Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом,,к наиболее общим и важным признакам природы игры относятся роли играющих,через которые дети обеспечивают динамику игры. 4 страница
следовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы (фабулы) игры. Сюжет — содержательная канва игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нем условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределенность, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную вовлеченность, различные психические побуждения, востребованные или не востребованные культурой. В различные исторические периоды жизнь " подсказывает", предлагает разные сюжеты ролевой игры. Дети играют в человеческий уклад, быт, труд, конфликтность, героизм и, как мы отмечали выше, даже трагедии.(]В этом плане показательна эволюция детских ролевых игр. Сюжетами игр детей дореволюционной России были игры " в крестьян и барина", в семейный быт, охоту, уход за животными, в земледельческий труд, торговлю, войну и т.п. После революции сюжетами игр были темы гражданской войны, подполья, исторического прошлого. В первых номерах журналов " Барабан", " Вожак" мы встречаем такие игры, как " Бой за Петроград", " Махновцы и командарм Дыбенко", " Тайное собрание". В 30-е гг. — годы " напряженного бытия" — дети играли " в расстрелы в затылок", " в аресты и допросы врагов народа" и одновременно " в папанинцев", " подвиг челюскинцев". В годы войны дети, находившиеся в Майданеке и других лагерях смерти, играли " в крематорий", " в виселицу", а в тылу — в подвиги Мат-росова, Гастелло, Космодемьянской, " в партизан". Дети Ташкента играли " в землятресение", т.е. в человеческую трагедию. Писатель Евг.Богат отмечал, что в детской игре мир отражается, как в сложном волнистом зеркале или в разбитой веслом воде: одновременно странно и точно, незнакомо и узнаваемо. О^ ражается не только видимое, реальное, но и сама нравственн атмосфера жизни. Значение ролевой игры в том и заключается что в рамках привычного труда, быта, деятельности обществен ных и гражданских институтов не всегда и не все человечески качества ребенка могут проявляться свободно и открыто. Огром ный слой мотивационных качеств и способностей, включенны в потенциал человека, в условиях нового быта, преобладани информационного над эмоциональным регламентом общения т.п., выходит из употребления. Психические побуждения у де тей начинают принимать антисоциальный характер. Подпитан ные сюжетами кино, дети играют даже в культ насилия. Если 60-е г. дети играли в суперменов " Великолепной семерки" ил агрессивную фантазию Фантомаса, то в 90-е г. они играют в ге< | роев американской масскультуры, в мир разрушенных контак-| тов человека. И.А.Духанина, учительница I класса СШ № 2 г.Липецка, ис| следовала сюжеты ролевых игр своих учеников и установила, что мальчики после уроков (даже на переменах) играют " в ков боев, рэкетиров, суперменов". А девочки, как это ни покажется, странным — " в членов правительства и парламент", принимают указы, запрещающие войну, и т.д. И это первоклассники 90-х годов. Таким образом, роли и ролевые ожидания питаются в играх данного вида разнообразием сюжетов окружающей их противоречивой жизни. Сюжеты ролевых игр дошкольников — ведущей их деятельности — построены на узнаваемой фабуле: сказке, мультфильме, детской книге, окружающем семейном быте, профессиях родителей и т.д. Сюжеты младших школьников сложнее, в них уже присутствует динамика человеческих проявлений. Игра становится, скорее, компенсацией, все иные функции элиминируются. Дети играют в профессиональные, социальные отношения людей, в подвиги и приключения. Подростки тоже не исключают ролевую игру из контекста своей жизни. Сюжеты их игр — это подлинная окружающая действительность с элементами романтики, риска, опережения, даже нарушения пра-новых и моральных норм, агрессии без корыстных мотивов. Подростки конструируют ролевые игры часто на фокусе " возмущения среды" (робинзонада, поиски, погоня, опасность, новизна нпечатлений и др.). В своих играх они спонтанно провоцируют окружающих на конфликт, чтобы проявить самообладание, смелость в глазах окружающих. Сюжеты их игр отражают экстремальность, проверку существующих порядков в игровом действии, границ возможного. К наиболее распространенным сюжетам игр детей школьного возраста можно отнести: созидательные сюжеты (строительство землянок, плотин, " города", создание школьной фабрики, театра и т.п.); сюжеты поиска и открытия (" экспедиция", " путешествие", " полеты в космос" и т.п.);
сюжеты связанные с романтикой профессий (в школу в магазин, в геологов в моряков и т.п.); военные и военизированные сюжеты (игры партизан", " в ОМОН" и т.п.); сюжеты, связанные с искусством (игры " в киностудию", " в цирк", " в театр"); этнические и сказочные сюжеты (игры " в индейцев", " в папуасов", " в Нептуна", " в Робин Гуда", " в Робинзона"); фантастические сюжеты по мотивам книг, фильмов и т.п. Сюжеты ролевых игр стареют, теряют свою притягательную силу. Поиски новых сюжетов — это поиски новых путей в мир игры. Поскольку ролевые игры копируют взрослую жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт общественных отношений модей, опыт социальных переживаний. Переживания детства 'тсто остаются на всю жизнь. Ролевая игра сильна тем, что основана на трудовом усилии, движении, интеллектуальном на- пряжении. Впоследствии она постепенно перерастает в работу, в серьезную деятельность. Недаром считается, что хорошая игра похожа на хорошую работу и наоборот. Приходит время, когда I целевые установки игры перестают активизировать ребят и воз- I никает необходимость заменять их установками общественной работы, полезного труда, спорта и т.д. Возникая как особая 1 форма удовлетворения потребности ребенка в совместной жизни] со взрослыми и сверстниками, ролевая игра своими сюжетами I преобразует эту потребность в форму-деятельность, чаще всего I общественно значимую. Иногда асоциальную. К признакам ро-1 левой игры относится наличие ролей или роли.,; как в театре. ] Разыгрывать ее ребенок будет не по готовому тексту пьесМ и не| по режиссерским замыслам, а сам, творчески придумывая ее| развитие в ходе игры. Содержание роли — основа ролевой игры. Об этом писал русЛ ский физиолог академик И.М.Сеченов: " Свою особу он (ребе-1 нок — С.Ш.) ассоциирует со всеми проходящими через его соз-1 нание героями и со всеми их свойствами, сначала, разумеется,! чисто внешними... Сливая себя с любым образом, ребенок начи-1 нает любить его свойства, а потом путем анализа любит, как го-1 ворится, только последние. Здесь вся моральная сторона челове-1 ка" 30. Любая роль в игре содержит открытые или скрытые правила. Подчинение им связано с/принципом удовольствия, что и составляет главный, сущностный момент ролевой игры. Ролы есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно^ по жребию или по воле случая. Она становится для ребенка его] новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять или сыграть те или иные роли свойственно активной натуре детей. Роль, которую играет ребенок, часто соответствует его идеалу^Я потому любое требование, если оно входит в структуру идеала^ им принимается. Смена ролей в игре есть смена мотивов. Установлены следу кн щие разновидности ролей, которые принимают на себя деты учащиеся в ролевых играх: роль конкретного взрослого — известного деятеля, героя фильма, книги (Чапаев, Чкалов, Зорге, Гагарин); роли-профессии обобщенного типа (летчик, моряк, офицер космонавт, продавец, учитель, актер); роли детей — популярных героев книг, фильмов, телепередач (Тимур, Гаврош, герои х/ф " Неуловимые мстители"); этнографические роли (индейцы, дикари, поморы); семейные роли (отец, мать, сын, дочь); роли сказочного, карнавального характера (Дед Мороз, Нептун, волшебник, пират, леший, Баба Яга); роли животных (собака, кошка, лев, лошадь);
|