных денежных требований и обязательств (долгов) юридических лиц за товары и (или) услуги с последующим переводом сальдо (разницы). Наибольшее распространение клиринг получил на рынках товаров, ценных бумаг и банковских услуг; он интересен тем участникам рынков, которые ежедневно заключают массу сделок со значительным числом контрагентов, поскольку это упорядочивает и упрощает подсчет позиций каждого участника. При отсутствии системы клиринга участник расчетов может легко потерять четкое представление об общем балансе всей массы своих требований и обязательств; клиринг снижает риски непоставки, неуплаты и др. Для банков клиринг важен как способ ускорения расчетов и платежей, уменьшения потребности в средствах платежа (за счет сведения к минимуму встречных межбанковских платежей), что в целом повышает ликвидность к.о. Таким образом, банковский клиринг – это, во-первых, расчетный процесс, в ходе которого одновременно для всей массы сделок определяются валовые (друг другу) и чистые (один другому) долги банков, регулярно совершающих друг с другом многочисленные сделки, во-вторых, платежный процесс, в результате которого те, кто должен был больше, окончательно рассчитываются с теми, кто должен был меньше, в размере разниц между взаимными долгами. Нормативные акты: 1) Указание ЦБ РФ от 08.12.98 № 438-У «О курсах клиринговых и расчетных валют к рублю РФ» 2) Временное положение «О клиринговом учреждении» и Временное положение «О порядке выдачи лицензий клиринговым учреждениям», утвержденные ЦБ РФ 10.02.93. 3) Положение ЦБ РФ от 22.01.98. № 16-П и Постановление ФКЦБ РФ от 20.01.98 № 3 «Об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизированному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию».
|