Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей.






Уходят, к примеру, ритуалы школь­ных " перекличек" накануне учебного года, школьных дисципли­нарных линеек, на которых еженедельно разбирали нерадивых. Меняется церемония " первого звонка".

Однако есть ритуалы, которые сохранились до сих пор, так как хранят и передают долговременные ценности народа, нации, общества, детского со­общества.

-Это воинские ритуалы присяги, отдавания чести, ношения воинской формы и подражание этим ритуала в играх детей, в частности в установлении поста № 1 у памятников воинской славы, вечного огня, памятных мемориалов, в выносе гирлянды или венка славы и др.

-Это христианские ритуалы, уходящие корнями в тысячелет­нюю религию народа, исполняемые в дни религиозных или при­родных праздников.

-Это ритуалы истинно народных празднеств, массовых гуля­ний, состязаний, природных праздников, таких как Рождество, Новый год, Масленица, Крещение (колядование, гадание и т.д.).

-Это современные ритуалы типовых школьных праздников: Дня знаний, Дня книги, Дня театра, праздника Букваря, вы­пускного бала, праздника урожая, дня встречи с выпускниками, Дня учителя и т.п.

-Это спортивные ритуалы командных и одиночных соревнова­ний, олимпиад, спартакиад (торжественное начало, вынос спор­тивного флага, зажжение огня соревнований, церемониал на­граждения, закрытия и т.п.).

-Это редкие ритуалы отдания чести Государственному флагу, Гимну, ритуалы встречи именитых гостей, вручения символов, ритуалы открытия выставок, новых зданий и т.п.

-Это ритуалы, связанные с началом некоторых народных игр и досугов, делением на команды, группы, выбором водящего, ведущего, голящего, разрешением игровых споров (жеребьевка, выбор поля состязания, право начала состязания и др.).

-Это ритуалы школьных линеек, митингов, манифестаций, праздничных костров возвышенного типа.

-Это ритуалы, связанные со специфической досуговои деятель­ностью: открытие и проведение туристических слетов; проведе­ние морских и речных праздников, фестивалей искусств; фести­валей технического творчества, осенних балов, дней именинни­ков (близнецов, тезок), карнавалов и т.п.

-Это новые ритуалы, связанные с созданием или обновлением деятельности детских общественных, религиозных, пионерских, скаутских, милосердных и иных организаций, ассоциаций, объ­единений и клубов.

 

Ритуалы и церемониалы, практикуемые в настоящее время должны отвечать следующим кри­териям:

-опираться на прошлый и настоящий опыт; соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям детей (национальным, местным тра­дициям);

-содержать драматургию, импонирующую модным и утили­тарным притязаниям детей;

-иметь простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство детей; содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.

Досуг — явление очень сложное, многомерное и противоречи­вое. Со времен античности он выступает во всех обществах двойственным явлением, как индивидуальный мир субъекта и мир социальных систем, подсистем, в контексте деятельнос­ти которых индивид проявляет себя по-разному, играя проти­воречивые роли.

В собственно социально-педагогическом значении досуг, его игровые модели, их образы, сигналы, знаки, символы, обряды, ритуалы проявляются активно лишь тогда, когда ориентиро­ваны на перспективы культуры, на свободные формы жизнеде­ятельности учащихся и проектируются непосредственно на личность.

ЛЕКЦИЯ VI

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕТСКИХ ИГР

§ 1. Психолого-педагогические условия организации детских игр

Оправдано ли вмешательство в детскую игру? Правомерно ли говорить об организации, тем более руководстве, регуляции или даже управлении детскими играми? Возможно ли заранее предугадать результаты детской игры? Имеет ли право взрос­лый вмешиваться в игры детей? На любой из этих вопросов можно ответить " нет", можно - " да".

 

СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА Игра теряет свою специфику как форму детской самодея­тельности и превращается в типичные, хотя в чем-то и свое образные, занятия, если воспитатель, злоупотребляя дидакти­ческими задачами, переносит методы дидактики в ткань иг ры, регламентируя, детей на каждом этапе их игрового дей­ствия, нарушает партнерство, заранее распределяет роли, ак тивно вмешивается в игровой процесс и т.п.

Организатор игры — воспитатель, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на их способность или неспособность проявления органи­заторских данных, личную инициативу, умение сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнерам по игре, на са­мообладание, солидарность, ответственность за свои действия и действия товарищей и т.д. и т.п.

 

Значит, руководство игрой прежде всего есть управление отношением детей к де­йствительности.

 

Если игра — средство " для управления развитием детей", ВЫДЕЛИМ РОЛЬ, ПОЗИЦИИ И СТАТУС ВЗРОСЛОГО В ЭТОМ РАЗВИТИИИ

Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы по­тому, что дети не каждого взрослого пускают в свои игры.

По­зволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций.

С точки зрения оценки игры как таковой взрослые способны за­нимать следующие позиции:

рестриктивную, которая вытекает из консервативно-охра­нительной установки " как бы чего не вышло", из желания оградить себя и детей от нежелательных последствий неп­редсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над детьми;

пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных пред­ставлений о свободах ребенка, из стремления жить с детьми бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них;

позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к детям и пониманием игры как " второстепенного" явления их жизни;

позицию " разумной середины ", означающую поиск опти­мума участия взрослого в игре;

позицию активного участия в игре взрослого в разных ролях.

Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой ру­ководитель и организатор игры (лидер). Выше мы рассматрива­ли понятие " ведущий" игру. Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.

 

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ТОТ СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ КОТОРЫЙ ВЫБИРАЕТ РЕБЕНОК

1. Обособление. Играющий ребенок уходит от связей с партнерами по игре. Он осознанно уклоняется от соприкосновения со
всеми остальными, ибо чувствует удовлетворенность от самостоятельного положения в игре. Такой " обособленный" существует
как бы сам по себе, вне общения с партнерами. Здесь возможны
сильные самоуглубления в игру или ярко выраженный индивидуализм.

2. Компромисс. Ребенок, чтобы укрепить свои позиции и авторитет в игре, прибегает к компромиссу путем уступок. Такая
дипломатия" необходима детям ради сохранения процесса игры, ради сохранения условий для того, чтобы испытать удовольствие в той или иной игре.

3. Уступки. Дети отказываются от противодействия в игре,
сознательно уклоняются от конфликтов, принимают компромиссные решения в играх ради права участия в них, общения со
сверстниками. Они уступают лидерам, более сильным и активным партнерам, не испытывая дискомфорта. Игровые переживания выше компромисса уступок.

4. Отключение. Ребенок, прерывая игровое действие, отключается от игры. Временно или надолго. Отключением дети
регулируют свое состояние и поведение в игре: эмоциональную
или физическую перегрузку, усталость, напряжение или пере­
напряжение, конфликтность. Такой способ поведения закономе­
рен и естествен.

5. Изоляция. Есть дети, которых в силу различных, " странных" 'или негативных черт их характера сверстники
воспринимают плохо, конфликтно. Их с трудом берут или вообще не принимают в игру. Их положение в компании сотоварищей сложное, часто изоляционное или даже бойкотное.

Изоляция может спонтанно возникнуть в процессе игры, так как игра
всегда обнажает сущность каждого игрока. В игре могут сложиться такие условия и ситуации, когда не вписавшиеся в игру
дети, обладающие субъективными качествами деструктора, отрицательного лидера, яркого индивидуалиста-эгоиста, отвлекают ресурсы игры на себя, на свое самовыражение и консервацию своих взглядов, вкусов, интересов вопреки остальным
участникам игры.

6. Завершение игры. Впечатление у детей от игры зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в иг­рах недопустимы. Дети надолго отходят от игры

 

Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила, распределяет (или участвует) роли, гото­вит все, что необходимо для игры, и т.д.;

один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;

косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или детей);

включенная роль (консультант, эксперт);

оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);

нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешиваю­щийся в игру);

исследовательская роль (экспериментатор, диагностик)..

 

 

Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к игра­ющим — взаимодействие воспитателей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на " субъект-субъектные" способы взаимодействия, на партнерство.

Взрослый — участник игры, если он ее использует целенап­равленно, осуществляет методическое руководство ею. Это дея­тельность, регулирующая способы осуществления практической педагогической деятельности с целью обеспечения играющих ве­дущими идеями и достижениями теории, методики и практики. Организатор игры как методист определяет цели и задачи игры или игрового комплекса, уточняет пути и способы их решения, намечает этапы игры и порядок ее организации, критерии и по­казатели ее результативности, выявляет допускаемые методи­ческие ошибки, осуществляет методическую коррекцию" ^.

Условия, способствующие эффективности руководства детскими играми.

1. Признание игры как ведущего вида деятельности детей, признание их субъектной позиции, которая проявляется в признании права выбора игры, роли, сюжета, атрибутов и т.д.

 

2. Педагог должен занять позицию партнера по игре

3.. Дети должны знать и понимать то содержание, кото­рое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка.

 

4. Учет индивидуальных особенностей ребенка и группы детей в целом, то есть индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подход.

 

5. Опора на личный опыт ребенка или группы детей. Так как игра детерменирована окружающей действительностью.

6.. Конструктивный подход в организации игр, например в подборе партнеров в игре, распределении ролей (активные-неактивные) исходить из важности развития каждого ребенка в игре, а не разыгрывать показательные игры или проявлять избирательность в организации игры (любимчики НЕ путать с индивидуальным подходом)

7. правильно руководить соревновательными мотивами в игре. Не культивировать дух соперничества, а развивать уважение к партнеру по игре

8. Выделение в педагогическом процессе достаточного времени на детскую игруправильный выбор времени для игры

9. Игра не должна насильственно вытесняться другими видами деятельности или сама вытеснять их все должно исходить из интересов детей и целесообразности

11., Наличие элементов юмора в игре — средство прео­доления напускного скептицизма особенно начинающих педагогов. Юмор — силь'нейшее педагогическое средство.

12. Целенаправленное, рациональное и оптимальное создание предметно-игровой среды и предметно-игрового

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал