![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем 3 страница
Связь игры и труда несомненнаГ Игра воспроизводит не только приемы и способы труда, но и многие иные человеческие проявления, явления природы, повадки зверей, словом, отражает жизнь во всем ее многообразии. Если бы игры отражали только трудовую деятельность, то богатство игровых начал зависело бы от развитости труда, а мы этого не замечаем. Игровой элемент присутствует во всех видах деятельности, но акцентирование игры как самоцельной активности ребенка свойственно прежде всего его досугу. Рассматривая игру в широком аспекте, известнейший ученый 11.1'.Ананьев (1907-1972) утверждает, что игра характерна не только для детей, но и для всякого взрослого человека. По его мнению, игра взаимосвязана с иными видами деятельности четника, такими, как рбщение, познание, учение, труд. Б.Г.Ана-пкев в своих концепциях человекопознания как комплексной дисциплины отмечает: " Игровая деятельность взрослых детей составляет важную сторону их жизни, связанную с так называемым свободным временем. В этих условиях существуют такие Гонкие переходы от труда к игре и учению, которые затрудняют однозначную характеристику человеческой деятельности" 63. Синтетичность, комплексность деятельности человека очевидны.
Еще одна любопытная позиция: " Игра выступает как альтернатива не только труду, но и безвольно-апатичному, потребительскому существованию... Если в труде человек перестраивает внешний мир, создает культуру и вместе с тем специализируется в каком-то виде деятельности, то в игре он активизирует в гармоническом взаимодействии весь спектр своих родовых и индивидуальных потенций. Игра воссоздает целостность бытия человека. Досуг ориентирован на поиск наиболее развивающих форм деятельности, а наиболее ярко эти ориентации выражены в игре" 64. Таким образом, тесная связь игры с трудом вроде бы существует объективно. Но даже марксистская педагогика иногда пробует это оспорить. В 40-е гг. в советской педагогике вокруг игры неожиданно развернулась полемика. Довольно известный в те и последующие годы профессор П.А.Рудик, психолог и педагог, занимавшийся теорией игры, пишет книгу " Игры детей и их педагогическое значение", в которой беспокоится, что в игре возможен " грубый отрыв от действительности" представителей " самого счастливого детства". Нападая на Л.С.Выготского, П.А.Рудик называет позиции последнего по детским играм " в корне неверной теорией". Названная нами работа наиболее ярко демонстрирует попытки " демонтировать" истинную сущность детской игры. Рудик считает, что в играх " отсутствует функциональное удовольствие", что в игре главное — " результат, а не процесс". Наконец, данный исследователь утдерждает, что " нельзя рассматривать игру как простую забаву". Противопоставляя труд игре, Рудик опирается на типичные для того времени " аргументы": совершенно другой характер носит труд в нашем социалистическом обществе, где освобожденный труд впервые стал делом чести, делом доблести и геройства и где самый процесс работы доставляет трудящимся высочайшее наслаждение" 65. П.А.Рудика тревожит в детских^играх " отход от действительности в область символики и фантастики", он не может согласиться с Л.С.Выготским даже в том, что " для детских игр наиболее характерным признаком является наделение используемых в игре предметов переносными значениями" 66. Не затрагивая характерную для тех лет уничижительную критику психологии по заказу ВКП(б) Рудиком и ему подобными, заметим, что идеологов тех лет не устраивала детская игра, противостоящая унылому, однообразному и принудительному труду. Большой поборник детской игры В.А.Сухомлинский позднее скажет
категорично: "... нельзя поставить китайскую стену между трудом и игрой" 67. Игра и труд, будучи на заре цивилизации почти неразличимыми и взаимосвязанными видами деятельности, в процессе исторического развития обществ постепенно обособлялись. Элементы трудовой активности стали воспроизводиться в игре уже только с целью физического и эстетического удовольствия. Чем более сложным был труд, тем более адекватными становились игровые его формы. Но, как известно, в игре, как в капле воды, отражались не только виды и формы труда, но и все виды человеческой деятельности — быт, семейная жизнь, войны, охота, праздничные церемонии и т.п. Стало быть, не только труд питает игру. Это убедительно доказывает А.И.Мазаев — крупнейший советский культуролог6*. На первоначальной стадии человеческой культуры еще не могли существовать автономно ни труд в ого рационализированной форме, ни игра как духовная самоцель. Нам импонирует позиция философов Е.И.Добринской и Э.В.Соколова, которые отмечают: " Если бы игра складывалась лишь на основе трудовой деятельности, то богатство игрового элемента зависело бы от развитости труда. Но этого нет. Древние культуры, античность и даже средневековье насыщены игровыми формами, тогда как в развитой индустриальной цивилизации игровой элемент ослаблен" 69. Итак, труд, бесспорно, был источником появления феномена игры, но не единственным. Можно надеяться, и доказательством: > тому служит социальная практика, в том числе нашего общест-на, что в будущем усилится синтез труда и игры, особенно в опыте детства. Они не растворятся друг в друге. Окультуренный, научно осмысленный и цивилизованный труд будет тяготеть к досугу, а игра останется его эстетическим стимулом, компонентом радости и наслаждения. Равно как и игра будет обогащаться элементам^ труда и станет более сильным источником ндохновения и творчества. Теория абсолютизации культурного значения игры. Во «торой половине XX столетия в развитии теории игры наметился переход от биологических, индивидуально-психологических подходов к социологическим и культурологическим. Испанский философ и публицист Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955), нидерландский историк культуры, философ И.Хейзинга (1872-1945), жиейцарский писатель Г.Гессе (1877-1962) и другие деятели науки и культуры связывают игру с общественным разумом, с культурой в целом. С культурой как системой игр. С культурой, Гессе считал, что именно через игру ума можно достигнуть глубины общения и взаимопонимания людей. Игра, по Гессе, " палата мер и весов", критерий, отличающий мастерство от ремесленничества. Игра демонстрирует в человеческом обществе все эталоны ценностей культуры. Она и есть, по его мнению, культура людей70. Известный голландский историк культуры Й.Хёйзинга, автор известной книги " Человек играющий", исследуя в ней феномен игры и ее воздействия на духовную жизнь человека, считает игру первичным импульсом человеческой истории. Игра, по его мнению, дает жизнь и обусловливает развитие всей культуры, ее разнообразных форм и направлений. Хёйзинга критикует практически все теории появления игры, обобщает их и ставит свою проблему источника игры и ее сущности. Хёйзинга сам вопрос: " Что есть игра в себе и для себя и что она означает для играющих? " — относит к второстепенным. По его мнению, интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. Феномен игры, как он считает, и кроется в этой поразительной интенсивности, в ней сущность, исконное качество игры. Не разрядка избыточной энергии, не отдых после напряжения сил, не компенсация несбывшихся желаний, а именно природная сила делает игру игрой с напряжениями, творчеством, радостью и всеми заботами, " самодовлеющим неч-Выдающийся мыслитель XX столетия выводит игру из ми- ТО". 15ЫДающии1; и тымшаш ^ ра повседневного, как " внеразумное занятие", как заданную величину взаимодействия разных сил, существовавшую прежде самой культуры и пронизывающую саму культуру, однако о детях и детских играх Хёйзинга не пишет вовсе. Попробуем вычленить специфические психические состояния ребенка прежде всего в игре. Их, очевидно, непросто описать
замерить, но они существуют именно как приметы игры, ее мысленного и немысленного мира радости, творческого напряжения, взволнованности, аттракции, вдохновения, исступления, аффекта, экстаза, аффимиляции, воображения, возбуждения, решительности, экзальтации, экспрессии, мистицизма, активности, эмпатии, сопереживания, фантазии, афферентации, шутливости и т.д. и т.п. Называем данные состояния со знаком плюс, хотя бы и с излишеством в условиях мысленно детерминированного мира. Это " излишество", " избыток духа", духовно-эмоционального, доставляющего удовольствие играющему, и ость природность игры, причинность ее появления. Существует расхожее выражение " вначале было слово". Перефразируя его по отношению к ребенку, мы вправе говорить " вначале была игра", ибо с нее у ребенка начинается восприятие и осознание мира. Хёйзинга трактует игру как действие, наделенное сакральным смыслом и значением. Игра объективно чаще всего и есть действие. В этом плане голландский ученый и обозначает ее как " священную игру", веруя в то, что все формы архаических культур пронизаны ею. С данным утверждением трудно спорить. Не согласиться можно лишь по поводу того, что предшествовало игре. Нам кажется, что позиция Г.В.Плеханова в этом плане научно безупречна: труд предшествует игре и определяет ее содержание. Известное изречение " игра есть дитя труда" заимствовано русским философом у психофизиолога В.Вундта. Но Хёйзинга, изучая жизнь и культуру первобытного, античного и средневекового обществ, рассматривает игру как побуждение к самопроявлению: " Игровое состояние как общественный импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняло жизнь и, подобно дрожжам, заставляло расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в священных состязаниях. Право выделялось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировалось регулирование споров оружием, как и условности аристократической жизни... Культура, в ее первоначальных формах, " играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она развивается в игре и как игра" 7^. Следует задержать внимание на следующей позиции ученого: культ перерос в священную игру. Хёйзинга понимает, что игра длительно была культовым обрядом. Тут он не противоречит 11леханову, который полагал, что игра порождается стремлением снова испытать удовольствие, рождаемое употреблением в деле силы — в труде, охоте или боевом действии. Культовый игровой обряд предоставлял людям такую возможность наиболее
Таким образом, по мнению Хёйзинга, люди древних культур " играют порядок природы", каким он Запечатлен в их сознании, люди цивилизованного времени играют порядок социальной жизни73. Наверное, сводить всю человеческую культуру к игре нельзя. Вместе с тем при исследовании игры следует помнить, что наука сталкивается с огромным игровым богатством, разнообразием ее планетарных и утилитарных, конкретных проявлений, с расплывчатостью границ игры, огромной сложностью и эфемерностью самого феномена. Прав М.Вуарен, считающий, что игра как бы ускользает из сферы больших категориальных противопоставлений. Существуют ли иные теории и версии происхождения игры? Бесспорно. К примеру, Ж.Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р.Хартли, Л.Франк, Р.Гольденсон предполагают, что игра порождается " коллективным инстинктом" детей7" *. Тот же Хёйзинга или Ор-тега-и-Гассет, Гессе, Лем, Мазаев, Бахтин источником игры счи-
тают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум. | Оригинальные концепции и подходы к изучению игры сделаны в гештальтпсихологии, психоанализе, школе генетической эпистемологии Ж.Пиаже, других школах гуманистического направления в психологии. Теорию игры в аспекте ее исторического проявления, выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития индивида у нас разрабатывали Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и другие. Мы не рассматриваем в этой книге теорию первобытного синкретизма А.Веселов-ского и теорию прелогического (пралогического) мышления Л.Леви-Брюля, чьи работы резко критиковались в марксистской литературе в 20-30-е гг. за идеалистическое толкование проблемы игры. Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая ее разный функционал или близкие ей явления культуры. Все это объяснимо. С нашей точки зрения, не следует лишь привязывать к разным теориям ученых политические, идеологические мотивы. Так называемые идеалисты, чьи воззрения дружно уничижали представители материального, марксистско-ленинского направления, представляли философские или иные учения, насчитывающие двухтысячную историю. Еще в 1702 г. Г.В.Лейбниц (1646-1716), крупнейший немецкий философ, историк, математик, энциклопедист, считающийся одним из первых идеалистов, писал о Платоне как о самом крупном материалисте и самом крупном идеалисте. И хотя в философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности, идеализм отражает бескорыстие идеала бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Нам бы не хотелось объяснять заблуждения, ошибки или научные озарения в сфере игры только борьбой двух противоборствующих направлений. Разные точки зрения на появление игры стоят человеческого внимания. Будем относиться к научным концепциям ученых разных эпох и стран с должным уважением. Тем более, что игра объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций. Природа не случайно предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя ребенок познавал жизнь, готовил себя к ней, развивал жизненно важные органы и функции, влиял на мир, вступал в сложные коммуникативные контакты, становился человеком-творцом.
Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры и по теории игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей в их суверенной деятельности, отражающей многообразие окружающего мира и богатства человеческих отношений. Длительная экспериментальная работа по теории)детской иг-рь! автора данной монографии дает основание полагать, что ей \ присущи различные свершения, " исполнения", различная полезность, разный круг отражаемой деятельности, различные назначения-функции. Функциональность игры идет от запросов-социальной практики, от психофизиологических потребностей растущего ребенка! и редуцирования человеческой деятельности ям'^Функции игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Существует игра-труд, игра-искусство, игра-досуг, игра-праздник, игра-отдых, игра-загадка, игра-разрядка, игра-тренинг, игра-упражнение, игра-развлечение, игра-бессознательное влечение, игра-воображение, игра-ориентация, игра-коррекция, игра-общение, игра-сообщение, игра-риск и т.Дт- Существует игра, синтезирующая в себе многое из названного, В любом случае она есть свободное проявление разнообразных влечений индивида. Не случайно А.С.Макаренко и Л.С.Выготский видели возможность для человека почувствовать себя в игре " чем-то более высоким", подйяться " на голову выше самого себя", приобрести " высшие нравственные достижения, которые завтра станут его средним уровнем, его привычной моралью" '5. ^Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно, особенно игры дошкольников. Отмечается ее роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии ребенка, в приобретении опыта нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнерство, совместимость), опыта разнополовых и разновозрастных связей, в развитии чувства юмора и др^Л Мы делаем попытку определения особых функций игры как Педагогического феномена культуры, представляя их в монографии предельно кратко. Называем наиболее важные функции: социокультурное назначение игры; функция межнациональной коммуникации; функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики; коммуникативная функция игры; -^ диагностическая функция игры; ^ игротерапевтическая функция игры; функция коррекции в игре; *-7 развлекательная функция игры. ~[ Кратко, 1 рассмотрим эти функции. 1. Социокультурное назначение игры Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включа Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное, в людях, психологический склад народов, национальностей^] традиции сублимации. Социокультурный смысл, к примеру, национальной игры в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры, стереотипы поведения в человеческих общностях.' Известно, что англичане к примеру, изолированные островным характером своей страны, изобрели коллективные игры — футбол, баскетбол, регби. Национальная обособленность, традиционная английская индивидуальность побудили их найти игровые командные модели, спортивный успех которых требует максимальной коллективности усилий. Экспансивные итальянцы реализуют националь-
2. Функция межнациональной коммуникации Кант считал человечество самой коммуникабельностью/ Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Межнациональны потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они так сближают людей. Одни и те же по содержанию и правилам игры, хотя и называемые по -другому у людей разных национальностей, рождены в разных концах Земли едиными социально-культурными истоками и причинами. Например, прятки основаны на инстинкте самосохранения; ловушки, догонялки - - на рефлексах двигательности; лапта, вышибала — на конфликтах и компромиссах.] Этот вопрос, конечно же, требует дополнительного исследования. Но и компромиссы и конфликты — элементы гражданского мышления и поведения детей. [Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни, в огромной гамме чувствования. Ребенок учится в игре сенсибилизации, готовится и " созревает" для решения различных жизненных проблем. В разных странах у детей это реализуется практически одинаково. Значит, игры хранят этнокультуру, они мировой банк вечных духовных ценностей. Об универсальности и общечеловеческой, раданности игр свидетельствует тот факт, что игры т^йили-'йнбй национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом. ^ 3. Функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики Это одна из основных функций игры. Реализация — осуществление какого-либо плана, намерения, исполнение желаний самим индивидом. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом, плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, ими конкурентность, или возможность' победы., или достижение какой-либо цели. Процесс игры — пространство самореализации. Игра — уникальный полигон человеческой практики ребенка, действии
телъности как области применения и проверки накопленного опыта. Поскольку моделируемая в игре практика, результаты разных игровых открытий переносятся на совершенствование дальнейшей практической деятельности, именно это обстоятельство становится важнейшим, если учесть саму функцию Многих игр — постановка и решение различных проблем в деятельности. Игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостаточность опыта. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуа цию для того, чтобы раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы у ребенка и моделировать их снятие. Практически во всех детских играх выражена сущность объективной действительности и жизненной правды. Материал для игр дети приобретают только из окружающего мира. Для действительной жизни у ребенка в период детства слишком мало душевного материала, мало опыта, недостаточно сложившихся представлений, но он хочет жить активно и деятельно. Игра становится его жизнью, и он в этой жизни личность свободная, самостоятельная, живущая полной детской и неполной взрослой жизнью. В этом же плане игра социокультурно пространственна. И это пространство — часть ее содержания. Площадки игры различны: от микропространства (шахматная доска, стол для настольного тенниса и т.п.), от специальной площадки для игр (корт, сцена, волейбольное поле, ринг, арена цирка) до пространства дворов, улиц, площадей, до макропространства Игры Вселенной. Каждая игровая территория на время игры относительно независима и наполнена своим психологическим, своим социальным климатом. Детям необходимы разные по величине игровые пространства как освоение пространства жизни и деятельности, как среда самореализации; Все, что расположено в рамках этой среды, стимулирует ребенка к активному освоению предметов и явлений реального мира, желанию с ними поиграть, включить в процедуры игры, в ее контекст. 4. Коммуникативная игра Игра — деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютно необходимы общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний. Любое игровое общество (кратковременное или долговременное) — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива (группы, команды), ребенок берет на себя ряд моральных обязатель-
Если игра есть форма общения людей (Каган), тем более детей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между детьми быть не может. Игра — победа товарищеского сознания. Очевидно, общение следует рассматривать и как основной энергетический источник игры, питающий ее эмоциональную сторону, как отметил О.С.Газман, " энергия, направляемая на поддержание игрового действия, может довольно быстро угасать или быть практически неиссякаемой в зависимости от состава участников (играют только девочки, группа смешанная, группа разновозрастная), от характера межличностных отношений в игре, от того, соблюдается ли в ней не только избираемое правило, но и этическая культура общения" 77: никто никого не " давит", пресекаются грубость, насмешки и т.д.; в зависимости от наличия у детей равных возможностей для самопроявления в товарищеской игре. В сравнении с обычными дидактическими приемами на учебных занятиях, неигровыми формами общения в совместных коммуникативных играх наблюдается активное повышение жизненной энергии в результате игрового взаимодействия, сопереживания, состязательности. Это обусловлено тем, что игра ивде-ет ближайшее отношение к потребностной сфере: в ней происходит исполнение желаний ребенка. Об этом пишет С.Л.Рубинштейн: " В игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности, в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть" 78.
|