Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роли другого пола (мальчики играют роли девочек и наоборот).
Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепиться в различных жизненных позициях. Содержание игрового процесса — реальные действия, реальные операции деятельности, реальные образы воп~ тщения ее, но в воображаемой ситуации. Дети в ролевых играх производят в своих действиях все, что черпают из окружающей действительности: из книг, из произведений искусства, выражая к этому " всему" свое личностное отношение, которое построено на реальных переживаниях и реальном удовольствии от совершаемых действий. В ролевых играх дошкольники и учащиеся младших классов воспроизводят в иллюзорных, ими же (изданных условиях преимущественно бытовые, общественные и трудовые действия взрослых. В подобных играх дети исполняют роли, пользуясь предметами, игрушками не по прямому их назначению, а по их условному смыслу, стремясь передать их общий смысл. В этом плане ролевые игры служат источником формирования их социального сознания. Игры, в которых дети не примеряют на себя роли, а оперируют с предметами и игрушками, придавая им выдуманный смысл по сюжету игры, называют режиссерскими. Это — разновидность ролевой игры. Участники наделяют ролями предметы, игрушки, развивая сюжет одновременно со многими ролями. Таким образом, в режиссерской игре дети не принимают на себя конкретной роли, а действуют за многих персонажей игрового сюжета. Например, строят запруду на ручье, пускают кораблики, " бомбардируют" их и т.д. Особенно любят играть малыши с сюжетными игрушками: машинами, военной техникой, солдатиками. Замечено, что эти игры привлекают и подростков. В них не менее, чем в ролевых, развивается воображение, ибо игра идет в мысленном или рече-иом плане, но, как правило, присутствуют и действия, и перестановки. В этой группе игр выделяются подражательные. Дети после прочтения книги, просмотра спектакля, кинофильма, телевизионной передачи повторяют их содержание в своих играх. Содержанием игры может стать какой-то случай, поступок, факт жизни. В " Замечаниях на педологическое введение" Н.К.Крупская писала о явлении " повторения в игре": " У ребен-I и громадная потребность в повторных впечатлениях... Пока у Него есть ощущение роста на известных упражнениях, до тех пор он их охотно повторяет..." 3^ Режиссерские и подражательные игры наиболее повторяемые. Дети способны длительное время в одиночку или в партнерстве разыгрывать понравившийся Им сюжет. Это тонко подметил писатель Л.Кассиль в повести " Кондуит и Швамбрания", герои которой выдумали страну Швамбранию и долго в нее играли. К ролевым играм относятся также игры-драматизации, в которых дети и подростки театрализуют жизненные впечатления, разыгрывают литературные произведения (сказки, басни, стихи и др.) либо по текстам, либо произвольно. Театрализованная игра — одновременно и розыг-1 рыш литературного сюжета, и фрагмент детской жизни. Игра-драматизация — форма детского искусства импровизационного характера. Эти игры особенно полезны тем, что развивают об-] разную, выразительную речь. К играм-драматизациям следует) отнести до сих пор популярные среди детей конкурсы веселых и| находчивых. К классу ролевых игр принадлежат игры-грезы, игры " про се-] бя", игры, построенные на воображении. Игры-грезы могут быть реализованы в рисунке. Дети " рисуют" войну, окружающий мир, сочиняя роли изображенным героям, одушевляя рисунок внутренними монологами, диалогами. Существуют игры-грезы, действия которых протекают лишь в воображении, а сюжет на-] веян либо жизненными, либо заимствованными литературным! ситуациями. Л.С.Выготский и А.Р.Лурия игры-драматизации, игры-грез! относили к художественным играм, в которых ребенок играет большей убедительностью, чем актер в пьесе32. Об этом же писал Ф.М.Достоевский: "... игра в войну у молодых людей в рекреационное время или там в разбойники — это ведь тоже зарож-1 дающееся искусство, зарождающаяся потребность искусства в] юной душе, и эти игры иногда даже сочиняются складнее, чем] представления на театре, только в том разница, что в театр ез-1 дят смотреть актеров, а тут молодежь — сама актеры. Но это только естественно" 33. Персонифицированный, эмоциональный] характер детского восприятия находит для себя богатейший вы-1 ход в ролевых играх, затем в драматическом искусстве, которое! дает возможность ребенку проявить себя разносторонне — и Я качестве автора, и в качестве актера, и в качестве зрителя. Н данной группе игр относят импровизационную игру, в которой по предложению ведущего дети публично импровизируют на за-, данную тему, этюд, сюжет. Режиссерские игры, игры-грезы, подражательные, импровизационные игры относят часто к группе художественно-ролевых игр, в процессе которых ребенок проигрывает и, значит, осваивает различные " взрослые" культурные формы человечества и конкретный опыт конкретных людей, которым он подражает. Ролевые игры, будучи основой и источником различных творческих актов, развивают продуктивное воображение детей, помогают накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра — своеобразная школа воспитания свобод- не-о, незаинтересованно-бескорыстного отношения ребенка к миру, которое в свою очередь оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира. В воспитательной практике школ и внешкольных учреждений ролевые игры выступают в нескольких значениях. Во-первых, как автономный вид деятельности. " Педагогическая энциклопедия", изданная в 60-е гг., утверждает: " Дети старшего школьного возраста в ролевые игры, как правило, не играют, но иногда в пионерских лагерях примыкают к младшим товарищам в играх такого характера" 3^. Безусловно, старшеклассники " в дочки-матери"» " в аптеку" или " в магазин" не играют. Но и подростки и юношество играют в ролевую игру длительного характера, под которой мы понимаем синтетическую досуговую деятельность ролевого типа: альпинизм, туризм, ■ ганцы на льду, школьный театр, агитбригаду, школьный кооператив, школьный клуб и т.п. Основой досуга является деятельность, переживаемая как самоценная и самоцельная, насыщенная игровым мироощущением, игровым (ролевым) поведением, игровой символикой. Ролевая игра старших детей противостоит и равной степени рационально-продуктивной деятельности, обезличенной, осерьезненной, выхолощенной, безмотивной и бездеятельной, в том числе " активной" скуке, апатии, что бы сюда ни " закладывалось", — например, общественно полезный труд или Самодеятельное искусство. Высоко оценивая огромное воздействие, которое производит ••нободная игра на формирование у детей умения работать, выполнять общественную деятельность, Н.К.Крупская рассматри- I нала ролевую игру как органический элемент целостного процесса психического развития школьника. Поэтому она прямо I указывала на необходимость ее использования в воспитательной работе, осуждая недооценку роли организуемой игры: " Школа (отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любимой деятельности методами взрослого человека... Тут нужны переходные формы. Поэтому нужно отводить широкое место таким организациям, как организация юных пионеров, способных удовлетворить не изжитую еще подростками потребность в игре" 35. Н.К.Крупская права, и она ведет речь не только о значении " вольной" игры" (термин Крупской) для учащихся младших классов, но и о значении ролевой игры в жизни подростков как наиболее значимой диалектической альтернативы труда, искусства, спорта, как наиболее характерного феномена досуга. В ятих случаях, где ролевая игра была органично сплетена с общественной деятельностью, романтическими моделями пионер Во вторых выступает формой неигровой деятельности Связанной с трудовой деятельностью (моделирование будущих трудовых профессий)
кусств, клуб ледовых инженеров, школьное кафе, юморина, ярмарка талантов и т. п. Игра — неотъемлемая форма детского спорта и физической культуры, которые по своей сути в социально-нормативном и психологическом, смысле родствены ей. В этом виде деятельности детей найдены интересные игровые формы: спортивный аукцион, " Веселые старты", спартакиада, звездный марш-поход, русские народные игрища, конкурс спортивных танцев на льду, малые олимпийские игры, " Спортландия", " Турград" и т.п. Пафос игры, проникнутый чувством бескорыстия, отмеченный своего рода эмоциональным избытком., логично контрастирует с серьезностью производственных отношений во взрослом труде, целевыми установками в профессиональном искусстве и спорте. Можно предположить, что тенденции, ведущие к формированию целостной личности, и общая интенсификация деятельности в будущем приведут к более осознанному и целенаправленному синтезу труда и игры, искусства и игры, спорта и игры, которые, оставаясь специфическими видами деятельности человека, будут усиливать и обогащать друг друга, делать их более комфортными и притягательными для людей. В-третьих, ролевая игра, равно как и другие виды игр, может входить составной частью, элементом в содержание и организацию неигровой деятельности учащихся. Элемент игры — одна из основных частей ее структуры, сторона, признак содержания игры. Наиболее продуктивно в контекст неигровой деятельности входят следующие элементы ролевой игры: Сюжет (сюжетность). К примеру, смотр самодеятельного искусства в школе может проходить как конкурс актерского мастерства, как отбор абитуриентов в театральное училище; отчет перед родителями о работе коллектива класса проводится как телевизионное шоу; факультатив по этике семейных отношений завершается вечером " молодой семьи" и т.п. Роль (роли). К примеру, познавательный вечер, посвященный1 неопознанным космическим объектам, проводимый в форме пресс-конференции с инопланетянами, предполагает набор ролей: инопланетяне, журналисты — представители разных госу-, дарств, ученые различных специальностей, ведущий, переводчики и т.д. Деятельность неигрового характера может включать лишь одну-две роли. На аукционе знаний действуют ведущий аукцион и демонстратор поделок, остальные участники аукциона выступают в ролях покупателей. Игровое действие. Игровое действие — одна из составляющих игровой деятельности, побуждаемая мотивом игры и соотносимая с целью игры. Игровое действие чаще всего есть проба, ориентирующая ребенка в предмете игровой деятельности По теории Гальперина, игровое действие включает в себя ориентировочную основу, процедуру выполнения и контроль за процедурой. В конкретных действиях игры, связанных с выполнением роли, ребенок отражает многие стороны жизни, которые он вне ее мог бы и не заметить. Принимая на себя ту или иную роль, играющий должен действовать так, как этого она требует. В играх, в основе которых лежат активные двигательные действия, у участников совершенствуются естественные движения, воспитываются двигательные навыки, различные физические качества, необходимые в дальнейшей жизни. В игре-драматизации " Праздник Дионисия" 35 (познавательная ролевая игра) игровое действие включает в себя: встречу зрителей; выбор коллегии архонтов из числа присутствующих свободных граждан (жюри); представление из жизни богов и героев (короткие отрывки из мифов); состязания ораторов-импровизаторов на тему " Зачем нужны грекам Олимпийские игры? "; выборы победителя конкурса; награждение победителя " лавровым" венком. К частным элементам ролевой игры можно отнести: язык игры (игровая терминология); игровые (ролевые) звания; игровые костюмы и реквизит; игровая атрибутика и символика (эмблемы, значки, амулеты); состязательная интрига (ее условия); элементы театрализации (световое и звуковое оформление, декорации); игровые приемы деления на команды, жеребьевка; игровые виды награждения (дипломы, медали, кубки, призы, " лавровые" венки; вымышленные единицы победы — " фалды", " балды" и т.п.); ритуалы и церемониалы; игровые приемы подведения итогов и др. В-четвертых, ролевая игра, ее элементы могут быть использованы как побудительное средство к неигровой деятельности (труду, спорту, занятиям искусством и т.п.). Речь идет об использовании ролевой игры или ее компонента для воспитания, поддержания чувств, положительных переживаний, связанных с ролевыми действиями. Игровыми моментами побуждающего характера могут быть ролевые афиши, радиообъявления, письма, пакет, приказ, выступление персонажа книги, фильма, мультфильма и т.п. В данном случае нет развития самого игрового действия, нет собственно игры, есть игровой импульс побудительного характера. Разыгрывая определенные ролевые действия и ситуации, ценные в воспитательном отношении, дети в игровом плане не только переживают события, их волнующие и наиболее им привлекательные, но добровольно, по собственному побуждению вступают в такие отношения с окружающими, совершают такие действия, которые отвечают их эмоциональным потребностям, необходимым для нравственного формирования. Ролевая игра активно влияет на нравственное здоровье ребят, стимулирует их к участию в неигровой деятельности. Существуют, к примеру, игровые приемы коллективной организаторской деятельности: приемы привлечения детей к коллективному планированию (" разведка" интересных и полезных дел, мест, людей; игровая анкета, игровой конкурс и т.д.); приемы самопознания и познания других (игровые тесты, вопросники, приемы социометрии, тренинги и др.); приемы выбора лидеров (открытый микрофон, защита идеи, проекта, реферата, плана); игровые приемы рас-пределения ролей и поручений (считалки, жеребьевки, разбивка на группы по времени года рождения, цвету глаз и волос, на-^ чальной букве имени и т.п.). Использование ролевой игры в воспитательной практике личается большим разнообразием. Воспитательный потенциал] игр данного вида необычайно широк, особенно для детей-дошкольников и учащихся младших классов. Объективное назначе-1 ние этих игр для младших детей — предметное, активное, конкретное освоение действительности. Для них ролевая игра —4 промежуточное звено, которое обеспечивает плавный переход от I собственно игры к неигровой деятельности. Развитие игровой практики детей младшего возраста к подростковому заключает-! ся в переходе от игр с явно воображаемой ситуацией к игре с] явными правилами и скрытой ситуацией. Природа ролевой игЛ ры отражает тенденции к конкретизации " скрытых правил"! (нормы практической акции и поведения взрослого человека! преимущественно в его трудовой и общественной деятельности)! под влиянием реального лица или группы лиц, чью норму пове-1 дения ребенок повторяет в игре. Уже потому ролевая игра важ-1 на не сама по себе, а по тому социальному разряду, который она! несет. Магия ее сохраняется и для подростков, и для юношест-| ва, и даже для взрослых людей в скрытом, трансформирован-] ном " подтексте". Игровые коллизии жизни подчас проступают сквозь траге-1 дию времени спонтанно, выпукло, нарочито, как это было в ав-| густе 1991 г. Создается впечатление, что некий режиссер обстг вил кончину одряхлевшего режима игровыми атрибутами: теат ральными баррикадами, возводимыми почти там же, где и 1905г., не представляющими препятствия для танков; танков Ельцина; странным " арестом" Горбачева; обрядами крещения под открытым небом; цветами в стволах орудий; кирпичами хозяйственных сумках пожилых женщин; молодыми людьмр играющими в войну, и профессиональными военными с оружр ем в руках — все это на фоне мелодий тяжелого рока создавв игровую ирреальность событий, образ странной игровой тусоь ки. И вместе с тем это была концентрированная, хотя и смеще* ная под определенным патриотическим углом, реальность, демонстрирующая новые грани жизни, процессы, ранее скрытые от глаз, где метафизика человеческой сущности обрела непредсказуемую для власти энергетику игры-протеста, игры-предостережения.
Следует выделить несколько функциональных особенностей и назначений ролевой игры в системе иных детских игр: 1) Функции данной игры заключаются в том, что позволяют
2) Общение детей в ролевой игре непосредственно, органично, естественно. Взаимодействие и подчинение их друг другу протекает в ролевой игре без принуждения. Система разнообразных ролевых игр обеспечивает разнообразие ролей-позиций в игровой деятельности, которые дети переносят в жизнь.
3) Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков не привычно, а в изменяющейся и неожиданно складывающейся обстановке. Это дает возможность совершенствовать личностные качества и навыки
4) Воспитание дисциплины через проявление упорства в правилам, иначе можно проиграть. При этом Чем сложнее игра по своей структуре, тем больше дисциплины она требует от участников. Уже потому она для детей — жизнь, в которой процесс их самовоспитания необычайно активен. Увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности. ПРИМЕР С НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ И ИГРОЙ В ВОЛШЕБНУЮ САЛФЕТКУ 5) Воспитательные результаты, достигаемые при помощи В этом плане важно акцентировать внимание детей на результатах, достигаемых в игре, т.е. создавать положительное отношение к содержанию выполняемых ролевых действий и их реальных результатов. 6) Развитие коллективных отношений через игровой коллектив, в котором развивается ролевое взаимоотношение, переносимое в жизнь
Ролевая игра " вне себя" и " про себя" необычайно живуча. Ее двуплановость, присущая драматическому искусству, проявляется в том, что с одной стороны, играющие выполняют реальную деятельность, осуществление которой требует конкретных действий, связанных с решением конкретных задач, с другой стороны, многое в этой деятельности носит условный характер, что способствует отвлечению от реальной ситуации с ее вечной ответственностью, обязанностями и привходящими обстоятельствами.
|