Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью запасного, зрителя, пассивного лица,участвующего в игре косвенно.
В психологии, по мнению А.Н.Леонтьева, различают ролевое запрограммированное поведение личности и поведение личности как индивидуальности. С некоторой условностью можно сказать, что роли определяют " фасад человеческого поведения". Досуг активно выявляет истинный образ ребенка, его индивидуальность. Сущность образования, в том числе в системе организованного досуга, и есть создание, формирование образа человека, а образ — это обнажение того, что максимально захватывает, интересует людей, общество.
Ребенок — часть природы, и сама природа существует и развивается по законам гармонии. Исходя из объективного социо-генезиса, можно понять истинную миссию ребенка в жизни, а значит, и цели его воспитания, и саму концепцию воспитания, Великая идея всестороннего.(разностороннего) и гармоничес Социоцентризм во все времена был порождением режима, " истины" которого выводились из господствующих норм, при которых человек принадлежал системе, а не система существовала для человека. Генезиса личности не существовало, значит, ценным и нравственным признавалось лишь то, что соответствовало мойополитике, моноидеологии* монодосугу. Значит, педагог и воспитатель длительно были проводниками моносистемы. Уже не раз проводилась связь между образом школы и образом армии, в которых индивидуализм и нон-конформизм не только не считались ценностями, а просто уничижались. В школе — заданные обществом роли " директор", " завуч", " учитель", " классный руководитель" и " ученики". В армии — " командиры" и " солдаты". Субординация отношений, жесточайшая иерархия в одежде, прическах, безликая страсть к гигиене, внешней чистоте, " казарменной" эстетике в армии и школе были почти идентичны. Схоже и отсутствие ролевого общения, которое и там и там было заменено на идеологическое (или иное) общение, т.е. отсутствие человечности/ В отечественном народном образовании длительно существовала официальная установка на главейст'Вующйй первичный коллектив — учебный или политический, в ротором круг ролей был заданным и узким: ученик (отличник, хорошист, " сред-няк", неуспевающий); пионер-комсомолец (с поручениями и без поручений); член какой-то общественной или приятельской группы (лидер или подчиненный) и т.п. Принадлежность к досу-говым объединениям не оценивалась и Не учитывалась. Более того, существовала узаконенная " ревность", неприятие права ребенка входить в какие-то клубные или иные объединения и группы внй школы. Предполагаем, Что именно отсутствие богатого ролеврго общения в досуге приводило и приводит молодых людей к катастрофам в армейской жизни и в жизни " на выезде", в рабочих Общежитиях. Вне досуга практически школьник не может стать коммуникантом. Именно досуг обеспечивает разнообразие социальных ролей, положений, обусловленных ценностями, принятыми- в них. Досуговые роли — это объективная
миссия ребенка в жизни, его ожидания и требования, идеалы и нормы поведения, соответствующие ролевой деятельности. Генеалогический анализ организованного досуга детей свидетельствует, что он обеспечивает возможностями быть готовым к выполнению системы социальных ролей в жизни: первоначально в собственной и будущей семье (сын, дочь, родственник, супруг, супруга, отец, мать); далее в разнообразных " коллективах действия": профессионально-трудовых, экономических, учебных, управленческих, ко-иммуникативных, воспитательных (лидер, руководитель, подчиненный, сотрудник, клиент, воспитатель); в перспективе в общественных коллективах: национальных и интернациональных, политических, религиозных, правовых, патриотическо-градеданственных, экологических, досуговых и т.д. (роли творческие, сотворческие, исполнительские и др.); выход на геосо! |Жальные, интернациональные роли в масштабах всего мира; изначальное исивлнение ролей в сфере " я сам" как реализация субъективно-материальных потребностей учения, труда, досуга, творчества, самовоспитания в пснхосаморегулятивной и целеутверждающей сферах деятельности. Школьник входит в игровой, досуговый образ очень сильно, срабатывают и магические " как будто бы", и желание выразить себя публично, и стремление постигнуть краски принимаемого образа, пережить все ролевые перипетии в процессе общения. Ребенок вступает в такое общение, тем более если оно на игровой, театрализованной основе, уже как бы раздвоившись со своими ценностями и представлениями о мире и с принятыми в маске-образе, маске-роли качествами, которые остаются в его сознании, в его опыте. Досуговое, игровое общение детей, молодежи — это часто ла Амплуа — буквально сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным актера. Социальное амплуа школьника также может зависеть от его самобытности, а может быть деперсонифицированной его оценкой, идущей не от личности, а от безличности индивида. Н.Хренов пишет точно: " Маска — выражение деперсонифицированной сущности персонажа, или персонажа как " хомо социологикуса" ^. Актер несет маски (амплуа) трагика, комика, героя, инженю, простака, травести и т.п. Школьник в досуговой среде сверстников или тем более в разновозрастной среде выражает огромное количество масок. Еще Я.Корчак отмечал, что ребенок — актер с тысячью масок. Но маска, принимаемая надолго, уже способна отразить социальный тип ребенка, персонифицированную личность. Навязанная досуговая маска вырйякает отношение к школьнику, это уже образ, возникший в сознании той или иной социальной школьной группы и спроецированный на конкретного индивида. Группа или ее сильный лидер хочет видеть индивида именно таким. Хотя чаще всего такая проекция не отражает истинной сущности школьника как социального персонажа. Коснемся вновь понятия " роль". Любая досуговая, особенно игровая деятельность насыщена ролями. Но это имитированные роли — маски водящего, ведущего, судьи. Или конкретные роли, к примеру, игры " в сыщики-разбойники", где действуют сыщик, вор, судья, палач и др. Досуговые роли не есть социальные роли. Роль в социальной психологии — социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ (образ) поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе межличностных отношений в обществе, группе, компании. Развитие личности, с точки зрения Дж.Г.Мид — американского социолога и психолога, автора интеракционизма, — происходит в процессе взаимодействия с другими людьми, обмена символами, важнейшей особенностью которых признается способность человека принимать роль другого как партнера по общению. Ученый решал два вопроса, относящиеся к теории ролей: возникновение и функции социально отраженного поведения и социального контроля. Кроме Мид теорией ролей занимались Джемс, Холл, Болдуин, Дьюи, Бинэ и Блондель, Линтон и другие. Родоначальником экспериментального изучения личности как совокупности ролей считается Д.Морено. Различие понятий статуса и роли, где роль является связующим звеном между индивидуальным поведением и социальной структурой, сделал известный антрополог Р.Линтон и социолог Т.Сарбин. Диапазон и количество досуговых ролей зависят от многого: от содержания досуговой деятельности, от претензий, интересов каждого индивида, от своеобразия социальной группы детей, их отношений, от творческого потенциала лидера, руководителя досуговой деятельности или объединения и т.п. Практически почти в любом случае школьники выступают в двуедином образе, вбирающем в себя их объективный статус и ролевую сущность игровой маски, хотя имеется и нечто третье. Известный театровед М.Левидов под театральной маской подразумевает следующее: "... это сгущенный, сконденсированный и сконцентрированный быт эпохи, процеженный через сито моральной тенденции" ^5. Но и досуговая, игровая маска есть синтез черт, " процеженных через сито эпохи", хотя и заданных сюжетом досугового действия. Дети — участники активной коллективной игровой деятельности — принимают к исполнению досуговые роли по-разному. Можно вычленить несколько подходов: 1-й подход. Роль навязана группой неформального общения или ее авторитетным для большинства членов группы лидером. 1)то, пожалуй, конформная игровая роль. Ребенок, подчиняясь коллективному мнению, воздействию, берет ее как уступку себе. Его признали пусть в такой, не всегда позитивной для него роли, и он этому благодарен, ибо входит вместе с ней в сообщество сверстников. Обычно это " обслуживающие роли". Младших допускают подавать мячи из-за ворот, готовить площадки, убирать место встреч, бегать в магазин, приносить воду. Иногда их берут в игру или иную досуговую забаву, заменяя кого-то. Это уже доверие, проверка. Такая роль обусловлена коллективным восприятием индивида. 2-й подход. Школьник захватывает роль, которая ему нравится, соответствует его статусу, его интересам. Обычно так поступают активные или агрессивные натуры. Они могут лидировать в иной деятельности, недосуговой, быть для других авторитетом в чем-то. Можно назвать такую роль рефлексивной. 3-й подход. На роль избирается тот, кто владеет либо каким-то игровым аксессуаром (гитара, транзистор, мяч), либо даже костюмом. Это, скорее, репрезентативная роль. 4-й подход. Демократическое решение коллектива, кому какая роль достанется. Это наиболее часто используемый подход, особенно в коллективе, где сложились нормальные межличностные отношения. Роль в этом случае достается по свободному выбору. Назовем такую роль выборной. 5-й подход. ^Наконец, школьник получает роль в силу своей яркой индивидуальности. Досуг школьников все-таки не внеин-дивидуальная стихия, и каждый — живое лицо со своим набором и богатством социальных черт. Сверстники выбирают его (ее) на роль именно по причине той индивидуальности, что соответствует роли, характерности амплуа, " жанровости фигуры", устоявшемуся социальному ее содержанию. В этом случае маска — это социальный символ, своеобразные олицетворение идеалов окружающих сверстников с установкой на уровне принятого школьниками образа. Организованный досуг детей будет служить целям демократии, если станет системно-ролевым, ибо дети всегда принадлежат к разнообразным социумам(школа — класс, двор — улица, дом— семья, клубы — любительские объединения, временные — постоянные социальные общности приятелей и друзей и т.п.). Особенно важно то, что в условиях организованного детского досуга, разнообразных игр, практически не поднимается вопрос о способных и неспособных людях. Так возникают объективные условия многоролевой игровой (досуговой) практики с правом свободного выбора ролей, включающих ребенка в систему разнообразных социально ценных отношений.
|