![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г. Пааше и Э. Ласпейреса, их практическое применение
Статистические индексы (собственно индексы) строятся с учетом двух правил: взвешивания и элиминирования. Взвешивание состоит в том, что индексируемый показатель умножают на другой, связанный с ним показатель, называемый весами индекса. Цель приема состоит в том, чтобы несоизмеримые явления (например, разнородные товары, измеряемые в кг, л., шт. или цены за 1кг, 1л, 1 шт.) привести к единству и получить сравнимые показатели, которые можно суммировать. Взвешивание позволяет рассматривать индексируемый показатель не изолированно, а во взаимосвязи с другими показателями. Элиминирование – устранение влияния весов путем фиксирования их в числителе и знаменателе формулы индекса на уровне одного и того же периода. Так, если товары, проданные в двух периодах, оценить по одним и тем же, например, базисным ценам (p0), то индекс отразит изменение только одного фактора – индексируемого показателя – q:
- общий индекс физического объема произведенной (реализованной) продукции. Если же в формуле индекса предусмотреть лишь изменение цен (р), а количество товаров (q) зафиксировать в числителе и знаменателе на одном и том же уровне, то индекс будет характеризовать только изменение цен (т.е. индексируемого показателя), так как изменение весов (q) будет устранено (элиминировано), благодаря их фиксированию: · либо на уровне отчетного периода
- общий индекс цен Г.Пааше (по имени немецкого экономиста, впервые предложившего его в 1874г.); · либо на уровне базисного периода
- общий индекс цен Э. Ласпейреса (по имени немецкого экономиста, предложившего его в 1864г.). Значения индексов цен Пааше и Ласпейреса не совпадают (первый всегда меньше), что связано с их различным экономическим содержанием. Индекс цен Пааше показывает, насколько товары в текущем периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном. Индекс цен Ласпейреса дает ответ на вопрос, насколько товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде. Общий индекс цен Пааше используется, когда нужно определить, сколько денег население переплатило за продукцию, купленную в текущем периоде в связи с ростом цен. Общий индекс цен Ласпейреса используется для расчета ИПЦ и показывает, насколько дороже стала «потребительская корзина» прошлого года в текущем периоде. Он отражает уровень инфляции на потребительском рынке, а, следовательно, показывает удорожание стоимости жизни или снижение уровня жизни населения в связи с ростом цен. Для разноименных товаров (услуг) вычисляют индексы по методикам: Эджворта – Маршалла
Фишера (так называемая “идеальная” формула)
По аналогии можно записать агрегатные индексы для многих других показателей: · агрегатный индекс себестоимости – Iz = · общий индекс урожайности в агрегатной форме – Iy = где
· сводный индекс производительности труда в агрегатной форме Iw = где
· агрегатный индекс производительности труда, выраженной обратной величиной – трудоемкостью (t) – Iw = где
Пример. Имеются следующие данные о продаже товаров рыночной торговлей города:
Проанализируем данные таблицы с помощью индексов. 1. Как изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным по каждому товару в отдельности.
Вывод: По товару А цены повысились на 33, 3%, или на 1руб. за 1 л., по товару В – снизились на 20% или на 0, 5 руб. за 1 кг., а по товару С повысились на 25% или на 5 руб. за 1 шт. 2. Как изменилось количество проданных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным по каждому товару отдельно?
Вывод: В отчетном периоде по сравнению с базисным количество проданного товара А снизилось на 26, 7% или на 400 л., по товару В физический объем реализации увеличился на 66, 6 % или на 2000 кг, а по товару С – на 50% (в 1, 5 раза) или на 10 000 шт. 3. Как изменились цены по трем товарам вместе? Используя формулу (7), определим общий индекс цен: Переплата составила D p× q (р) = 764400 – 615800 = 148600 (руб.) Вывод: По трем товарам вместе цены выросли на 24, 1%, что вызвало переплату в сумме 148600 руб. 4. Как изменилось общее кол-во проданных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным? Используя формулу (6), определим общий индекс физического объема продаж: D p× q (q) = 615800 – 412000 = 203800 (руб.) Вывод: В отчетном периоде по сравнению с базисным, количество всех проданных товаров увеличилось на 49, 5 % или на 203800 руб. 5. Как изменилась стоимость всех проданных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным?
D p× q общ. = 764400 – 412000 = 352400 (руб.) Вывод: Стоимость всех проданных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным выросла на 85, 5% или на 352400 руб. Взаимосвязь исчисленных индексов: Взаимосвязь абсолютных пофакторных изменений: Проверим эту взаимосвязь: 148 600 + 203 800 = 352 400 (руб.)
|