![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем 4 страница
Многие игры детей, подростков и юношей отличаются прежде всего коллективным характером, реже бывают единичным актом и потому несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. Коммуникативные связи игры-досуга очеловечены культурой и носят ярко выраженный социальный характер. Стало быть, игра-досуг заключает в себе извечное начало общности — диалектику общения, ее внегенетические формы социальных связей, соци альных ситуаций совместимости, совокупности, контактности. Общение, рождающееся в игре-досуге, обусловливает становление, развитие разных актов культуры. Игры формируют и ребенке и сохраняют у взрослого человека такие привлекательные социальные черты, как обаяние, непосредственность, общительность. Е> игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Это и есть, очевидно, то главное, что создается в процессе игры" -Известно, что ценность игровой идеи и преодоление противоречий и конфликтов способствуют развитию коллектива. Поскольку игры часто конкурентны, каждый из игроков свобод-но и независимо в рамках правил ищет и принимает оптимальные решения, что и делает их коммуникативной формой взаимодействия детей. В игре каждый из участников может полностью использовать свой личный творческий деятельностный потенциал, а ее правила позволяют гарантировать устойчивость общих интересов, сохранять целостность игры. Положение ребёнка " вне игры", его неприятие играющими или изоляция — Очень тревожный симптом. Таких детей необходимо брать под особый контроль. Коллективный опыт игры уходит в опыт трудйвых, иных коммуникативных связей социальных коллективов. 5. Диагностическая функция игры Диагностика — способность распознавать, процесс постановки диагноза. Диагноз — определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонений в поведении ребенка и вместе с тем в нормативном поведении. Игра обладает предсказательное тъю, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя н игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое " поле самовыражения". Игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное, свидетельствует о том, что дети могут быть неблагоразумны, шумливы, озорны, конфликтны, дерзки и т.п. Учебная деятельность детей выстроена как авторитарно-императивный процесс, рассчитанный на послушание, благоразумие, дисциплину, она до сих пор сохраняет эту сущность. Дети либо принимают " правила" этого процесса и приспосабливаются к нему, сдерживая чисто детские импульсивные реакции, эмоциональные отражения. ИМ| хочется смеяться, двигаться, кричать, т.е. естественно реагировать на дидактические раздражители, но, поскольку это осуждается, они загоняют эмоциональные порывы новнутрь, " делают вид", испытывая от этого унижение и раздражение, либо проявляют строптивость, протест, даже дерзость. Как в первом, так и во втором случае желание познавать, учить
ся часто приглушается императивом, сдерживается. Вместо то [ Для педагогов |И воспитателей игра — законный и наиболее удобный метод диагностики детей еще и потому, что игра — форма их поисково-экспериментального поведения. Известно, игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). " В каждой хорошей игре, — писал А.С.Макаренко, — есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли... Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра... Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре" 7К В этом известном положении Макаренко прослеживается мысль об игре как методе диагностики ребенка. " Рабочее усилие", " усилие мысли", как мы отмечали выше, идут на максимальности, на " пределах" возможного, уже потому в играх наглядно видно, что берут дети от жизни, чего им недостает, над чем следует потрудиться воспитателю. 6. Игротерапевтическая функция игры Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к больньш детям и детям, имеющим неклинические отклонения в здоровье.! Игра дала " второе дыхание" принципу мобилизации, открытому И.П.Павловым. В реабилитационной практике (лечебной и педагогической) появляется игротерапия, способная " развернуть" сознание реципиента. Известный американский психотерапевт С.Р.Слевсон один из первых применяет игровую терапию в работе с подростками девиантного поведе
ния, дающую серьезные результаты. Слевсон разработал концепцию " абсолютной любви" и создавал игры на принципах " вседозволенности", " всепрощения", " разрешения", на чем, собственно, и построены детские игры. Опираясь на вывод Э.Берна: интенсивнее всего играют люди, утратившие душевйое равновесие, А.С.Спиваковская, патопсихолог, разрабатывает игровую терапию с позиций отечественной теории детской игры, исследуя формы Детского аутизма1*0. Игротерапевты используют игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений (куклотерапия), для одобрения и ободрения ребенка. Согласно идеям М.Лацаруса- Ъг Д.Патрика, которые считали игру не столько компенсаторной, сколько " уравновешивающей" *^ патопсихологи, практические психологи и педагоги используют игры для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Лечение игрой (р1еау1Ьегару) — серьезная перспектива лечебной педагогики и обычной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении. Дети сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, боязни, эмоционального напряжения. К примеру, те же считалки, дразнилки, страшилки, говорилки и т.д. являются трансляторами, с одной стороны, культурной традиции, с другой стороны, мощным средством игротерапии. Игра стимулирует в ребенке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Природа специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя, развивать жизненно важные органы и функции. Оценивая терапевтическое значение игровых сеансов, Д.В.Эльконин пишет: " Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взаимен отношений принуждения и агрессии приводит в конце концов к терапевтическому эффекту" *2. Игротерапевтическая функция игры включает в себя релаксационную функцию, т.е. снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного Нагрузкой на нервную систему, к примеру, активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями и т.п. Существующие способы влияния на детей условно принято делить на способы " извне" и " изнутри". И те и другие могут создавать оптимальные условия для формирования личности ребенка. Игровое " изнутри" отличается тем, что создает ситуации выбора лично ребенком всего, что необходимо делать. Ценнейшее свойство игры — вызвать эти усилия к деятельности. В настоящее время разработаны игровые психотерапевтические тренинги, специальные развивающие, уравновешивающие дидактические игры, рукоигры. Для больных детей изобретаются " поющие кровати", куклы, которые умеют все делать, игрушки, восстанавливающие многие нарушения здоровья. К йг-ротерапевтической функции близко примыкает функция кор-рекционная. 7. Функция коррекции в игре В ряду важнейших функций игры выступает и ее психокор-ректирующая функция. Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. В психологической литературе детские игры, игровые этюды и упражнения, игровые сце-^ нарии для импровизации детей носят следующие названия: иг-ротерапия (С.А.Шмаков, Н.Я.Безбородова); психогимнастика (М.И.Чистякова); игровая психотерапия (Дж.Морено, который обозначает данный метод как аутопсихотерапевтический)*3. Названные методики представляют собой курсы, тренинги, специальные занятия, упражнения, программы игр, игровых моделей, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка — как эмоционально-личностной сферы, так 'и познавательной и двигательной. Психологи первыми посмотрели на игру как на средство про^ явления, раскрытия потенциальных возможностей ребенка, распознания правильности развития его психических процессов и нравственных качеств. Они первыми признали игру как метод познания ребенка и как метод коррекции психического развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, М.И.Чистякова и др.). Опрос 400 воспитателей детских садов, учителей начальной школы, учителей-предметников показал, что большинство опрошенных (96%) не придают должного значения психической коррекции И практически не используют игру в этом направлении, коррекционная работа еще слабо сопутствует учебно-воспитательной, цсихолого-профилактической деятельности. Поскольку основным назначением игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача, решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затрудне
пий, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. Игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные. Переход от индивидуальной жизнедеятельности к социально-ориентированной происходит потому, что детские взаимоотношения возникают в процессе самой деятельности и разыгрываются" в связи с ней, когда один ребенок начинает в качестве предмета потребности рассматривать товарища-партнера. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если все дети усвоили фабулу, сюжет и правила игры, если каждый участник игры хорошо' знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если^процесс и цель игры объединяют детей, создают условия согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике уже потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, утомляемость, застенчивость, истощае-мость, конфликтность, агрессивность, капризность и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные формы взаимодействия в группе. Кроме того, в связи с социальным напряжением в обществе, конфликтами в семье, экономическими проблемами резко увеличилось количество детей с.юркими задержками психического развития, нарушениями характера, неврозами и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на грани здоровья и психической болезни (пограничные нарушения). Дети с такими нарушениями воспитываются в обычных детских садах, учатся в обычных детских школах, значит, их наставники должны владеть приемами психопрофилактической коррекции. Это важно еще и потому, что дидактические и психические нагрузки на детей растут, а возможностей для отдыха, эмоциональной и двигательной разгрузки становится все меньше. Все это усложняет взаимоотношения детей в учебном и неформальном общении. В последнее время наряду с понятием " здоровый ребенок" все чаще можно услышать понятие " нервный ребенок". Нервность в детском возрасте — это проблема, волнующая не только родителей. Настало время, когда забота о психическом здоровье детей должна не на словах, а на деле найти свое место во всей педагогической работе с детьми. Сохранение и укрепление здоровья ребенка являются, в конечном итоге, главными и основными задачами школы, семьи, общества и государства. Об этом должны помнить и родители, и специалисты, работающие с дошкольниками, учащимися младших классов и подростками. В связи с тем, что основная непосредственная причина нервно-психических заболеваний, " пограничных" психических состояний и отклонений в поведении детей кроется в контактных нзаимоотношениях, коррекционные игры способны оказать по
мощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе. В основном это переживания, возникшие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, ркованности и нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства. Мы " '«читаем/ что использование игры как средства психокоррекции необходимо чаще применять в работе не только с аномальными детьми, но и с нормальными, в играх с которыми эта функция использовалась слабо. Наш небольшой опыт подтверждает наибольшую действенность психокоррекции детей в игре в сравнении с другими средствами психокоррекции, ибо психические свойства личности — сфера наиболее тонкая, требующая адекватных способов вторжения в нее. В этом плане игра — способ универсальный и очень резулб-тативныи64. 8. Развлекательная функция игры Объективно — это основная функция игры. Развлечь — означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям, опосредованно приобретенным индивидуальным опытом; /развлечь — это, во-вторых, организовать проведение веселого, приятного времени (времяпрепровождение); в-третьих, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести индивида на занятия, которые способны захватить его целиком. Развлечение — это влечение к разному, разнообразному, это в конце концов разные интересы человека. Поскольку влечение — психическое-состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизация личности, реализация уровней ее притязаний. " Мне вспоминается разговор с(Василием Александровичем Сухомлинским, — пишет В.А.Караковский, — которой состоялся в январе 1970 года. Он сказал тогда: '" Наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит не на уроке, как думают большинство учителей, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий, игры" *5. Влечение в играх — явление преходящее, поскольку представленные в нем потребности могут угасать, могут осознавать
ся, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию. А.Фромм, один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии, пишет: " Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра — то же, что работа для взрослых, и то и другое в равной мере плодотворно" 56. -1 Он полагает, что, играя, дети прежде всего учатся, затем уже развлекаются, а это одно из самых полезных занятий*7. Опираясь на теоретические принципы исследования человека как " субъекта жизнедеятельности" (К.К.Платонов, Б.Г.Ананьев, Д.Н. Узнадзе, К.А.Абульханова-Славская, Б'Ф.Ломов и др.), исследователь С.В.Григорьев рискнул преобразовать традиционную - психологическую постановку проблемы игры: идти не от роли игры для развития отдельных психологических способностей, а от целостной личности к особенностям ее самовыражения и развития в игре на всем протяжении жизненного пути человека*5. Выборка исследования Григорьева включает 117 " игровых биографий" из 800 информаторов, проживающих преимущественно в сельской местности разных регионов страны (от 45 до 102 лет). Ценность этой работы заключается в том, что условия жизни всех респондентов были связаны с ранней отечественной г игровой культурой и данными, полученными в фольклорно-эт-нографических экспедициях. Два вывода Григорьева особенно любопытны. Первый вывод: респонденты свидетельствуют, что игра как развлечение действительно одно из самых полезных занятий: обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; дает общую удовлетворенность жизнью; снимает психические перегрузки;, учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие и т.п. Второй вывод: воспроизводство игровых традиций своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций " по наследству". Игра — единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра — стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Развлечение в играх — это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. •-
Если из общего социума вычленить детский, то его сущность можно выразить простой формулой^дети должны жить счастливо и весело. Об этом авт-оритетно писал английский философ-просветитель Дж.Локк (1632-1704): " Развлечения так же необходимы, как труд и пища. ..А , Г Но развлечения невозможны без удовольствий, которые не всегда зависят от разума, а чаще от воображения; поэтому наДо позволять детям не только развлекаться, но и делать это так, как и^ нравится, если только эти развлечения невинные-и не могущие причинить вреда их здоровью. В этой сфере, когда они придумывают какой-либо способ развлечения, не следует их связывать запретами. Впрочем, я думаю, что при хорошо поставленном^ воспитании у детей редка будет возникать необходимость просить о подобной свободе. Нужно заботиться, чтобы оци всегда делали с удовольствием то, что для них полезно" 55. '^ Бесспорно, существуют и другие воспитательно-развлекающие функции игры, связанные с познанием мира, с учебной деятельностью в целом, с развитием психических процессов, с физическим развитием ребенка, с воспитанием нравственных качеств, с организацией отношения к неигровой деятельности и т.д. и т.п.
Демократические преобразования, масштабные и противоречивые, привели к кардинальной смене парадигмы досуга — игр людей, в том числе детей. Много лет находящийся под контролем идеологической цензуры, под прессом запретов и предписаний, досуг как часть этноса возвращается к людям со своим вечным потенциалом саморазвития, разнообразием и плюрализмом форм и содержания, недеформированными идеалами и ценностями. Раскрепощение гармонических начал досуга идет в двух направлениях. Первое отражает освоение ребенком окружающего мира — игровой деятельности, ее разновидностей. Второе — оценка себя, отношение к самому себе в сфере игры как таковой. На стыке этих направлений рождается самотворчество, проявление творческих дарований детей и весь ансамбль неформальных отношений, который К.Маркс назвал сущностью человека.
ПЕРЕДЕЛАННЫЙ С ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГЛАВА II ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ^ § 1. Обзор теорий происхождения игры Попытки разгадать " тайну" происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам появления игры концепций очень широк и уже рассматривался в оте-чественнои философской и иной научной литературе. Выскажем кратко свою позицию по данному вопросу, ибо до сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения — от полного отрицания социальной, воспитательной роли игровой деятельности до крайнего ее преувеличения и даже абсолютизации культурного значения игры. Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточением общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют играм, и потому Ф.Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих досугов человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал. Античный идеал — совершенство, единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Ярчайшим образцом^ организованного досуга следует считать рожденные в Древней Греции Олимпийские игры, на период которых, как известно, прекращались все войны, устанавливалось перемирие, узников отпускали на поруки, никто не мог быть арестован, все имели право на участие в великом празднестве спорта, искусств и ремесел, на участие в самых разных игровых состязаниях. Игровая практика, по мнению многих, олицетворяла переходность жизни. Об этом пишет М.Эпштейн^, считающий игру явлением промежуточным, процессом, в котором чередуются противоположные состояния и в котором постоянна лишь сама перемена. По его мнению, игра промежуточна и в более глубо
ком смысле — как проявление неполного совершенства субъекта деятельности: " низшие существа (амебы) и самые высшие (боги) не играют" 2. Но мы знаем, что усложнение орудий труда вытеснило детей из трудовых процессов, и игра из религиозно-эстетических ритуалов стала ■ собственно игрой для детей. Активизация высших духовных усилий породила особую форму самоцен ности — просвещение. В этом плане игра становится средством просвещения, приобщения к культуре, передачи знаний. На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый об щественно-культурный смысл. Многие исследователи игры связывают ее происхождение с религиозной культурой, к примеру, народные и праздничные игры, сохранившиеся в духовной жизни людей, возникшие из языческих религиозных обрядов^ П.Лавров, — русский философ, социолог, публицист (1823-1900), в работе " Переживания доисторического периода" указывает на прямую связь забав с религиозным творчеством3. Эту точку зрения в определенной степени поддерживают Хёйзинга, Мазаев, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов, Добринская и другие. Не вызывает сомнения, что многие игры, особенно народные, обрядовые, праздничные, возникли из языческих религиозных актов. Это подтверждает Платон, обожествляющий игры, считающий их привилегией богов. Известно, что именно игры в древнем мире были сосредоточением общественной, религиозно-политической жизни. Древние греки верили, что боги не только покровительствуют играм, но и фактически в них участвуют, именно поэтому на период Олимпийских игр устанавливалось всеобщее перемирие. Именно поэтому, к примеру, императоры Древнего Рима, Китая лично открывали Игры, принимали в них непосредственное участие, понимая, что спортивные состязания, военные парады, бои гладиаторов, соперничество в сфере музыки и танцев демонстрируют мощь государства, авторитет его правителей. Справедливо замечание Хёйзинга о том, что люди древних культур " играют порядок природы", культуру религии, запечатленную в их сознании. Однако с утверждением христианства церковь проявляла к играм как таковым враждебное отношение. Считалось, что природа человека греховна изначально и свободное развертывание ее сил и потенций могло бы привести к усилению греха и порока. Стоглавый Собор уже в XVI в. осудил скоморошьи потехи. Скоморохи — странствующие актеры Древней Руси — выступали как певцы, музыканты, акробаты, дрессировщики, исиол
нители сценок на бытовые темы, острословы, затрагивающие в своих куплетах, репризах и церковь и власть имущих. Скоморохи выступали и как организаторы народных игр, гуляний. Это были, очевидно, первые " массовики-затейники". Выступления скоморохов известны с XI в., особую популярность они получили в ХУ-ХУ1 вв. Причина неприязни к ним церкви понятна. В противовес играм, выполнявшим священную функцию, игры скоморохов, их медвежьи потехи, построенные как сатирические сценки, будили протест, разрушали психологию послушности, воздержания. При царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. " игровые бесчинства" были просто запрещены. Не потому ли в допетровскую и послепетровскую эпохи народная игровая культура резко оскудевает. Зато при Петре I активно вырос аристократический, европеизированный досуг: ассамблей, маш-керады, карнавалы, фейерверки. Первые петровские полки имели название " потешные полки" и предназначались для военных игр юного царя. Позднее игровой, " потешный" стиль был широко ^внедрен в жизнь двора, его окружения и подчас носил унизительную форму. Но элементы игры внесли в российский досуг традиции европейской культуры, активизировали народные игровые традиции. После смерти Петра I церковь восстановила нарушенное равновесие игрового досуга, " бесовские игры" были запрещены, скоморохи подвергнулись гонениям, народная игровая культура стала беднее. Элементы же европейской игровой культуры сохранились. Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами. Если серьезно-трагическое мировоззрение христиан не всегда гармонировало с игровым мироощущением, то в католических странах осуждение игры церковью было скорее номинальным. Более того, служители культа сами принимали участие в празднествах, карнавалах, народных играх. И только в эпоху реформации гонение на игры как источник греха, излишеств, вольностей становится жесткой нормой. Духовенство утверждало догмы об изначальной греховности человека, для которого игры, забавы, танцы лишь " простор греховности", стимул к непристойностям и порокам. Игры нре-следовались даже в уголовном порядке. Церковь, особенно протестантская, видела лишь в труде путь укрощения игровых страстей, путь к спасению души. Отсюда прокатившаяся по Европе, волна враждебного отношения к мирским забавам, празднествам, открытому общению. То в одной, то в другой европейской стране и даже в Новом Свете подвергались анафеме, запрещались те или иные игровые досуги — танцы, театр, шахматы, карты, кости, кегли и т.п. За участие в играх били палками, плетьми, заключали под стражу. Греховности, стихийности игр и забав противопоставлялись сдержанность, смирение, религиозно-этическая ценность " очистительного труда". Эти же тен-
|