Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.
В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации: 20. Автономия в зарубежных странах. Автономия (греч. auto - сам и nomos - закон) означает право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-либо части территории государства. Основными видами автономии являются: -территориальная. - национально-культурная (персональная) Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Ее отличия: Существует в Великобритании, Испании, Италии. Выделяют политическую и административную формы территориальной автономии. При политической автономии статус автономного определяется либо общегосударственными законами, либо статусом автономии, утверждаемым общегосударственным парламентом, в соответствии с которым парламент автономии обладает правом принятия законом при условии их соответствия конституции и общенациональным законом. При административной форме территориальной автономии автономные образования вправе издавать только подзаконные акты. Принимаемые ими акты должны соответствовать общенациональному законодательству. Национально-культурная автономия - это предоставление особых прав национальным меньшинствам, проживающим разрознено, для развития и сохранения языка, национальной культуры, традиций, обычаев. 21.Демократический политический режим: понятие, признаки, виды Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авторитарный). Демократический режим. Понятие «демократия» (от греч. demos — народ, kratos — власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (США, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируется общественность и политики. Основными характеристиками демократического режима являются следующие: решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы без опасности и т.п.) находятся под гражданским контролем; широкое использование методов убеждения, компромисса-провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; существование политического плюрализма в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции; гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей. Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, конституционными, органическими законами, обычными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных демократических институтов их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум нашел широкое применение в таких странах, как США, Швейцария, Италия, Канада. К сильным сторонам прямой демократии относится то, что она: — дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в общественно-политической жизни; — в большей мере обеспечивает легитимизацию власти; — позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту. К недостаткам часто относят следующие: — отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью; — сложность и дороговизна проводимых государственно-общественных мероприятий; — низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей». Представительная демократия позволяет осуществлять власти представителям народа депутатам, выборным органам госудапст венной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и обществен ных организаций. К достоинствам представительной демократии можно отнести то что она: — дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; — более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п. Ее недостатками являются: — возможность неограниченного развития бюрократии и коррупции; — отрыв избранных представителей от народа; — принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д. Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что на первый план ставят личность, ее права и свободы, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. В последние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, обеспечивается каждому человеку свободное развитие и достойная жизнь. 22.Авторитарный политический режим: Характерные черты и виды Авторитарный (лат. auctoritas - власть) режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, намного жестче, чем демократический. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Основными характеристиками авторитарного политического режима являются следующие: - в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов государства (или одного сильного лидера) - игнорируется, ограничивается принцип разделения - роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; - суд выступает, по сути, вспомогательным институтом, наряду с ним могут использоваться и внесудебные органы; - сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц. - в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные. - сохраняется цензура, - допускается частичный плюрализм; - права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются; - «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях. Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, клерикальный, военный и иные разновидности данного режима. Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Клерикальный режим основан на фактическом господстве религиозных деятелей в обществе и государстве. Руководитель государства является одновременно и религиозными лидером нации, сосредоточивая в своих руках не только светскую, но и духовную власть (Иран). Военный (военно-диктаторский) режим базируется на власти военной элиты, которая установлена в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц. 23.Фашиский режим - полное запрещение всех полит. партий кроме одной фашиской, для него хар-но сращивание фаш. партией с аппаратом гос., запрещение всех демократ. прав и свобод, примен. полит. террора, создание спец. мест лишения свободы. Прирзнаки опредялющие процесс фашизации: 1. открытое демонстративное нарушение демократических прав и свобод 2. приследование и запрещение комунистических, рабочих, социалистических партий 4. милитаризация гос. аппарата - когда в нем все большее влияние силовой структуры. 5. снижение роли центральных и местных представительных органов. 6. рост дискриционых испол. органов гос. аппарата 7. усиление антидемократ., идеалистической пропаганды. 8. легальное сущ. фашиских партий, групировок. Во многих странах мира сущ. множество партий фашиского типа.(Американский регион, Америк. фаш. партия, Ку-клукс-клан и т.д.) Во Франции процесс фашизации шел быстро. В ней был создан в34-36 год " Народный фронт". В современных странах фаш. режим в своем старом классическом виде уже нигде не сущ. возникли новые формы тоталитарных режимов - неофашизм. Они получили распростран. в латинской америке и также они были в Азии. Неофашизм - это фашизм в новых истор. условиях. Отличия: 1. Нет соц. базы, т.е. опора на армию. 2. Режим военной диктатуры(Греция - 1967,
|