Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом,,к наиболее общим и важным признакам природы игры относятся роли играющих,через которые дети обеспечивают динамику игры. 1 страница
Игровые роли, как правило, определяютнаружный срез поведения ребенка. Благодаря ролям в игре дети осваивают опыт культуры в целом. Готовых ролей в игре нет. Сценарий роли каждого предопределяется сюжетом игры, а раскрытие ее зависит от конкретного опыта ребенка. Игровые начала ролей бесследно не исчезают. Их потенции долго хранятся в жизни #ебенйа, помогают ему иво взрослости. Игровая роль построена на жажде признания, в столкновении игровых ролей — эволюция играющих.Ребенок неактер буквально, его роли —* это н& йв. Но наив очень важный. Детив играх предельно искренни, хотя мотивы их поведения могут быть скрытыми. Роль или новая позиция и есть " душа игры", как ее называл А.С. Макаренко. Орнаментальный элемент игры Возможно, это название не совсемточно. Орнамент (от лат. огпатеп^ит) — украшение. Мы понимаемпод орнаментальным элементом игры сопутствующие ей важные приметы — сущностные и технологические. Это язык игры (понятийность, речевой словарь); музыка, танцы, ритмика, еслиони входят в контекст игры; игровые жесты; фольклорные " говорилки", считалки, жеребьевки, дразнилки, речевки, подковырки и т.п. Мы бы отнесли к данному элементу также игровые аксессуары (костю Игровая орнаменталика — обязательный, но не конституирующий признак игры, это, скорее, часть символизма игры. В некоторых исследованиях (Гетцер, Котетишвили, Пиаже) вопрос о символизации рассматривается лишь в отношении замещения предмета на предмет. Но существуют и иные замещения. Есть игры, которым необходим хоровод (" разрывные цепи"), игры, проведение которых связано с хороводным движением и исполнением песен (" ручеек", " каравай"). Большинство ролевых игр дошкольников и учащихся младших классов также проводится под музыку и требует игрушек, особенно кукол. Одна и та же иещь заменяется другими сходными предметами, символизирующими реальные вещи. Переходя от игр, содержанием которых было воспроизведение предметных действий, к играм, воспроизводящим отношения, дети включают в них активно игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть, глаза, отвернуться, произвести счет и т.п.). Исследования А.Р.Лурия и Ф.Я.Юдович^ свидетельствуют, что речь детей в игре активно входит в ее орнаменталику. Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что и порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Д.Б.Эльконин в своей статье " Символика и ее функции в игре детей" приводит слова из записной книжки Л.СВыготско-Ро: " Путь от игры к внутренним процессам в школьном возрасте внутренняя речь, вращивание, логическая память, абстрактное мышление (без вещей, но в понятиях) — есть главный путь развития, кто поймет эту связь, тот поймет главное в переходе от дошкольного к школьному возрасту" ^7. Орнаментальные компоненты игры — это ее фрагменты. Они способствуют созданию игровой ситуации, эстетики и символики игры, они есть часть общей природы и структуры детской игры, ее импровизированного характера. Все вышеназванные структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей, и они же изменяют сами игры. ГЛАВА IV ВИДЫ ИГР, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ § 1. Подходы к классификации Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач — отношения детей друг с другом, усвоения норм жизни в детском возрасте, формирования характера и т.п. Возможности каждого ребенка лучше всего видны, если он участвует в разнообразных развлечениях. Дети играют " в войну", " дочки-матери", футбол и хоккей, " третий лишний" и лапту, шахматы и домино, " морской бой" и т.д. Существуют тысячи разнообразных игр, в основном хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без возраста, в них играют и дети и взрослые. Существуют и такие, в которые играют лишь взрослые люди (сложные карточные игры, любовные игры и др.). Считается, что у взрослых игры " для того, чтобы", у детей — " потому, что". Есть игры, приходящие и быстро уходящие из практики. Есть игры, восходящие на " Олимп вечности", насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.). Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность. Национальные игры легко усваиваются мировым сообществом. У них фактически нет границ и преград. Игры способны сближать целые народы. Порою " эпидемия" какой-то из них охватывает целую школу, квартал, город, страну, все цивилизованные страны. Достаточно вспомнить известный кубик-рубик или аэробику. Дети очень восприимчивы к игровой " инфекции". Стоит, например, ребенку сделать воздушный змей, запустить его высоко в небо, как это послужит сигналом к коллективному игровому творчеству многих детей. Анализ игр можно проводить на широком историческом фоне, так как они передаются от поколения к поколению. Отдель
пне игры, даже целые типы игр, не меняются, другие меняются сильно, выделяют варианты. Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры. С одной стороны, они могут забываться в силу различных социальных причин, уходить совсем из практики человека, сокращаться количественно; О другой стороны, количество игр растет по мере цивилизации досуга, создания индустрии развлечений. Они способны восстанавливаться, возрождаться, как птица Феникс. Игрой могут становиться утилитарные явления прошлого. К примеру, су-| шествовавший как атрибут охоты и войны арбалет (метательное оружие, усовершенствованный лук, употреблявшийся до изобре-I тения огнестрельного оружия в средние века и ранее) стал в XX столетии аксессуаром досуга, игры, спорта. Правда, известно, что в этом значении его использовали женщины в период Средневековья. В России арбалет был известен как самострел во времена Ивана Грозного. Арбалет как игра возрожден эстонскими спортсменами в конце 70-х гг. нашего века. В 90-е гг. он рас-| пространен в досуговой практике 30 стран; в наше время прове-[ доно уже немало международных состязаний, созданы сотни клубов арбалетчиков. Поэтому понятна тенденция разобраться в игровом многообразии, навести здесь " порядок", а именно классифицировать их, создать научно-методическое обеспечение каждого вида, класса игр отдельно^. Сложность классификации игр заключается в том, что они кок и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Обогащение культуры досуга мсегда служит предпосылкой развития общества. Но это обогащение может быть противоречивым, на него способны воздействовать принуждения, запреты, мода и т.п. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. 1||> акцентированные игры присутствуют преимущественно в досуге. Они отражают общечеловеческие, национальные, этнографические, географические, исторические и местнотерриториаль-и|.к- приметы. Сложность классификации игр также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной ба-■ " И могут быть весьма разными, так как используются в разных Цплях: в одном случае — для анализа функционирования системы, в другом — для обучения учащихся, в третьем — в качество тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, и четвертом — для развлечения и т.д. Детские игры за весь период советской формации не собира-Шсь, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав из- вестный психолог А.Н.Леонтьев, утверждавший: "... чтоб подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, в которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании" 2. Действительная психология" и смысл игры противоречивы и многомерны, но в каждой игре (типе, виде., классе) заложены человеческой практикой те " опоры", которые определяют ее место в жизни человека, ее значение и назначение. Универсальная интрига любой игры — победа над собой: физическая, духовная, интеллектуальная, творческая, любая. Наслаждение от процесса (иногда от результата) победы над собой в этом мире. Никакие иные победы ребенка не идут в сравнение с этой. Потому игры так любимы детьми. В них сфокусированы динамические процессы жизни: устремление к желаемому (перспективы игры), полет мысли, мышечная разрядка, слияние с ритмами природы, " игра случая" и т.д.: Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие); творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности (" поле творчества"); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, " эмоциональное напряжение"); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содер-1 жание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Классифицировать игры — это создать (соединить) порядки Тип — образец, форма чего-либо, единица расчленения, груп па предметов, явлений, объединенных внешними или внутрен 2 ними чертами, стандартность свойств объекта. Тип — обобщенный образ, в данном случае игры. К понятию классификация" относят термин (категорию) " класс". Класс — совокупность, группа предметов, явлений, об ладающих общими признаками, уровнями, в зависимости от которых определяется место объекта в ряду себе подобных, система соподчиненных явлений, нечто устоявшееся, " классическое", общепризнанное, в соответствии с чем идет классифи нация. Он отражает место объекта в ряду ему подобных. По отношению к классификации феномена игры, с нашей точки зрения, логичнее всего использовать понятие " вид", именно оно отражает сущность игры, вбирает в себя типы, образцы, формы. Понятие " класс" методологически не соответствует явлению игры. Крупнейший авторитет в области детства польский педагог Я.Корчак сетовал на то, что " даже игры, как нечто серьезное, не дождались солидных клинических исследований" 3. Исследо-пать необозримое количество вариаций, стратегий игр, соответствующих определенным возрастам, или безвозрастных игр действительно очень сложно. И все-таки такие попытки предпринимались. Мы сошлемся лишь на двух авторов — К.Гросса и А.Гомм. 1С.Гросс подразделяет игровые явления на четыре группы: бое-ные, любовные, подражательные, социальные. Группировка игр ВО таким видам построена на разнородных критериях, прежде всего на идее социальной деятельности^. Английская исследовательница игр А.Гомм делит все игры на две группы: игры драматические и игры, построенные на " ловкости и удаче" 5. У А.Гомм игры драматические имеют пять горизонтальных приемов оформления: линейное, круговое, арочное, спиральное и произвольное. По вертикали Гомм разбивает игры на 25 рубрик: игры свадебные; игры, построенные на ухаживании и люб-ни; игры " в крепость"; погребальные игры; земледельческие; торговые; религиозные; табу; природные; игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением; подражание спорту; подражание животным; игры с ведьмами и похищением детей; рыболовные; сбивание масла; угадывание; борьба и состязание; игры < ■ пением и танцами; игры в прятание и поиски; чехарда; жмурки; фанты; игры с мячом. Эта классификация дана вне какой-либо логики. В литературе советского периода классификацию игр сделал и начале 30-х гг. собиратель игр В.Всеволодский-Гернгросс, который весь мир игровых явлений разбил на три основных фор- мальцых вида, соприкасающихся каждый с особой категорией общественной практики: игры драматические, спортивные и орнаментальные. Кроме того, он выдвигает еще три промежуточных типа: спортивно-драматические, орнаментально-драматические и спортивно-орнаментальные, считая их самыми распространенными играми. Гернгросс в своем сборнике " Игры народов СССР" 6 классифицирует по сути народные игры (обозначая их как так называемые народные — СЛ1.), т.е. игры крестьянства и " бывших в угнетении у царского правительства народов", в том классово недифференцированном составе, в каком их понимала буржуазная этнография" 7. Классовый подход Гернгросса научно наивен. Так, драматические игры он делит на 1) игры производственные: охотничьи и рыболовные, скотоводческие и птицеводческие, земледельческие, 2) игры бытовые: общественные (война, власть, торговля, школа и др.) и семейные; 3) игры орнаментальные; 4) игры спортивные: простые состязания, состязания с вещью. И все-таки в целом работа Гернгросса моног-рафична и содержит большой фактический материал. Я.Корчак в книге " Как любить ребенка" представляет свое видение разновидностей игр и выделяет отдельно хороводы, спокойные игры, игры на проверку силы и знаний. М.С.Коган вы-дедяет " игр14 как таковые" (игры в прятки, в лапту) и " игры художественные" *. Наилучший системный подход к классификации игр сделан Е.И.Добринской и Э.В.Соколовым, которые классифицируют игры " по содержательному признаку" (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); " по составу и количеству, участников" (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); " по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют" (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.). Данные авторы различают игры " по их основной направленности". Они же к особому виду технической игры относят игровые автоматы. Наконец, Добринская и Соколов выделяют также игровые методы обучения^. Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально " под этот" материал. В педагогической энциклопедии читаем: " В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, " режиссерские" и игры-драматизации" ^0. Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с нашей точки зрения, на при большие группы: 1. Игры с готовыми " жесткими" правилами. 2. Игры " вольные", правила которых устанавливаются по 3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая сти Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть " вольное" творческое начало и присутствуют пра-нила или наметки правил. Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям). К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. Дадим некоторые уточнения, связанные с делением игр по внешним признакам. По содержанию. Содержание — определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание — это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, ладачи игры. Содержание — это основная направленность игры. Но содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекцион-ные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д. По содержанию " вольные" (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида. По форме. Как известно, форма в философской трактовке сеть способ существования и выражения содержания. Она озна
чает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием " структура".-Круг явлений, за которыми в науке и в быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеют право на существование игры-танцы, игры-пантомимы, игры-песни, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и т.п.^ Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: собственно детские игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д. В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие, как, КВН, " Поле чудес", " Что? Где? Когда? ", викторина и т.п.,, имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму. Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает телевидение. Интенсивное использование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организа-ционно-деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственно игры, вторые — модельно-обучающие, в которых иг-р, й — технологический способ обучения. I По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки). По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде. По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, в также игры взрослых людей. /Длительно употреблялись и в нозрастном и в идеологическом аспекте понятия " игры октябрят", " пионерские игры". Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх — особая рефлексия, особые традиции, особые приметы пола. По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры. Достаточно большое количество игр не имеют жесткой адресности, в них охотно играют люди разного пола и возраста. Следует отметить, что из социального опыта постепенно уходят совместные, вневозрастные игры детей и взрослых. По степени регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные). По наличию или отсутствию необходимых для игры, аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные игры — с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.); компьютерные игры; игры-автоматы; игры-аттракционы и др. К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре, т.е. игры могут быть, к примеру, заданного типа или импровизационными, самобытными или подражательными, с меньшей или большей дозой риска, пассивного типа или активного, обособленные или открытые и т.п.
Й.Хёйзинга, впервые выдвинувший в литературе игры социального характера — " высшие формы игры", предлагает включить в систему классификации модельно-социальные формы игры: игру-эротику, игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэзию, игру-дипломатию, игру-войну и т.д. Ему вторит американский психолог и психиатр Э.Берн (1902-1970), который считает, что природа в процессе эволюции установила достаточно игровых трансакций такого типа, в частности, то, что называют сексом, он считает инструментом^ игрового поведения, ибо сексуальные игры — это упражнения в сексуальном привлечении, эксплуатации, победе, разрядке, наслаждении В данном подходе в основе классификации социальных форм жизни — игры лежат " сюжеты жизни": война, любовь, дипломатия и т.д. В этом плане правомерно говорить о парламентских или политических играх и т.п. Классификация игр дает основание уточнить системы соподчиненных игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, /их осмысленного использования. Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает в ней ребенок, какие качества приобретает, чему учится, что познает, что открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается, воздействует на окружающий мир и т.п. Важно знать, что игра — явление многомерное, она редко выражает до конца ту или иную тенденцию, расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; что подражание и творчество взаимосвязаны; что правила дети модернизируют (усложняют, ослабляют) в игре; что заданность прерывается импровизацией; что игра насыщена элементами труда, искусства, двигательностью, познанием и др. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлека-тельно-реактивньщи возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием — темой детских игр может быть буквально любая деятельность человека. /Но она же способна сохранять свою самоценность как своеобычный вид деятельности, например выступать в виде квипрокво (путаница, недоразумение, мистификация, нелепица). Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, мы за ее основу предлагаем взять человеческую деятельность, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи — это досуг (собственно игра), познание, труд, общение, с другой — это психо-физическая интеллектуально-творческая и социальная деятельность, взаимопроникающие друг в друга, имеющие свои модельности, структуры, функции, элементы, результаты. С этой позиции мы делим все детские игры на следующие виды: 1. Физические и психологические игры и тренинги: лечебные игры (игротерапия). 2. Интеллектуально-творческие игры: дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения. 3. Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные). 4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели. Рассмотрим кратко названные виды игр. § 2. Физические и психологические игры и тренинги 1. Двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные). Двигательные игры — самые разнообразные и многочисленные во всем пространстве детских игр. Они концентрированно обеспечивают физическое развитие и физическое здоровье детей и в значительной степени увеличивают физическую свободу растущего ребенка. Никакие самые увлекательные досуги не заменят детям радости движения, ощущения силы, удали, ловкости, гибкости, сноровки, координации, пластики. В этих играх ребенок показывает пределы своих физических возможностей, что он гораздо реже проявляет в учебной и трудовой деятельности. В подвижных играх у детей появляется второе дыхание, дополнительные силы. Наибольшее количество народных забав — это подвижные игры. В их основе — спортивная борьба, состязательность, конкуренция (кто быстрее, кто выше, кто дальше, кто результативнее и т.п.). Активное развитие мышечной системы, выход на-копленной энергии, снятие усталости реализуется в данных играх. Результат участия детей в них состоит не только в выигрыше, хотя и это важно для ребенка, но и в том, чтобы он мог почувствовать радость физических и моральных усилий, преодолевая препятствия. Подобные игры могут быть малой, средней, большой, максимальной подвижности. Эта типовая группа игр включает в себя: 1) спортивные, спортивно-моторные игры, преимущественно командные с точно установленным количеством игроков, нормированным пространством, нормативным инвентарем, жесткими, неизменяемыми правилами. Не все спортивные игры по силам учащимся всех возрастов, потому возник вариант " мини" (мини-футбол, мини-баскетбол и т.п.); 2) подвижные игры (командные, групповые, парные, одиночные), не имеющие жестких границ и правил, более свободно ориентированные на различные стороны физической конституции ребенка. Подвижные игры проводятся с аксессуарами и без них; 3) командные состязания спортивного характера (игры-эстафеты, игры-многоборья). Ритм современной жизни, учебная обстановка вызывают повышенную утомляемость детей. Подвижная игра снимает с ребенка усталость. Игры на перемене, вынесенные на улицу — совершенно необходимая разрядка для детей. Такие игры — непременнейшее средство воспитательной работы в группах продленного дня, школах-интернатах, лагерях. Необходимо контролировать перегрузку детей однообразными движениями, предупреждать их утомление. Кроме физической силы, ловкости и других физических качеств подвижные игры развивают и психические качества личности — волю, выдержку, организован-ность, коллективизм и т.д. Двигательные игры и развлечения должны предоставлять равновозможные условия участия физически подготовленным и неподготовленным, ослабленным детям всех возрастов. Огромное социальное значение имеют двигательные игры, проводимые с детьми-инвалидами.
|