![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Знак и символ. Знак — предмет, явление, служащие представителем другого предмета, явления, процесса5.
Проблема знака трактуется философией, психологией, педагогикой, логикой, семиотикой и другими науками по-разному. Само обозначение понятия знака в научной литературе также разнопланово. Философская трактовка: " Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)" 6.
В семиотике — отрасли науки, которая занимается сравнительным изучением знаковых систем, — указывается, что обозначения предметов необычайно разнородны: " символ", " эквивалент", " репрезентант", " обозначающее", " копия", " индекс", " изображение".
Понятие " знак" в научной литературе трактуется по-разному: материально выраженная замена предметов, понятий, явлений; указатель, изображение, метка (мета); понятие; символ; художественный образ; метафора и т.д.
. СУЩЕСТВУЕТ ПОНЯТИЕ о знаках момента, которые не всегда следует принимать за истину. С одной стороны, переломный момент социальной жизни Российской Федерации перенасыщен западными, особенно американскими, знаками, а именно: чужой рекламой, чужой терминологией (названия фирм, частных предприятий, музыкальных молодежных коллективов и т.п.), чужим языком общения (слэнг), чужими песнями, танцами, музыкальными пьесами, фильмами, чужой одеждой и амулетикой, жвачкой, сладостями и др. С другой стороны, эта наносная культура — явление временное. Русская культура, к счастью, все-таки хранится в сознании многих людей. И что бы ни случилось, ни происходило " наверху", наша культура останется жить, пока живы мы. Наши предки практически на каждой вещи ставили знаки дос-говой практики — рисунки, насечки, орнаменты, узоры. Знаки, нанесенные на полотенца, сарафаны, рубашки, головные платки, ложки, коромысла, наличники окон, сундуки, соединяли человека с его представлением о празднике жизни, придавали конкретным вещам заряд духовной энергии. Нам представляется, что вхождение детей в культуру идет иным, чем у взрослых, путем, и прежде всего через знаки культуры досуга: игрушки, имитирующие предметы; предметы, используемые как игрушки; условия среды, стимулирующие детей к досуговой деятельности, озорству, забавам. Знаковая культура для детей — обретение смысла того или иного поведения в досуговом пространстве. Досуговые ценности у ребят равного возраста меняются, выстраиваются по иерархическому принципу, и отдельные знаки досуга или их формы становятся доминирующими в качестве ориентации поведения. Сегодня для нас, к примеру, очевидно: молодежная культура у каждого поколения своя и относиться к ней следует уважительно. Знаковые формы ее могут приходить из других стран, и задача воспитателей либо, если они не противоречат нашей духовности, принят!, их как составную часть отечественной культуры, либо противопоставить нечто лучшее, либо, если это невозможно, наполнить их новым содержанием (костюмы, прически, музыка, танцы, амулетика и др.). Дети в досуговой деятельности создают свои предикаты знаков, которые отражают реальные признаки предметов, явлений, материалов, аксессуаров, игрушек, включаемых в процесс досуга, с одной стороны. С другой — знаки воспринимаются подростками как показатели, возникающие из воображения, представления, из магического " как будто бы", т.е. из образа, придуманного детьми. Есть и третья сторона — это рефлексивный предикат, который появляется спонтанно в процессе развития игрового действия и коммуникативных отношений партнеров по досугу.
Знак — корневое понятие для таких распространенных слов, как " знаю", " знакомить", " знакомство",
|