Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полезность, функция полезности и предельная полезностьСтр 1 из 9Следующая ⇒
Тема Теория потребительского поведения План лекции: Предпочтения. Основные предположения о поведении потребителя Полезность и функция полезности, предельная полезность Особенности потребительского спроса Кривые безразличия и карта кривых безразличия Предельная норма замещения и наклон кривых безразличия Бюджетное ограничение Оптимальный выбор
Предпочтения. Основные предположения о поведении потребителя
Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, на второй — исследовать цену, решить третий вопрос — определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя. Изучение поведения потребителя осуществляется в три этапа. На первом этапе рассматриваются проблемы описания или представления вкусов и предпочтений потребителя. На втором этапе исследуется влияние ограниченного бюджета потребителя на его выбор в приобретении товаров и услуг. На третьем этапе определяется набор товаров и услуг доставляющих наибольшую Не надо путать предпочтения и операции выбора. Предпочтения – это симпатии и антипатии. Бюджеты зависят от дохода и от цен товаров и услуг. Порядковый подход потребительского выбора основывается на следующих постулатах: Множественность видов потребления. 2. Аксиома транзитивности. Если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С. 3. Аксиома полноты. Для любых двух наборов товара А и Б справедливо одно из следующих трех отношений «А предпочтительнее > Б», либо «Б> А», либо «А эквивалентно ≈ Б». 4. Предположение о ненасыщении, т.е. большее количество товара предпочитается меньшему. 5. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута. 6. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.
Полезность, функция полезности и предельная полезность Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Количественный подход (кардиналистский) основан на представлении о возможности измерения разных благ. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности — TU (см. рис.la). Общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, а предельная полезность — MU — каждой дополнительной единицы блага полезность неуклонно уменьшается (рис.1б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. Функция общей полезности - это количественная функция, которая ставит в соответствие некоторому набору товаров и услуг определенное число: ТU = U = U(ху). Функция предельной полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества: где MU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага. Из рис.1 видно, что функция общей полезности достигает максимума, когда М U = 0. Так для двух видов благ Х и У функция полезности имеет вид: U = U(ху). где: х- количество потребляемого блага Х. у- количество потребляемого товара У Тогда предельная полезность для товаров Х и У определяется:
Если мы разделим предельную полезность на цену, то получим взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих наборов товара. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний денег, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Обозначим взвешенную предельную полезность через: где γ — предельная полезность денег.
|