Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полезность, функция полезности и предельная полезность






Тема Теория потребительского поведения

План лекции:

Предпочтения. Основные предположения о поведении потребителя

Полезность и функция полезности, предельная полезность

Особенности потребительского спроса

Кривые безразличия и карта кривых безразличия

Предельная норма замещения и наклон кривых безразличия

Бюджетное ограничение

Оптимальный выбор

 

Предпочтения. Основные предположения о поведении потребителя

 

Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя,

на второй — исследовать цену,

решить третий вопрос — определить доход потребителя.

Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя.

Изучение поведения потребителя осуществляется в три этапа.

На первом этапе рассматриваются проблемы описания или представления вкусов и предпочтений потребителя.

На втором этапе исследуется влияние ограниченного бюджета потребителя на его выбор в приобретении товаров и услуг.

На третьем этапе определяется набор товаров и услуг доставляющих наибольшую

Не надо путать предпочтения и операции выбора. Предпочтения – это симпатии и антипатии. Бюджеты зависят от дохода и от цен товаров и услуг.

Порядковый подход потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

Множественность видов потребления.

2. Аксиома транзитивности. Если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

3. Аксиома полноты. Для любых двух наборов товара А и Б справедливо одно из следующих трех отношений «А предпочтительнее > Б», либо «Б> А», либо «А эквивалентно ≈ Б».

4. Предположение о ненасыщении, т.е. большее количество товара предпочитается меньшему.

5. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

6. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

 

Полезность, функция полезности и предельная полезность

Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Количественный подход (кардиналистский) основан на представлении о возможности измерения разных благ.

Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности — TU (см. рис.la). Общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, а предельная полезность — MU — каждой дополнительной единицы блага полезность неуклонно уменьшается (рис.1б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

 

Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Функция общей полезности - это количественная функция, которая ставит в соответствие некоторому набору товаров и услуг определенное число: ТU = U = U(ху).

Функция предельной полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

где MU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага. Из рис.1 видно, что функция общей полезности достигает максимума, когда М U = 0.

Так для двух видов благ Х и У функция полезности имеет вид: U = U(ху).

где: х- количество потребляемого блага Х. у- количество потребляемого товара У

Тогда предельная полезность для товаров Х и У определяется:

 

 

Если мы разделим предельную полезность на цену, то получим взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих наборов товара. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний денег, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Обозначим взвешенную предельную полезность через:

где γ — предельная полезность денег.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал