Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПОДХОД По классификации Пирса, такие знаки делятся на иконические (копия объекта), индексы (признаки объекта) и символы (связь знаков с объектами условна);
2 ПОДХОД 1. С точки зрения способа их воздействия на зрение, слух. Сюда можно отнести: а) визуальные, зрительно-видимые, обозреваемые знаки. Знаки на лице, теле (рисунок, макияж, татуировка) как свидетельства взросления, принадлежности к той или иной группе, компании, тусовке, религиозному сообществу.
Эмблемы и значки на одежде, головных уборах, необходимые либо для игры, либо для карнавала, либо для постоянной или временной принадлежности к досуговой группе. В этом значении визуальные знаки могут быть компонентом принятой эстетики, моды или стимулом возникновения и развития неформальных отношений, демонстрации принадлежности к " братству", союзу " посвященных". Мы сюда бы отнесли знаки, значки-амулеты (лат. — " амулет"; " оберег") в виде мелких предметов, которые охраняют владельца от бедствий, неприятностей, " злых чар", болезней. Мода на амулеты в среде молодежи увеличилась в последнее время. Визуальные знаки — это знаки-признаки, знаки-ориентации в детском сообществе. Это знаки о себе, знаки преподнесения себя другим. Среди визуальных знаков досуга можно выделить: -значки и эмблемы, связанные с играми; -тайные знаки, придуманные детьми для засекречивания деятельности и общения; -знаки зодиака, амулеты, украшения, аппликации (орнаменты, изображения, вышивки и т.п.), рисунки на одежде; экслибрисы на книгах, игрушках; -знаки различия по субординации самоуправления в детских организациях, объединениях, клубах, спортивных и иных командах; -костюмы, головные уборы, специальную форму команды; -изображения животных, птиц, рыб, цветов на костюмах, на лицах и т.п.; -татуировки и др. б) оптико-кинетические (визуально — статико-динамичес-кие) знаки с долей экспрессии. Это игровые жесты ребенка (знаки-жесты), пластика его движений, мимика лица (знаки- взгляды), знаки-приветствия.
А.Валлон, рассматривая эмоции ребенка, регулирующие мир его общения, считает, что деятельность детей в их мотивах и способах определяется средой, условиями окружения, что благодаря своим эмоциям ребенок сначала принадлежит этой среде, потом уже самому себе. Дети принимают в общении традиции приветствия друг друга — похлопывание по плечу, объятия, поцелуи, удары ладонью о ладонь, поднятие руки вверх. Существуют и рефлективные знаки телесного контакта — удары, толчки, которые носят промежуточный характер, они выражают ассоциативные отношения детей и подростков. Существуют в отдельных коллективных играх (футбол, баскетбол, волейбол, теннис и т.д.), в коллективных танцах, в коллективном восприятии музыкальных молодежных жанров искусства, в коллективном " болении" за любимые команды знаки и символы, которые реализуются под влиянием и обаянием масскульту-ры: вставания, вскидывание рук, размахивание флагами и т.п. Роль таковых знаковых обрядов в генезисе психики молодежи, в усвоении молодежной культуры досуга значительна. К кинетическим знакам досуга детей можно отнести: -знаки внешнего приветствия детей друг друга в досуговом общении (командные приветствия в играх и личные приветствия); -символические жесты (салют, ритуал, отдание чести и др.); -танцевальные жесты (па, образные движения и т.п.); -жесты протеста; -жесты общности, солидарности на массовках и тусовках; -знаки-симптомы (радость, восторг); -дискретные знаки и др.; В) экстралингвистические знаки как выразительное использование голоса, речи (знаки-звуки, языковые знаки). Чаще всего они используются детьми в синтетических моделях песни и танца: коллективные выкрики, междометия, свист. Данные знаки присущи вокальным показателям, темпоречи детей, паузам и даже дыханию. . Д.Б.Эльконин отмечает свойственный речевой игре " двойной символизм", использование в игре знаков-заместителей, замещающих действий 72. ВажнОЕ значениЕ речевых знаков социализации мысли детей в их досуговой практике и подражательность, которая свойственна имитационным и другим играм. Речевой знак, воспринимаемый на слух, содержит в себе различную информацию, важную детям. Знания, приобретаемые или через экстралингвистические знаки, мобильны, независимы и наиболее обобщены. К экстралингвистическим досуговым знакам можно отнести: -разнообразные фольклорные " сигналы" (речевки, дразнилки, говорилки, считалки и т.п.); -прозвища, отражающие имена действительных или вымышленных героев сказок, книг, мультфильмов, животных; речевые приветствия детей друг друга;
|