Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.
Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря " Орленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых традиций, создавших неповторимый колорит этой детской здравницы. К ним можно отнести " непостаревшие" традиции первого " огонька" знакомств, сюрпризного концерта вожатых, специфических праздников дружин. У дружины " Солнечная" это праздник " рыжего солнца", в " Звездной" дружине — " Русские игрища", в " Стремительной" — " Поэма лета", в " Морской" — " Салют, море! " и т.п. В каясдой дружине " Орленка" немало иных красочных традиций, например создание и обогащение неповторимых дружинных музеев: " Подвиг", " Пограничная слава", " Природа Кавказа", " Игры и игрушки" и т.п. Можно вспомнить и " мелкие" традиции: ритуал линейки в дружине " Солнечная", приуроченный к точным минутам заката солнца, " орлятский круг" — прощание перед отъездом с исполнением любимых песен, обмен сувенирами, сделанными руками ребят, и др.
В досуг вошли компьютерные игры, новые виды спорта, но не уходят из практики примитивные азартные забавы, часто унижающие их достоинство, — игры на деньги (" чика", " пристенок", " очко"), игры с физическими наказаниями (" чугунная спина",.). Статичность досуга позволяет хранить приметы истории общества в лексике (считалки, говорилки, страшилки, зачинки и т. д.), в названиях игровых ролей (царь, сыщик, разбойник, палач), в названиях забав (" флирт", " картузы", " бирюльки", " се-мечник", " завалинка"). Связанные с социально-психологической сферой и культурой людей, традиции отражают все составляющие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в их социумах.
К игровым традициям мы склонны отнести многие обряды, обычаи, ритуалы, церемонии досуговой практики людей, в том числе детей.
Обряд, обычай. Между обрядами, обычаями (свычаями) и детскими играми много тождественного, но есть и разница. Обряды и игры во многом надутилитарны, в них присутствуют правила-предписания (скрытые, обнаженные, косвенные), регулирующие поведение участников. Обычаи более традиционны, для них характерен стереотипный способ поведения участников, воспроизводящих привычные действия, общепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения. Обряд можно понимать как образный ряд (об-ряд) рационально-иррацаональных действий. Обычай — то, что обычно (быт-быть-бытие), ло сути обыденно, но необычно по форме. Игры обрядового характера находят свое отражение в весьма сильно " выветрившихся" обычаях семика, Купалы, в святочных представлениях, в хороводных играх. Скажем, обычай искать в ночь на Ивана Купалу цветущий папоротник, который обозначг ет либо место зарытого клада, либо знак одарения того, кто цвет увидит, необыкновенной любовью и здоровьем. День этот — день летнего солнцеворота, самый длинный день в году с самой короткой ночью. По древнему поверью, в этот день утром роса на лугах содержит особую силу цветущих трав и потому имеет очистительное и целебное свойство. Поэтому утром следовало купаться в росе, в реках, вечером зажигать купальские костры от трения дерева о дерево, так как такой огонь " живой", он символизировал могущественное солнце, плодородие ЗЕМЛИ
" Обряд — это персонифицированный, личностный праздник. Праздничная ситуация, рождающая обряд, всегда вызвана событием личного характера, касается в первую очередь конкретной личности, а через нее и общества в целом " 22. Обряды, в том числе существующие в опыте детского досуга, отражают тенденции надутилитарности традиционной культуры. Очень точно смысл обряда и всех входящих в него иных понятий отражают, к примеру, русские свадьбы, которые не проводят, а играют (играть свадьбу). Потому обряды, с одной стороны, — это некое театрализованное действо со сложившимся за долгое историческое время " сценарием", который включает и приметы современного быта. Но, с другой стороны, обрядовые " сценарии" не имеют завершенного вида, они строго не замкнуты и обязывают, воодушевляют, призывают к игровой творческой импровизации. Рефлексировать в' ситуациях обрядов как бы не принято. Можно сослаться на два " крайних" обряда — обряд похорон и опять же обряд свадьбы. К примеру, обряд поминовения умершего происходит на третий, девятый, сороковой дни и через год, считая и сам день кончи-ныТ" Каждый из названных дней хранит свои традиции, свои церковные сигналы: поминовение на третий день совершается в честь трехдневнего Воскресения Иисуса Христа и во образ Святой Троицы; обряд на девятый день связан с отданием чести девяти чинов ангельских, которые ходатайствуют как слуги Царя Небесного о помиловании представившегося; отрезок в сорок дней необходим, чтобы душа усопшего взошла на святую гору небесного Синая; годовщина смерти человека есть день рождения для новой, вечной жизни. Установленный в России День памяти усопших — возрождение традиции связи поколений, памяти родных, символизирования бессмертия души и святости человеческой памяти. Свадебные; старые и новые обряды: помолвка, встреча молодых в доме нопосты, свадебный поезд, свадебная летопись, свадебные игры, подарки и т.п. — соответствуЕт традициям человеческого опыта. Эти и иные обряды воспринимаются людьми как данность, как нерасчлененность опыта прошлого и настоящего. Можно предположить даже о существовании обрядового сознания людей. Из поколения в поколение передаются такие обряды, как вручение хлеба-соли, проведение траурной минуты молчания, проявление уважения к умершему вставанием, встреча родителями молодых после загса и т. п., имевшие когда-то магические, коммуникативные, суеверные и даже утилитарные функции. Обряды подвергались гонениям, их считали неуместными в новой, светской, тем более советской, идеологизированной действительности, но они все равно воспринимались и воспринимаются " фантазией во плоти", необходимой и целесообразной традицией. Обряды — чувственная сторона человеческого досуга. Их количество и разнообразие свидетельствуют о свободе и гармонии жизни людей. Будучи когда-то частью культуры религии, они постепенно распространялись на труд, быт и досуг, украшая последние красками значительной чувственности, эмоциональности и фантазией преображения действительности.
|