![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод мозговой атаки.
Это метод коллективного поиска оригинальных идей, основанный на диалоге, применяется в основном при изучении нового материала или как итоговый урок после изучения большой темы. Для применения этого метода необходимо применять следующие правила: 1. Предлагаемые идеи, даже если они абсурдны, не подвергать критике. 2. Можно использовать подсказки, а для разрядки – шутки 3. Как главное условие необходимо высокое мастерство преподавателя. Метод синектики. (совмещение методов) Синектика – это комплекс методов психологической активности учащихся в процессе обучения. Этот метод является развитием метода мозговая атака. Лучше всего этот метод использовать при проведении проблемной лекции, но можно и на других видах занятий. При этом, можно вводить и элементы игры, т.е. провести занятие в форме заседания творческих групп и т.д. Лекция Средства обучения
План 1. Роль и функции средств обучения в учебном процессе 2. Классификация средств обучения 3. Т.С.О. Классификация и функции 4. Методические приемы по применению средств обучения Для повышения качества обучения, интенсификации труда преподавателя существенное значение имеет уровень развития учебно-методической и материальной базы. В процессе передачи знаний и для организации взаимодействия «преподаватель- учащийся» включаются посредники, с помощью которых повышается эффективность обучении. Для обозначения этих посредствующих элементов употребляется термин «средства обучения». Средства обучения как составная часть педагогического процесса представляет собой совокупность компонентов, несущих в себе учебную информацию или выполняющих тренирующие функции и предназначенных для формирования у учащихся знаний, умений и навыков управления их, что делает сложный учебный процесс познавательной и практической деятельности. С помощью средств обучения предоставляется возможность чувственного восприятия (слух, зрение) изучаемых объектов, обучение становится более наглядным, что делает сложный учебный процесс более доступным. Наглядность становится опорой познания и самостоятельным источником информации при усвоении знаний. Использование средств обучения позволяет разнообразить формы и методы проведения занятий, повышает эффективность учебного процесса. Применение средств обучение дает более точную информацию об изучаемом объекте или процессе. Средства обучения выполняют следующие функции: - обеспечивают адекватное отражение действительности - служат самостоятельным источником учебной информации - гарантируют наглядность обучения - дополняют текст или объяснение преподавателя - возбуждают эмоции и интерес у учащихся -создают возможность для возникновения проблемных ситуаций - направляют самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуального стиля работы - позволяют разнообразить процесс обучения - осуществляют контроль и самоконтроль - служат средством управления процессом обучения - облегчают труд преподавателя и учащегося - повышают доступность обучения - воспитывают научную достоверность информации.
Классификация средств обучения
Виды средств обучения достаточно разнообразны. В последние годы получили распространение такие средства обучения как: -тренажеры - учебное телевидение - автоматизированные обучающие системы - компьютерная техника. В зависимости от формы организации познавательной деятельности учащегося различают средства: - для индивидуальной работы - для фронтальной (коллективной) Наиболее распространенной классификацией средств обучения является разделение их по нескольким основаниям: Материальные объекты Знаковые системы Логические регулятивы деятельности. Материальные объекты – это учебное оборудование, демонстрационное оборудование, инструменты. ТСО. Знаковые системы – это учебники и учебные пособия, дидактический материал, карточки- задания, инструкционные карты, опорные конспекты, плакаты, планшеты, схемы и т. д. Логические регулятивы – правила, методы, методики, практические действия, операции, приемы. Наиболее распространенными являются – учебно-наглядные пособия. Учебно-наглядные пособия – это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации учащимся и обеспечивающих формирование у них конкретных образов, предметов и явлений действительности. Все они могут предъявляться как с помощью ТСО, так и без их помощи.
ТСО. Классификация и функции.
Особый интерес среди средств обучения представляют ТСО. Их использование реальный путь повышения качества подготовки в любом виде деятельности. В педагогической литературе имеются данные, что словесный метод обучения имеет КПД в пределах 10%. Использование словесного и наглядного повышает уровень запоминания учебной информации обучающихся до 65%. Технические средства – это непосредственно технические устрой ства, аппараты, кино и диапроекторы, телевизор, видео, магнитофон, видеокамера и т. п. А средства обучения – кинолента, диск, дискета, слайды и т. д. Главная задача ТСО – повышение эффективности обучения. Решить эту задачу можно только при условии, что педагогический работник обладает определенными методическими знаниями и умениями в применении того или иного метода ТСО. Эффективность применения ТСО на уроке можно определить с помощью таких критериев, как Повышение качества обучения Сокращение времени на обучение Таким образом, применение ТСО на уроке не самоцель или мода, это прежде всего связано с повышением качества обучения. В связи с этим уже в стадии проектирования будущих занятий в календарно-тематическом плане определяется выбор ТСО в реализации главной цели – повышение эффективности урока. ТСО необходимо использовать при решении таких вопросов, когда необходимо добиться высокого уровня учебного материала или увеличения его объема за счет сокращения времени обучения.
Методы и методические приемы применения средств обучения.
Средства обучения рассматриваются как обучающее звено между деятельностью преподавателя, направленной на передачу учебного материала с помощь. СО и деятельностью учащихся, направленной на познание учебного материала, воспроизводимого с помощью СО. В связи с этим рассмотрим методы применения СО в учебном процессе.
|