Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом,,к наиболее общим и важным признакам природы игры относятся роли играющих,через которые дети обеспечивают динамику игры. 2 страница
3. Экстатические игры от греч. " восхищение". Данный тип игр, в равной степени увлечение и взрослых и детей, отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление, иногда на грани исступления. Это человеческие забавы, отражающие высшую степень эмоций, смещение, перемещение в иную плоскость, своеобразное слияние со средой, с той деятельностью, которой люди занимаются. У представителей неоплатонизма участие в экстатических забавах означало переход от нормального состояния к ненормальному (исступление, помешательство и т.п.). Аристотель, к примеру, свидетельствует: " Всякое движение есть экстаз движущегося". Основатель неоплатонизма Плотин, считавший мир игрой в театр, употребляет понятия " экстаз", " экстатика" при описании сверхумного созерцания мира, восторга и воодушевления при соприкосновении со сверхбытийным
К экстатическим забавам мы относим современные танцы-игры, в которых за счет активных импровизационных движений, ритмических повторений, хореографического напряжения само-ныражения танцующие дети испытывают эстетическое и физическое наслаждение, восторг. Участники современных ритмических импровизационных танцев коллективно фантазируют игру-действие, находя свои хореографические сольные партии, и с удовольствием участвуют в массовых хореографических пантомимах. Тенденция слияния со средой порождает такие экстатические игры, как купание на волнах прибоя, катание на коньках, скоростной спуск на лыжах, скачки на лошадях, катание на каруселях, раскачивание на качелях, " гигантские шаги", полеты на дельтапланах, планерах, прыжки с парашютом, с вышки в воду, катание на велосипедах, картингах и т.п. Человек испытывает особую потребность слиться с силами стихии природы. Известно, например, как любят дети бегать под дождем, кататься с гор, осваивать высоты, зажигать костры. Хаотические забавы детей на школьной перемене, во дворе — реакция на статику одномерной учебной жизни, на " сидячую деятельность". В танцах-играх реализуется аффилиация, стремление детей быть в обществе других, присоединиться к коллективному порыву, уйти от одиночества, отчужденности. В играх-движениях (прыжки в воду, забавы на воде, бегание под дождем и т.п.) отражается афферентация, реакция организма на статику (экстерорецепция и интерорецепция). В практике детей используются и экстатические интеллектуальные игры: народные гадания на картах, жженой бумаге, кофейной гуще, составление гороскопов, хиромантия, увлечение амулетами и символами. Признаки данных игр: спонтанный характер; максимальное самовыражение, экстаз; стремление к соединению с природой (космосом), со всеми играющими в нечто единое, " однопорывное". 3. Освобождающие игры. Этот тип игр, очевидно, имеет право на существование. Он в чем-то родствен экстатическим играм. К данному типу игр следует отнести: 1) миметрические игры13 (от греч. " подражание") — пантомимы, пародирование, экспромтные драматизации детей (акробатика, кукольные представления, и номера оригинального жанра); 2) юмористические забавы: речения, розыгрыши, игровые провокации, игры-шутки, анекдоты, посиделки, страшилки, ми 3) трюки, парадоксы, фокусы, в которых как бы попирается природное, естественное и утверждается нечто надземное, таин 4) игры случайного выигрыша, непредсказуемой удачи: карты, домино, бильярд, рулетка, лотерея, игры в кости, на деньги. В играх этого типа можно заметить: проявление эмоциональной разрядки и эмоционального самообладания (" замри", " мигалки"); скорость реакции, скорость мысли, быстрота движения; " освобождение" от внутренних стереотипов поведения, мышления; овладение объектом подражания, находящимся вне сознания. 4. Лечебные игры. Возникшие в 20-е гг. психотерапевтические игры — вид психической гимнастики, с помощью которой синтез " освобождающей" и " экстатической" форм. В школах, детских центрах учатся, воспитываются дети, перенесшие родовые травмы, тяжелые инфекционные и другие заболевания, психические травмы, перегрузку впечатлениями, учебные стрессы и т.п. Они нормальные дети, но нуждаются в реабилитационной помощи, в том числе с привлечением лечебных игр. Сошлемся на небольшую книгу В.И.Рождественской и А.И.Павлова " Игры и упражнения для исправления заикания". В ней представлены игры и игровые упражнения по снятию мышечного напряжения (тонуса), развитию речевого дыхания, го- лоса, координации слова и движения и т.п. Отметим, что лечебные игры остаются для детей по форме развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, а по сути они способны снять напряжение, помочь детям " выплеснуть" негативные эмоции, разрядиться. Для того существуют специальные механизмы " провоцирования". К ним можно отнести прежде всего: нестандартные двигательные целенаправленные перегрузки игрового характера, требующие физического предела, как правило, основанные на состязательности, на установках " кто выше", " кто дальше", " кто больше"; игровые упражнения на мимические, пантомимические, моторные и другие реакции (" страшная" или веселая гримаса, громкий хохот, озорной посвист, громкий крик и др.). Ребенок моторен, шумлив, но его чувства в обычной жизни не всегда насадят выход, внешняя моторная сторона его реакции зачастую подавляется или задерживается, ему необходим клапан для выпуска этой, часто необузданной энергии наружу. Биологическая основа игры позволяет использовать аргументы для действий катарсиса, для установления эмоционального равновесия. Об этом писал Л.Выготский, естественно затрагивая не только биологические стороны катарсиса. Применяемые в лечебных, реабилитационных целях игровые тренинги включают в себя импровизационные инсценировки конкретных жизненных ситуаций с последующим их обсуждением в группе участников, что приводит к более глубокой эмоциональной вовлеченности их, к реализации психических, физических, речевых резервов74. Специальные лечебные игры несут суггестивный механизм влияния, они способны быть сублимацией определенных социальных ситуаций, встречающихся в жизни. § 3. Интеллектуально-творческие игры Интеллектуальные игры Их называют также познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Возникшая система образования, развивающаяся как классно-урочная, в значительной степени авторитарная, рассудочная, в традиционной школе до конца XIX столетия опиралась" на рациональную дидактику. Исключение можно было встре- тить в привилегированных учебных заведениях, например, английских колледжах, где использовалась " умственная игра". В целом же во многих странах мира она в обучении была, скорее, случайностью. В нашей стране за многие годы сложилось анормальное, порочное представление: учение — это обязательный тяжелый труд, опирающийся на механическое запоминание, на зубрежку. Оно якобы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Бесспорно, учение не простой труд, но труд по сущности радостный, так как приобщает к новому, неизведанному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие " учение с увлечением". И этот увлекательный труд большинство педагогов делают еще более трудным, отказываясь от формулы " играя обучай". В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. Одним из первых об этом сказал практик и реформатор школы, педагог В.А.Сухом-линский (1918-1970): "... Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве... Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка...". Еще одна ссылка на европейский авторитет — французского философа-гуманиста М.де Монтеня (1533-1592 гг.): "... даже игры и упражнения — и они станут неотъемлемой и довольно значительной частью обучения: я имею в виду бег, борьбу, музыку, танцы, охоту, верховую езду, фехтование. Я хочу, чтобы благовоспитанность, светскость, внешность ученика совершенствовались вместе, с его душою. Ведь воспитывают не одну душу и не одно тело, но всего (Человека: нельзя расчленять его надвое. И, как говорит Платон, нельзя воспитывать то и другое порознь; напротив, 'нужно управлять ими, не делая между ними различия, так, как если бы это была пара впряженных в одно дышло коней... Насколько пристойнее было бы усыпать полы классных комнат цветами и листьями вместо окровавленных ивовых прутьев! Я велел бы там расписать стены изображениями Радости, Веселья, Флоры, Граций, как это сделал у себя в школе философ Спевсипп. Где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие" ^5. Вывод: учение и досуг — явления для ребенка взаимосвязанные. Об этом свидетельствуют методики известных педагогов-новаторов, которые при всем их различии подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация образовательной системы не привели к передовому преподаванию, не соединили в один процесс (не всегда и не везде это необходимо) познание через интерес, интересное, воодушевляющее. Не вызывает сомнения, что образование должно быть подлинно развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим; оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, теоретические знания и эмоциональный мир ребенка. Плодотворность поиска педагогов-новаторов, лучших учителей страны доказывается значительностью раскрепощенных форм и методов занятий, использованием игры. Игра как дидактическое средство, как " путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять", используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам, но она несомненно, сильно вторгается в область дидактики. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная задача — научиться педагогически управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре. Насколько результативна игра в развитии познавательной активности детей и подростков? Может ли игровая деятельность, игровые приемы способствовать формированию мотивации учения, настойчивости, инициативы в достижении дидактических целей, творческому подходу, поисковому устремлению? Вырабатывают ли различные игровые модели интерес к учению, стремление узнать новое, самостоятельность, последовательность мышления? Развивают ли память, наблюдательность, внимание и т.д.? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо коснуться некоторых тенденций педагогики игры детей дошкольного возраста. Педагоги всех времен понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Очевидно, поэтому в истории развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами. Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Если проследить эту тенденцию, можно заметить, что игры, разрешая главным образом познавательные задачи, являлись постоянно то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с Дошкольниками. Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов. В системе О.Декроли игры употреблялись как образовательное средство. В практике Потти и Хилл на первый план выступают аксессуары игры, т.е. материалы для конструирования и моделирования. Почему именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психи ческих процессов? Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. Исследования Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т.д. " Поэтапная обработка" умственных действий и понятий в игре обычно происходит стихийно. Но при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в дошкольном возрасте, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду обучения в школе, сокращаются и обобщаются, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично или полностью в умственном плане, в плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие сюжетно-ролевые игры). А.Эйнштейн утверждал, что воображение более важно, чем знания. Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник приобретает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т.д. В 1970 г. в Германии был проведен эксперимент: четырехлетних детей разбили на две равные группы. С одной занятия и игры проводились обычным образом, в другой группе ребят учили " мыслить вслух", т.е. постоянно побуждали рассказывать, что они делают в данный момент или что собираются сделать. Через некоторое время обеим группам был устроен " экзамен": им предложили одинаковые вопросы и задания. Группа " мыслящих вслух" справилась со всеми заданиями лучше своих сверстников, проявила большую сообразительность и умение правильно формулировать свои мысли76. У второй группы детей стихийно возникло стимулированное взрослыми словесное формулирование игрового замысла, речевое обозначение совершаемых поступков, игровое переименование предметов и т.д., что, безусловно, способствовало обобщению игровых действий, переносу этого обобщения на новые предметы, новые ситуации. В тесной связи с развитием образного мышления в игре формируется и способность при выполнении системы действий ру- ководствоваться определенными образами, представлениями. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность школьников. Итак, игра — специфически детский путь получения знаний об окружающем, путь заимствования от людей обычаев общественного поведения, накопления опыта, поисков, средств выражения своих переживаний и впечатлений. Она дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики детей. Рассматривая игру как потребность растущего организма, мы выдвигаем ее в ряд педагогических способов, вызывающих усилие мысли, стимулирующих к познанию мира. Дети познают мир в своих играх легко, свободно, без " нажима". На этом ключе основано создание игр, название которых весьма обнадеживающее: интеллектуальные, развивающие, познавательные, учебные, умственные, обучающие, дидактические. Данный вид игр представляет собой не что иное, как игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков — стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. На создание игровой воображаемой ситуации указывают крупнейшие исследователи игры. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическим правилами. Побуждает детей к ним стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то " тайна", неизвестность результата. Процесс игры — ведущее к- разрядке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат — выигрыш в соревновании, завоевание первенства своей командой или личного первенства в умственном состязании. В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста — интеллектуаль-ными^7. Мы полагаем, что понятие " познавательные" распространяется практически на все типы детских игр. Термин " дидактические" от греч. — " поучение") правомерен по отношению к играм^ целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как " обучающие", " учебные", " предметные" (имеются в виду игры по учебным предметам — литературные, математические, биологические и др.), входят в понятие " дидактические". Учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятелЪ- ности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В " контекстном" обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания. Нам представляется, что наиболее точное определение этого типа игр —- интеллектуальные. Интеллект (от лат. тгепеЫив — " познание, понимание, рассудок") — способность мышления, рационального познания, ум. Данные игры прежде всего обращены к интеллекту, к активизации ресурсов детской психики, к развитию всех свойств ума, к совершенствованию мыслительных операций. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Рассмотрим их кратко^8. Первая группа: предметные игры детей-дошкольников как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Вторая группа: игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры-путешествия. Они особенно популярны среди младших подростков. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следо-пытских " экспедиций", совершаемых по книгам, картам, документам. " Экспедиции", " походы", " поездки", " путешествия" совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, спецкора, метеоролога, топографа и т.п. Учащиеся ведут дневники, пишут письма " с мест", собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр — активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельность воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Заочные путешествия игрового характера соответствуют логике перенесения, применяемой в учебном процессе. Особенно часто прием перенесения практикуется на уроках истории, геог- рафии, литературы, биологии, когда учителю необходимо воссоздать эпоху, помочь школьникам увидеть то или иное событие глазами очевидца и т.п. На школьных уроках и во внеурочное время законны игры-путешествия по странам, городам, республикам, литературным и историческим местам. Интересны путешествия в прошлое, настоящее и будущее. Собственно, происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности^9. В СШ № 40 г. Липецка несколько лет действовал " Клуб знаменитых капитанов" (аналогия радиоигры 40-70-х гг. одноименного названия, весьма популярной у детей). Известные детям по литературе, истории, кинофильмам капитаны отчитывались о своих путешествиях докладами, дневниками, фильмами, давали интервью. Подвергнутые анализу " путевые дневники", " вахтенные журналы", письма, отчеты, рапорты показали, что такая игра, осуществляемая в воображении, сплетается с длительным и упорным трудом по изучению книг, справочников, карт и т.д. В 50-е гг. по инициативе югославских ученых было создано " Всемирное общество селенитов", которое возглавлял И.Б.Тито. Это была длительная заочная интеллектуальная игра, связанная с перспективами развития космонавтики. Миллионы детей участвовали в ней, сама форма игр стимулировала поисково-экспериментальное поведение детей и подростков, направленное на проверку знаний, на приобретение полезной информации о космосе-2". В 80-90-е гг. XX в. огромное количество детей разных стран, в том числе России, участвуют в международной интеллектуальной игре " Одиссея Разума", которую изобрел профессор технологии Глассборского университета С.Миклус. По форме игра напоминает синтез КВН, викторины, заочного путешествия, познавательной олимпиады; по организационной структуре это своеобразное олимпийское движение. Миклус лично разрабатывает задачи для интеллектуальных состязаний. Интересны не только надачи, но и то, как они сформулированы: " Мерцающий трек", " Играйте, маэстро", " Пираты и сокровища королевы", " Моби Дик" и др. С 1980 г. издается газета " Новости " Одиссеи Разума". В качестве тренеров команд выступают учителя. В программу " Одиссеи Разума" входят " сумасшедшие проекты", оригинальные, рискованные познавательные идеи, фантастические проекты, создание технических приборов, решение задач, поиски ответов на трудные вопросы и даже подготовка спектаклей на сюжеты классической драматургии. Соревнования проводят
ся по каждой задаче (модели, заданию) в трех возрастных категориях детей. Перед началом каждого этапа соревнования участники подписывают клятву " Клянусь делать сам! ". Они клянутся, что все предложенные идеи принадлежат им и весь реквизит сделан самостоятельно. Поскольку одновременно над творческой задачей бьются миллионы детей, можно представить всю сложность и увлекательность " Одиссеи Разума" -". Огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр детей, молодежи и взрослых " Что? Где? Когда? ", " Поле чудес" и им подобных свидетельствует о серьезной потребности людей в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта. Данные игры — важная составная часть учебной, но прежде всего внеучебной работы познавательного характера. Творчество в учении начинается с разрушения стереотипов. Творческие, сюжетно-ролевые игры в обучении не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по " видимости едино", и сближает то, что в учении и жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить " способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются" 22. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией. Третья группа игр, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков, — это игры с готовыми правилами, обычно к называемые дидактическими. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов. Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное — знать сам предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Между собственно обучением и дидактической игрой существуют значительная общность и существенные различия. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащегося. Но приобретение опыта требует большого времени. Обычно время, отведенное, например, на решение определенных задач или положений по химии, невелико. Увеличить " приобретение такого опыта" учащимися, научить их самостоятельно тренировать это умение можно с помощью известной алгоритмической детской игры " Отгадай, кого задумали". Разумеется, учащиеся должны иметь достаточные общие знания в соответствующей области, в данном случае по химии. Как известно, для разгадки, " кого задумали", водящий должен получить различные сведения о задуманном лице. Эти сведения он получает, задавая вопросы, на которые задумавший отвечает " да" или " нет", Например, игра но химии " Что это за вещество? ": -Оно твердое? -Нет! -Оно жидкое? -Да! -Оно реагирует на лакмус (окрашивается)? -Да! -Красное? -Да! Водящий делает первый выбор: кислота или кислая соль. -Оно содержит в себе атомы металла? -Нет! Водящий делает главный выбор: значит, не соль, а какая-то кислота. - Выпадает ли осадок при реакции с солями серебра? Водящий уточняет для себя: значит, не соляная кислота. - А с солями бария? Водящий делает окончательный вывод: ясно, это серная кислота. Опыт такого тренажа могут предоставить специальные перфокарты — по одной на каждую задачу. Таким образом можно задать систему правил, следуя которой учащийся придет к пра-нильному решению дидактической задачи. Такие системы пра-вил называют алгоритмами, в основе их заложен игровой принцип выбора. В обучении и в игре присутствует исследовательский, ориентировочный рефлекс. Игра, как и обучение, процесс творческий. Луи де Бройль отмечал, что все игры, даже самые простые, в проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях. Известно, например,
что каждый исследователь должен улавливать закономерность явлений, выдвигать гипотезы, экспериментировать. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, например: известная " Мозаика", детское лото, домино и др. Многие игры основаны на способности выдвигать гипотезы. Есть, к примеру, простейшая игра " Собери картинку". Ребенок не видел целого рисунка. Он должен сложить его из кусочков. Дети используют методы ис-1 следователя — методы проб и ошибок. Но чаще пытаются предположить, как же должна выглядеть картинка в целом. Это уже напоминает научную гипотезу.
|