Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательная процедура в парламенте
Важнейшими участниками законодательного процесса являются депутаты и само общенациональное выборное представительное учреждение — парламент. Законодательный процесс состоит из ряда стадий: — осуществление права законодательной инициативы; — обсуждение законопроекта; — принятие закона; - одобрение второй палатой (если таковая существует); — промульгация закона главой государства, его опубликование; — вступление закона в юридическую силу. Принятие закона зависит от реализации права законодательной инициативы, под которой понимается правомочие определенных в конституционных (законодательных) нормах субъектов (государственных органов, должностных лиц и др.) по внесению законопроектов в парламент. Правовым последствием реализации права законодательной инициативы является обязанность парламента рассмотреть внесенный законопроект. Конституции большинства демократических стран закрепляют круг субъектов законодательной инициативы путем их точного перечисления, хотя этот перечень в различных странах может существенно различаться. Как правило, к их числу относят правительство и депутатов парламента. В парламентских государствах основным субъектом законодательной инициативы является правительство. В федеративных государствах этим правом наделяют законодательные легислатуры субъектов федерации. В президентских и полупрезидентских республиках правом законодательной инициативы широко пользуется президент. В ряде стран правом вносить законопроекты наделены избиратели в порядке реализации народной правотворческой инициативы, а также некоторые органы государства по предметам своего ведения (например, судебные). Регламент палат парламента подробно регулирует саму процедуру осуществления законодательной инициативы. Иногда определенные законы вносятся только в верхнюю палату (в ряде государств Латинской Америки, Азии, Африки). Традиционной законодательной процедуре предшествует этап подготовки закона, который не рассматривается как часть законодательного процесса. Однако в ряде стран существуют законы, закрепляющие нормы, относящиеся к стадии, предшествующей реализации законодательной инициативы. Проект закона может быть подготовлен гражданами и выдвинут в порядке реализации народной правотворческой инициативы. В этом случае требуется большое число подписей граждан в поддержку законопроекта. Обсуждение законопроекта — это наиболее продолжительная стадия, когда внесенный законопроект рассматривается как в комитетах, так и на заседаниях парламента. Как правило, законопроект проходит три чтения. В первом чтении решается вопрос о целесообразности принятия закона, во втором — он совершенствуется и «обрастает» многочисленными поправками, а в третьем — принимается в целом. Законопроект, одобренный в третьем чтении той палатой, в которую он был внесен, при необходимости направляется в другую палату. Процесс обсуждения во второй палате бикамерального парламента проходит ту же процедуру обсуждения, что и в первой палате. При наличии двухпалатной структуры парламента требуется одобрение законопроекта обеими палатами. В случае разногласий между ними применяются различные согласительные процедуры. После принятия согласованного проекта закона палатами он подлежит промульгации главой государства. В течение определенного конституцией времени со дня принятия парламентом закона глава государства может воспользоваться правом вето. Различают абсолютное (резолютивное) вето, которым пользуется монарх, и отлагательное (суспензивное), которое наличествует у президента. Абсолютное вето означает невозможность принятия данного закона и преодолеть его нельзя. Отлагательное вето предполагает возражения президента против законопроекта, которое может быть преодолено как путем голосования квалифицированным большинством депутатов парламента, так и внесением в законопроект устраивающих президента изменений (капитуляция). Законы подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.
|