Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем 1 страницаСтр 1 из 24Следующая ⇒
обзорно эти теории. Теория избытка нервных сил, компенсаторности. Эта теория возникла в XIX в., когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Ф.Шиллер в своих знаменитых письмах об эстетическом воспитании, говоря о " проблемах свободы" животного мира, подаренных живым существам природой, когда особи живого мира " наслаждаются бесцельным расходованием себя" в играх от избытка силы, невольно заложил " теорию избытка сил", которую долго муссировали в научной литературе5. Родоначальником же этой теории следует считать английского философа Г.Спенсера (18201903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельное.™. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет разрядить избыток жизненной энергии, которая появляется у животных с высоким уровнем организации и у человека. Последователь Г.Спенсера Г.Шурц в своем капитальном труде " История первобытной культуры" пишет: " Под влиянием голода или опасности, разумеется, животное или человек напрягает все свои силы ради достижения известной цели; когда принуждение исчезает, эти силы проявляются свободно и необузданно, и потребность движения Проявляется уже не в труде, а в игре. Для тех, кому еще нужно накопить силы и развить их невинными упражнениями, игра совершенно заменяет целесообразную деятельность" ''. Последователи Г.Спенсера М.Лацарус и Д.Патрик установили, что люди и животные способны играть и в состоянии усталости и не только тратить, но и восстанавливать силы. Они высказали точку зрения на то, что игра не только компенсаторна, но и обладает уравновешивающей активностью, что позволяет ей вовлечь в активную работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстанавливать жизненное равновесие7. Дети, безусловно, играют и в состоянии усталости, когда у них нет избыт
ка сил, и именно игра становится фактором их восстановления
гии человеческого организма. Спенсер считает, что " эстетические чувства берут свое начало в тех импульсах, которые побуждают к игр'ам". Анализируя игры животных. Спенсер приходит к выводу, что избыток сил у животных зависит от их улучшенного питания и приводит к тому, что энергия организма оказывается в некотором избытке под непосредственными нуждами. Именно этот избыток приводит к появлению игры, " к чрезмерному и бесполезному упражнению способностей, которые долго находились в покое", и тех способностей, " которые играют самые выдающиеся роли в жизни животных" 9. Далее Спенсер утверждает, что и игры людей, в том числе детей, есть проявление инстинктов, направленных на успех " в борьбе за существование^, порождают " идеальное удовлетворение" этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения^0. Такой же вывод делает и Ж.Гюйо (1854-1888) — французский философ, по мнению которого, искусство есть " род утонченной игры", является " безвредным употреблением избытка сил" и происходит из " инстинкта борьбы с природой или людьми" ^. У Г.Спенсера читаем: " Постоянно возрастающий избыток энергии принесет с собой возрастающую пропорцию эстетических деятельностей и наслаждений... " 12 " Свободная игра сил" в том смысле, который придается этой причине философией Спенсера и его последователей, трактовка игры как объективно не обусловленной деятельности на стадии высших животных не замечена. Что же касается детской игры, то поздние исследования также свидетельствуют, что и у людей невозможно рассматривать игру в, качестве деятельности, не направленной на удовлетворение' социальных потребностей. Установлено, и весьма доказательно, что все виды игр строго детерминированы той действительностью, на основе которой и направлена собственное игра. Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популяр •■ ность приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К.Гросса. Гросс считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она ни вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.п. По Гроссу, игра — вечная школа поведения. Гросс рассматривал игры детей как подготовку к будущей трудовой деятельности, к жизни, как средство естественного самовоспитания ребенка. Он составляет схему развития ребенка, в
которой игру относит к непреднамеренному самовоспитанию и противопоставляет ее воспитанию извне. По Гроссу, игра целесообразна с точки зрения сохранения рода. Почему Гросс называет свою теорию теорией упражнений? Упражняться — значит систематически совершенствовать у себя те или иные навыки. Упражнение — практика развития. Игра повторяема в опыте детей. Ребенок многократно к ней-обращается, испытывая удовольствие от повтора. Признавая, что у высших животных и человека недостаточно наследственных реакций для поддержания жизни, ученый вместе с тем принимает именно наследственные реакции (упражнения) за основу. Он сам об этом пишет: " Ставя вопрос относительно первоначального возникновения игры, мы без сомнения, должны исходить из наследственных реакций" 1а. Гросс полагает, что к инстинктивным действиям присоединяются психологические явления. Он утверждает, что наследственные реакции побуждаются импульсивной потребностью к деятельности, а импудьсивная потребность дает повод к новоприоб-ретениям. К.Гросс, как и Г.Спенсер, сводит игру детей и высших животных к деятельности прежде всего1 инстинктивной: " Игра сама является только своеобразным способом проявления различных инстинктов и влечений" ^. Г.Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у тех животных, у которых инстинктивные формы поведения недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление — предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления. К.Гросс стоял на такой же позиции укрепления и развития наследственных форм поведения в играх, критически относится к теориям отдыха и избытка нервных сил. Объясняя свою теорию игры, он исходит из " принципа разряда". Готовность к разряду возникает, по его мнению, в период роста организма индивида без каких-либо внешних раздражений. Поводом для игры может быть внутреннее побуждение организма. Вся суть концепции Гросса, таким образом, сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счет " разряда внутренней энергии в организме". По Гроссу, развитие игры ребенка идет за счет внутренних сил и внутренней энергии, т.е. в игре упражняются лишь инстинкты. Идеи К.Гросса развивал В.Штерн (1871-1938) — немецкий Психолог и философ, занимавшийся психологией раннего де- Р(гвн. ПТторн, исходя из принципа " конвергенции" (сближения), • ■ I и 1Л, что развитие игры есть результат конвергенции внут- | и: пых с внешними условиями среды.
Штерн пишет: " Бессознательный выбор между материалами для подражания, способ их усвоения и переработки зависит все-цело от прирожденных расположений: от внутренних условий развития" *5. Значит, внешняя жизнь дает образцы для подражания, а внутренняя, инстинкт игры, определяет сам процесс усвоения: " Игра есть инстинктивное самообразование развивающихся задатков" 16. Опираясь на принцип " конвергенции", Штерн все-таки приходит к признанию инстинктивности источников игры, к спонтанности и самопроизвольности игровой деятельности и вольно или невольно к отрицанию воспитания. Ф.Бейтендейк, критикуя позиции К.Гросса и Г.Спенсера, ут-ш'рждал, что инстинктивные формы поведения животных не нуждаются в упражнении (предупражнении). Ф.Бейтендейк, как и З.Фрейд считал, что в игре лежат исходные влечения, а именно: к освобождению, к слиянию, к воспроизведению. Однако Ф.Бейдендейк все-таки относит игру к категории ориентировочно-исследовательской деятельности, полагая, что игра есть действие с предметом, который для животных обладает элементами новизны. Единой точки зрения на природу и функции игры у животных до сих пор нет. Современная этология уделяет большое внимание описанию игрового поведения животных и его дифференциации от других видов поведения, в особенности от исследовательского поведения. Игра не просто импульсивная деятельность, не самопроиз-нольный разряд избытка энергии. Развитие ее содержания, ее форм регулируется особыми влечениями, которые не связаны с борьбой за существование и являются глубоко характерными пилениями для детей разного возраста. Нет необходимости признавать существование особого инстинкта игры, ибо игра сама является только способом проявления инстинктов и влечений. Потому-то ребенок относится к ней как к серьезной деятельности. Он не признает ее искаженной реальностью или временной пустой забавой. В момент игр ребенок захвачен ими полностью, для него это реальная жизнь, в которой он находит и |дход всех своих влечений и запросов. Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педолог Г.С.Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества) в детских играх. Холл полагает, что в процессе развития ребенка в разных его играх как бы оживляются типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человеческой цивилизации. Э.Геккель (1834-1919) — немецкий биолог, и Г.С.Холл предполагали, что
вся история индивида как бы воспроизводит историю предшествующей жизни его рода. В играх детей отражается биогенетический закон, сама игра — атавизм, биологический и культурный пережиток прошлого, ибо в детских играх можно заметить приметы этого прошлого — элементы охоты, войны, собирательства, кочевничества, семейного быта и т.п. Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее". Те, кто солидаризируется с этой теорией, воспринимают игру, игровую атрибутику, все игрушки как редуцированную деятельность. Данные исследователи воспринимают обычную беготню детей, их рогатки, стреляющие трубки, луки как воспроизводство охоты в далеком прошлом. Детские карнавалы, театральные костюмы, маски, шапочки — отражением культовых церемоний и т.п. Эта теория воспроизведения филогенеза в онтогенезе несостоятельна. Генетическое соотношение культурных периодов цивилизации и этапов развития психики ребенка должно быть биологически таковым в этом случае, что в наследственность должны включаться не только действия (бытовые, трудовые, профессиональные), но и соответствующие им орудия. Организм человека не способен фиксировать таковые системы. Эта гипотеза происхождения игры возникла на границе биологического и социального. Да, мы наблюдаем в играх детей некие " корни" прошлого, но возникают они на базе традиций культуры, на порою неуловимых источниках, питающих игровое воображение детей. Дети заимствуют друг у друга то, что им недодают взрослые. Но именно социально-культурный опыт взрослых — источник этой под-нитки. Существует также идея антиципации будущего в детской игре. Ее сторонник — французский педагог А.Валлон (1879-1962). Его гипотеза: "... Игры можно рассматривать как предвосхищение и научение тем видам деятельности, которые должны появиться позже" г8. Валлон рчитает, что игры у мальчиков и девочек различны, ибо обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Морфологическое развитие детей разного пола способно стимулировать функциональное предчувствие, предвосхищение инстинкта в игре. О временных аспектах игры пишет О.С.Газ-ман, занимавшийся игровой деятельностью детей последние десятилетия: " Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворением назревших актуальных потребностей. С другой — игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации либо закрепляются свойства, качества, со-
стояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения-социальных, профессиональных, творческих функций, I также для физической закалки развивающегося организма" ^9, Игра сама по себе является результатом противоречия между ■ •нободной деятельностью и той деятельностью, в которую она шслючается. Она всегда развивается в противоречиях и реализует их через преодоление временных противоречий. Антиципация КАК бы вытекает из этих противоречий, считает Валлон. Таким образом, приверженцы этих теорий пытаются доказать, что игры, с одной стороны, генетически повторяют прошлое, с другой стороны, предвосхищают будущее, но " работают" на настоящее. Гх'сспорно одно: игры хранят и передают по наследству от поколения к поколению детей опыт, культуру, традиции прошлого; игры, естественно, способны ориентировать детей на будущее и даже в чем-то его опережать; но главное назначение — помогать ребенку найти себя в настоящем. Теория фунционалъиого удовольствия, реализации врожденных влечений. Фактически это теория психоанализа, т.е. совокупности способов выявления в психотерапевтических цолях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Наслаждение как исходный принцип в толковании сущности досуга подчеркивает Аристотель, который в своей " Политике" рассуждает о природе праздничного состояния, которое отражается в развлечениях, иг-рах, подобно отдыху, сну, ' еде, питию, и служит духовному, " высокому досугу" и познанию человеком истинного счастья20. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А.Адлер (1870-1937) — австрийский психиатр и психолог, ученик; *.Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как реализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности. Учитель Адлера З.Фрейд — основатель психоанализа — ис-следовал идею компенсаторного характера игры, связывая ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, | несознательные влечения реализуются в детских играх 'символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают В оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний. 11онимая игру как специфическую деятельность, связанную с
развитием психики, последователи З.Фрейда М.Клейн, Г.Гуч-Гельмут это развитие трактуют как следствие борьбы между врожденными влечениями и потребностями ребенка и социальными влияниями, направленными на подавление этих потребностей и влечений. Названные ученые считают игру одним из способов выхода либидознои энергии наряду с творчеством, сновидениями и т.п. Понятие " принцип удовольствия" выдвинуто З.Фрейдом, но он не объяснил многомерную сущность самой категории " удовольствие", рассматривая его как " либидо" (сексуальное влечение). С одной стороны, принцип удовольствия есть принцип регуляции психической жизни, заключающийся в стремлении избегать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение; с другой стороны, удовольствие есть удовлетворение воли, волевых устремлений, связанных с интересами. Теория Фрейда2^, кроме того, исходит при объяснении игр в определенной степени из эволюционного принципа, свойственного теориям реконструкции и функциональной антиципации, но Фрейд считает, что половой инстинкт все же первичен. Половой инстинкт до тех пор не сможет фиксироваться на главном объекте, пока его фиксации определяются сочетанием чувствительных зон, характерных для каждого этапа индивидуального развития ребенка и которые могут восходить к отдаленному прошлому человечества. По Фрейду, это атавистические " комплексы". Они не могут вытеснить либидо, а лишь заставляют его маскироваться. Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры выступают не как выражение функции, а как ее изображение. Полезность игр, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путем, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя. Немецкий психолог К.Бюлер (1879-1963) также определял игру как деятельность, совершаемую ради получения функционального удовольствия. В теории Бюлера внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие. Для детей погружение в мир досуга, игры — это ожидание откровения, предощущение тайны, скрытого, но важного для них смысла жизни. Это не бессознательное стремление, а, скорее, подсознательное. Дети если не генетически, то интуитивно, собирательно осознают моменты приближения открытия чего-то важного для себя, открытия истины. Полагаем, что такая внутренняя установка, особенный личностный настрой, интен
ция и создают состояние " либидо" — всемогущей радости, полноты переживаний и наслаждений. Досуг, игра — источник наслаждения, законы и правила которого непредсказуемы, но которые воссоздают предсостояние радостного бытия. Дети настраиваются на встречу с игровым наслаждением, этот настрой — важный момент приближения к истине, время их свободного личного действия. Действия эти могут быть несовершенными, слова — недосказанными, мысли — недодуманными, но они имеют важнейшие и необратимые последствия для развития ребенка, для его настоящей и будущей жизни. Теория отдыха в игре. Аристотель не придавал игре особого значения, видя в ней лишь развлечение и отдых, которые, по его мнению, важны лишь как подготовка к серьезной деятельности, к труду. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию, такие исследователи, как Лацарус, Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит, отдыхом. Игру называют отдыхом как противопоставление трудовой (учебной) деятельности. Это утверждение спорно и не во всем является " действительным для ребенка, так как он еще не трудится и вся деятельность его выражается в игре" 22. А.Валлон считает, что игровая деятельность взрослых, дающая им отдых, в чем-то сходна с игровой деятельностью ребенка. Но дети в играх часто затрачивают значительно больше энергии, чем в процессе труда: " В игре используются силы, не растраченные в процессе труда. Но игра не всегда состоит в том, чтобы восстано-нить равновесие между неравномерно использованными видами деятельности... " 23. А.Валлон полагает, что любая деятельность, какой бы трудной она ни была, может служить мотивом для игры. Цели игры не должны нести причины, находящиеся вне их самих. В этом плане определение, данное Кантом искусству, считает Валлон, можно отнести и к игре: " Конечная цель без цели" — реализация, которая и стремится использовать только самую себя. Вывод: с того момента, когда деятельность стано-пится полезной и выступает как средство достижения цели, она теряет привлекательность и признаки игры. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие. Русский педагог и психолог П.Ф.Каптерев (1849-1922) доказывает это: " Не подлежит ни малейшему сомнению полное соответствие живости и увлекательности детской игры состоянию здоровья и запасу энергии у де
тей... Игра есть верный показатель детской силы, детской энергии, детского здоровья" 24. Если отдых — отстранение от всех забот, то игра представляет собой деятельность, обеспечивающую психофизиологическое состояние ребенка, достигаемое в процессе переключения с одного вида деятельности на другой и заключающееся в восстановлении физических, эмоциональных и интеллектуальных сил. Теория духовного развития ребенка в игре. К.Д.Ушинский (1824-1871) считается родоначальником теории игры в отечественной науке, Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский, ценя двигательную активность ребенка в игре, на первое место выдвигает потребности души: " Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в этих движениях принимает участие душа и извлекает из лих такую же пользу для своего развития" 25. Великий русский ученый-педагог видит прямую зависимость подвижности ребенка от умственной практической деятельности его души: " Шалость и игра — это весь мир практической деятельности для ребенка" 26. Выступая против чисто гедонической (наслаждение) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. " Не надо забывать, — пишет К.Д.Ушинский, — что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка" 2''. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него. В теориях Ж.Пиаже, К.Левина (1890-1947) — германо-амери-ки некого психолога, в, работах отечественных психологов В.Выготского, Д.Эльконина моделирующая и ориентирующая функции игры объясняются способностями ребенка оперировать иг-ровыми символами. Данные символы заменяют безусловные ц> мжители и служат для детей элементами культуры. Д.Эль-КОПИИ полагал, что организуя с помощью символов деятель-игр:! учит ориентироваться в явлениях культуры, духов
ности в целом, использовать их соответствующим образом2*.; (той точки зрения придерживался историк культуры Ф.Рат-|ц! |ь, который отмечал, что " игры народов представляют ценное '■ нидетельство их образа жизни и воззрений на жизнь" 20. Именно они, по Ратцелю, питают игру, стимулируют ее появление. |а этой же позиции стоял Шацкий, который полагал, что появ-1вние игры зависит " и от богатства внутренней жизни,.развивающейся в душе ребенка" 30. Многие ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухом-линский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка. Теория воздействия на мир через игру. С.Л.Рубинштейн (1К89-1960), советский психолог и философ, первым сделал по-пытку создать отечественную теорию игры. Он не отрицал концепции Гросса, Спенсера, Бюлера, Фрейда и других, но полагал, «по эти исследователи отметили лишь отдельные сущностные проявления игры. Рубинштейн понимает игру как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: " В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздей-стковать на мир" 3^. Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. Согласно Рубинштейну, мотивы игры кроются не в утилитарном эффекте, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью. Ученый доказывает, что ребенок не стремится к вещному результату, а реализует разнообразные мотивы человеческой деятельности: "... в игровой деятельности действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами" 32. Выводы Ушинского и Рубинштейна о том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах А.Н.Леонтьев. Леонтьев считает игру ведущим типом деятельности дошкольника. " Специфическое отличие игры преддошкольника, — пишет Леонтьев, — от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, г оставляя основу сознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка" 33. Он считает
что игру можно объяснить, лишь исходя из его потребности в деятельности: " Игровое действие рождается из потребности действовать по отношению к широкому миру" 34. По Леонтьеву, в дошкольный период жизни ребенка развитие игры является вторичным, отраженным процессом. Он, как и Рубинштейн, рассматривал игру как вид человеческой предметной деятельности и давал ей характеристику, исходя из особенностей труда с точки зрения цели, мотивов и способов действия. Леонтьеву принадлежит генеральная мысль: " игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия" 35. Таким образом, заключает он, овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действий может совершаться только в игре. Стоит обратить внимание на позицию этого ученого-психолога по поводу ведущей деятельности ребенка: " Что представляет собой вообще ведущая деятельность? Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения психики ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития" 36. Рубинштейн, Леонтьев и их последователи объяснили игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер. Связь игры с искусством и эстетической культурой. Этот вопрос мы хотим рассмотреть более подробно. Существует немало теорий происхождения игры, ее связи с искусством, с эстетической культурой личности растущего человека. В этом плане необходимо обратиться к наследию Платона, на идеи которого до сих пор опирается педагогическая мысль цивилизованных стран. Платон с его эстетическим видением мира воспринимал игру как нечто прекрасное и ценное само по себе, потому и призывал жить, играя, дабы снискать милость богов и прожить согласно свойствам своей природы. Не случайно в идеальном государстве Платона люди в основном занимаются прекраснейшими, " идеальными" играми. Великий философ в своих " Законах" приспосабливает досуг и все его механизмы — праздники, театр, игры, пляски, песнопения, состязания — к нуждам своего политического проекта, где свобода и антагонизм сходятся как в фокусе. Но все акты культуры досуга он приближает к Добродетели
олицетворением которой в античном мире является равновесие п стабильность рабовладельческого общества. Интересны мысли Ичатона о том, что души молодых не могут выносить абсолютно серьезное, потому требуют игр, забав, песен как таковых, не со-рлпсуемых с интересами государства. Обращаясь к законодателя м, он пишет: "... можно убедить души молодых людей, в чем угодно... заставить всех живущих совместно людей постоянно, мю свою жизнь, выражать как можно более одинаковые взгляды..." 37 Правильным, по мнению Платона, является такое воспитание, которое включает в сферу педагогического воздействия все, что присуще жизни ребенка и не противоречит жизни общества. ^ Воспитание необходимо организовывать в соответствии с природными возможностями дитя и характером его будущих занятий. Значит, детей необходимо с раннего возраста готовить к будущему, сначала в играх, забавах, а затем и в серьезных занятиях. Но игры и забавы должны быть отобраны, узаконены. Чи-1*пем у Платона: " Я утверждаю, что характер игр очень сильно I влияет на установление законов и определяет, будут они проч-I ними или нет. Если дело поставлено так, что одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все •то служит незыблемости также серьезных узаконений. Если же Молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ■ щут постоянно перемен... то мы полностью вправе сказать, что, 11 я государства нет ничего более гибельного, чем все это" 3*. Таким образом, Платон считает, что репертуар досуговой деятельности должен контролироваться государством, причем оговари-И1Н-Т, что античная государственность весьма далека от идеала досуговой культуры. Он рассматривает " величайший досуг" как ■ социальный институт. Выдвигая идею создания 365 празднеств, Им каждый день по одному, философ ищет структуру таких I ежедневных массовых досуговых деяний и в качестве альтерна-Тнны предлагает сериалы праздников, посвященных всем богам,. имена которых носили двенадцать фил, и всем иным богам; хо-' роноды и мусические состязания; гимнастические соревнования; отдельные празднества для мужчин, женщин, детей; празднест-Им, посвященные всем временам года; торжественные бои, ими-•тирующие настоящие; приятные забавы и игры; состязания поэ-Т< П1, драматургов, актеров, певцов и т.д. С одной стороны, Платон предлагал огромный выбор досугов, с другой — учреждал их жесткую'государственную регламентацию и тем самым уста-п.шливал статику исторического развития досуговой практики, обусловленную эпохой рабовладельчества и классового неравен-I гва. Оставаясь верным античным идеалам, он указывал на не
|